Внеклассное мероприятие «Правила поведения за столом»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассное мероприятие «Правила поведения за столом»
Автор: Пескова Елизавета Сергеевна

ГБОУ школа-интернат «Преодоление»Урок культурыТема: «Правила поведения за столом»2 классВоспитатель: Пескова Е.С.г.о. Самара, 2017 годЦель: 1. Повторить правила поведения за столом. 2. Познакомить с правилами сервировки стола. 3. Познакомить с правилами пользования столовыми приборами и салфетками. 4. Воспитать доброжелательное отношение друг к другу.Ход урока:1. Оргмомент. Уч.: Прозвенел уже звонок, начинается урок. Встаньте, дети, не ленитесь, Все мне дружно улыбнитесь.У нас сегодня гости. Поприветствуем их и друг друга улыбками. Садитесь.Сегодня у нас урок культуры. Его тема: «Правила этикета за столом». Кроме этого мы поговорим о сервировки стола и о том, как правильно пользоваться приборами.Уч.: Тысячу лет назад люди не знали ни вилок, ни ложек, ни ножей. Воины, возвратившиеся из похода, кинжалами и охотничьими ножами отрезали мясо от туши. Громко чавкая, сопя, они с треском разгрызали и высасывали мозговые кости. Измазанные жиром бороды и руки они вытирали о свои кожаные камзолы. Зрелище было отвратительным. Если бы вы оказались на таком пиршестве, у вас пропал бы всякий аппетит. Вы, конечно, умеете пользоваться вилкой и салфеткой. Вы нисколько не похожи на этих диких людей, но между тем мы, взрослые, делаем вам замечания в связи с нарушениями правил поведения за столом, в столовой.Понятие этикета пришло к нам от французов. В 16 веке каждому гостю перед трапезой приносили перечень правил этикета за столом, так называемые «этикетки». В то время слова «этикет» не существовало, а правила уже все соблюдали, что считалось традицией.Правила этикета за столом у разных народов существенно отличаются, у всех свои традиции, национальные особенности. Есть общие правила, они едины, и их должен знать каждый уважающий себя человек:3. Как правильно накрыть стол.Уч.: Приятные вкусовые качества должны дополняться красиво оформленным столом, что и создает хорошее настроение. Стол не следует сервировать задолго до начала еды: блюда теряют свой привлекательный вид и остывают. Скажите, по каким случаям мы накрываем стол, сервируем его? Дети: Каждый день, по праздникам.Уч.: Да, есть сервировка стола повседневная. Это, когда мы накрываем стол на завтрак, обед, ужин и вечерний чай.Уч.: А еще есть сервировка стола праздничная. Очень часто мы встречаем гостей и любим это делать. Сейчас я покажу и расскажу как правильно накрыть праздничный стол (показ учителем). 1. Стол для праздничного обеда или ужина накрывают белой скатертью. Можно поставить на стол букетик цветов, только маленький, чтобы люди видели друг друга.2. В центре стола обычно ставят вазу с фруктами, а еще прибор, в котором насыпаны соль, перец.3. Ближе к центру размещают холодные закуски. Хлебницы ставят на разных концах стола.4. Напитки расставляют ближе к центру по средней линии стола, в разных местах.5. На равном расстоянии друг от друга расставляют большие мелкие тарелки.6. Вилка должна лежать слева углублением вверх, нож и ложка справа.7. Бокалы или фужеры ставят перед тарелкой.8. Обязательно должна присутствовать салфетка. Но она не роскошь, а предмет необходимости. Салфетка служит для предохранения одежды от загрязнения, для вытирания губ и пальцев. Салфетки кладут слева от вилок. Салфетку можно положить между ножом и вилкой. Можно положить на месте тарелки или поверх нее, в зависимости от того, как она сложена.4. Как правильно пользоваться приборами?Уч.: Итак, стол накрыт! Но не все из вас еще знают, что
  • Женщины приглашаются к столу первыми, за ними садятся мужчины.
  • Опаздывать за праздничный стол нельзя, это говорит о вашей невоспитанности, показывает ваше неуважение к другим приглашённым.
  • За стол садиться нужно аккуратно, чуть отодвинув стул. Усаживайтесь не сильно близко к столу, к другим гостям, оставьте небольшое расстояние, чтобы вам было удобно кушать, сидеть.
  • Этикет поведения за столом:
  • За праздничным столом не допустимо положение рук согнутых в локтях на столе.
  • Изделия из теста следует кушать аккуратно руками, отламывая кусочки, нельзя резать ножом, не принято кусать хлеб. 
  • Когда кушаете, не наклоняйтесь слишком низко к столу, аккуратно подносите вилку, ложку с едой ко рту. Не торопитесь во время еды, кушайте медленно, не чавкайте, не прихлёбывайте.
  • Запомните, что вилку нужно держать в левой руке, нож в правой. На сегодняшний день именно так принято правильно кушать мясные блюда и блины. 
  • Нож не используют при еде макаронных изделий. В данном случае кушают с помощью вилки и ложки. 
  • Рыбу едят с помощью рыбного прибора. Вилкой необходимо придерживать кусочек рыбы, а с помощью рыбного ножа отделять кости.
  • Кусок пиццы держат в руке на салфетке, а правильнее начинать есть блюдо с острого края.
  • Нельзя крутить в руках фужеры, столовые приборы.
  • Нельзя вести беседы, если кушаете, также неприлично сидеть спиной к соседу по столу.
  • Если вы хотите попробовать какое-либо из блюд, но дотянуться до него не можете, попросите соседа по столу помочь вам.
  • Нельзя делать никому замечания, если вам знакомы правила этикета.
  • Уч.: А теперь попробуем ответить на некоторые вопросы. Итак, первый вопрос:1. Почему нельзя крошить котлету или сырник? (Раскрошенная пища быстро стынет, делается невкусной и на тарелку неприятно смотреть)2. Почему неприятно выплевывать косточки из компота? (Нужно вначале незаметно выплюнуть косточку в ложку, а потом положить на блюдце. Если ложечка отсутствует, то нужно наклониться к столу и незаметно выплюнуть прямо на тарелку)3. Почему нельзя разговаривать с полным ртом едой? (Можно подавиться, выронить пищу изо рта. Поэтому следует сначала проглотить пищу, а потом уже разговаривать. Во время еды нельзя громко прихлебывать, стучать ложкой по тарелке, нужно стараться есть беззвучно)4. Почему нельзя есть с ножа? (Можно поранить рот)5. Как поступить, если тебе нужно что-нибудь достать с другого края стола? (Вежливо попросить соседа, чтобы он передал)6. Почему ложку, которой вы едите, нельзя класть на скатерть? (Потому что можно запачкать скатерть)7. Как нужно обращаться с хлебом? (Не нужно катать шарики из хлеба, нельзя его крошить зря, нужно доедать кусочек до конца)8. Что нужно сделать после того, как вы закончили кушать? (Следует поблагодарить хозяйку, если вы в гостях, а дома – маму) Уч.: Молодцы, ребята! Весь год мы с Вами занимались в «Кулинарной школе», готовили вкусные и полезные блюда. Давайте вспомним, что именно мы готовили. И последнее занятие в кулинарной школе, вы выполнили дома, а готовили вы МХАЛИ ИЗ КАПУСТЫ. А теперь, мы посмотрим, как вы внимательно меня слушали. Попробуйте сами накрыть стол (2 пары накрывают под музыку стол). Уч.: Молодцы, ребята! Так красиво, что кушать захотелось.9. Итог урока.Уч.: Наш урок культуры подходит к концу. Теперь вы смело можете приглашать гостей. И они, я думаю, будут в восторге от вашего гостеприимства. В этом вам могут помочь различные журналы и книги про еду и сервировку стола. Некоторые вы видите здесь (показ книг). А еще я хотела бы раздать вам памятки «Как сервировать праздничный стол». (раздаются памятки). А я вам говорю «Приятного аппетита», и приглашаю наших гостей отведать МХАЛИ ИЗ КАПУСТЫ.