"Здоровый образ жизни с раннего детства"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Здоровый образ жизни с раннего детства"
Автор: Кирова Юлия Владимировна
САХА РЕСПУБЛИКАТЫН YРЭИН МИНИСТЕРСТВОТАМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)MINISTRU OF EDUCATION THE SAKHA REPUBLIKA (YAKUTIA)МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«УСТЬ-НЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №3 «СКАЗКА»678730, Республика Саха (Якутия), Оймяконский улус (район), пос. Усть-Нера, ул. Андрианова, д.5;т., ф. 8 (41154) 207-59, 8 (41154) 2-00-76; e-mail: ; http: skazka-nera.ruОКПО 55659619; ОГРН 1021400792357; ИНН 1420003609; КПП 142001001; БИК 049805001««Здоровьесберагающие технологии в работе с детьми раннего возраста»Проект «Здоровый образ жизни с раннего детства» 1слайд -тема ««Здоровьесберагающие технологии в работе с детьми раннего возраста, разработала и написала проект «Здоровый образ жизни с раннего детства» Основная идея:Если мы будем выстраивать в системе и применять здоровьесберегающее технологии, то в дошкольном образовательном учреждении создадим максимально возможные условия здоровьесберегающей среды для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья. 2 слайд Актуальность Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии.3 слайд ПроблемаЗдоровый, закаленный, физически крепкий ребенок, как правило, активен, жизнерадостен, вынослив. Он быстро приспосабливается к окружающим условиям, хорошо противостоит неблагоприятным воздействиям среды, уверенно выполняет разнообразные виды движений.Здоровье детей — это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого. Распространенные в настоящее время проблемы со здоровьем, связаны в основном с развитием внутриутробного и раннего периода. Мы должны правильно направить ребенка, создать ему условия для сохранения и укрепления здоровья. Для этого мы выбрали здоровьесберегающие технологии. Однако, чтобы воспитание детей проходило более плодотворно, здоровьесберегающие технологии необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс в системе.4 слайд На данном слайде представлены статистические данные по заболеваниям детей в Нытвенском районе, возраст от 1 года и выше.По данным детского педиатра Нытвенского района, заболеваемость ребят в дошкольных учреждениях из года в год остается высокой. Приблизительно 20 - 27% детей относятся к категорий часто и длительно болеющих. Причем, именно они дают 50-60% всех заболеваний детей до 7 лет. На первом месте во всех возрастах стоят заболевания органов дыхания. Результаты исследований по Нытвенскому району говорят о значительном увеличении числа (в %) различных отклонений в состоянии здоровья детей.5 слайдОбъект – здоровьесберегающие технологии. Предмет –применение здоровьесберегающих технологий в МБДОУ УНДС №3 «Сказака» в группе раннего возраста6 слайдЦель - Создать здоровьесберегающую среду и условия для формирования и воспитания здорового образа жизни с применением здоровьесберегающих технологий с раннего детства.7 слайдПеред вами на слайде представлены задачи проекта (можно не читать выдержка 2минуты )8 слайдГипотеза - если в группе раннего возраста создать здоровьесберегающую среду для развития, воспитание жизни деятельности здорового ребенка, систематически применять здоровьесберегающие технологии, то это позволит нам снизить заболеваемость и добиться хороших результатов всестороннего гармонического развития малыша. Нам очень важно, чтобы за период пребывания в ДОУ ребенок вырос, окреп, успешно овладел знаниями. Поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения надеется, что совместная работа медиков, педагогов и родителей поможет нашим детям стать истинно здоровыми.Участники: - дети раннего возраста 1,5-3 младшей группы – непосредственно воспитатель и родители.Срок реализации проекта – 4 месяца (май, июнь, июль, август ).9 слайдПредполагаемый результат: укрепление здоровье детей, содействовать их нормальному развитию и закаливанию;коррекция у ребенка осанки и плоскостопия;стимулирование и развития мышц лица для правильного глотания, профилактика челюстной деформации;профилактика предупреждения близорукости (упражнения В.Ф. Базарного).пропаганда здорового образа жизни, всех участников реализации проекта; вырабатывание детьми привычку к систематическим занятиям физической культурой и привлечения их, и к соблюдению и выполнению санитарно-гигиенических норм; формирование у детей и родителей о здоровом и правильном полноценном питании;улучшение кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, систематическое применение дыхательной гимнастики; ориентация здорового образа жизни через заботу о своём здоровье.10 слайд Механизм реализацииОрганизация работы проекта «Здоровый образ жизни с раннего детства» - проводиться с мая 2017 года по 31 августа 2017 года, делится на 3 периода:1. Организационный. Основная цель - заложить основы по написанию документации (написания проекта «Здоровый образ жизни с раннего детства», а также разработка плана мероприятий, сценарии, родительское собрание, презентации - наглядный материал, буклеты, формы и методы проведения). 2. Основной период. Проведения и реализация комплекса мероприятий для формирования и воспитания фундамента здорового образа жизни на основе: (утреней гимнастики на свежем воздухе, дыхательная гимнастика, миногимнастика, закаливающие процедуры бег по утреней росе с вытиранием растиранием на сухо, обливание рук, корригирующая гимнастика, физкульт-минуток, релаксация перед сном –слушание спокойной музыки, упражнения для глаз- предупреждение близорукости. Подвижные игры, полноценное калорийное питание, витаминизация, проведения родительского собрания, копилка народной мудрости поговорки и пословицы о здоровье, валеологические семинары «Красота, любовь, здоровье».3. Итоговый - заключительный период. Подведение итогов. Мониторинг, родительское собрание обсуждение результатов по проекту. 11 слайдК основным направлениям реализации проекта здоровьесберегающих технологий оздоровительной деятельности в ДОУ следует отнести:организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;организацию питания;обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;физическое развитие детей.12 слайд Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей в ДОУ регламентируется целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые должны знать и выполнять все работники дошкольного учреждения, в том числе уход за ребенком — это, прежде всего обеспечение чистоты его тела, одежды, постели, на которой он спит. У ухоженного ребенка в порядке нос, есть носовой платок, волосы его расчесаны, ногти пострижены и т.п. Необходимо выделить сугубо педагогические аспекты при организации санитарно-эпидемиологического режима в ДОУ. Все они связаны с обеспечением ухода за детьми и должны стать первым критерием профессионализма педагогов и качества оздоровительной работы. Организация питания детей на оздоровление детей и оптимизацию физического развития, правильный подбор продуктов питания, являющихся натуропатическим средством оздоровления и лечения детей и взрослых, по вкусу ли ребенку пища, созданы ли все необходимые условия для ее наилучшего усвоения.13 слайд Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в ДОУ предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Воспитатель должен видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их стрессового воздействия при помощи специальных приемов и технологий.Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры и физическая нагрузка. Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами системы лечебно-профилактической работы и физического воспитания детей в дошкольном учреждении. 14 слайд Лечебно-профилактическую работу следует проводить по специальной программе, которая, в свою очередь предложила нам ЦРБ (центральная районная больница), разрабатывается на основе анализа заболеваемости детей, на основе анализа состояния здоровья и физического развития детей ДОУ, необходимо предусмотреть основные разделы:— профилактика заболеваемости в периоды межсезонья и гриппа; — профилактика отклонений в физическом развитии; — общеоздоровительная работа,— санитарное просвещение родителей.Профилактическая работа по снижению заболеваемости делится на три этапа: подготовительный, интенсивной профилактики, восстановительный. Подготовительный этап длится не менее месяца до начала подъема заболеваемости. Этап интенсивной профилактики длится от начала подъема заболеваемости до ее возвращения к исходному состоянию. Цель этого этапа — максимальная поддержка организма в самое неблагоприятное время. Восстановительный этап длится около двух недель после возвращения показателей заболеваемости к исходному состоянию. Его иногда называют реабилитационным. Оздоровительные мероприятия восстановительного этапа направлены на профилактику возможных осложнений после перенесенной инфекции и повышение иммунитета. Необходимо отметить, что выделение этих структурных компонентов в плане лечебно-оздоровительной работы довольно условно, поскольку закаливание организма ребенка, например, является, с одной стороны, профилактикой простудных заболеваний, а с другой — это общеоздоровительная процедура.15 слайд физическое развития малыша-Первоочередной задачей было и остается укрепление здоровья детей посредством всестороннего физического развития и закаливания. Физическое развитие детей направлено на улучшение состояния здоровья, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику на улице в летнее время, гимнастика после сна, физкультурные паузы, физкультурные занятия в летнее время на воздухе, подвижные игры, спортивные упражнения, музыкально-физкультурные развлечения, самостоятельная двигательная деятельность. 16 слайд Профилактика отклонений развития малышаВ качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать здоровьесберегающие технологии применение их систематически в ДОУ:непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж), а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков; реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).17 слайд Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.18 слайд Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей, способствует укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета». В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем « дорожку здоровья».19 слайд Дыхательная гимнастикаДыхательная гимнастика очень полезна для организма ребенка: она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы. Благодаря дыхательной гимнастике, дети научатся расслабляться и успокаиваться. При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно - сосудистой системы ребенка.Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений.20 слайд и 21 слайд Развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. Способствует повышению речевой активности;развивает речевые умения и навыки;снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;активизирует познавательный интерес;улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. (переключение на другой слайд)Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Тренируя пальцы мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовку руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников – развиваем и языковой аппарат. Работа с детьми дает тогда положительные результаты, когда проводится планомерно в системе.22 слайд Артикуляционной гимнастики При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.Проводить их лучше эмоционально в игровой форме, начинать гимнастику следует с упражнений для губ. Регулярное выполнение поможет:- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);- улучшить подвижность артикуляционных органов;- укрепить мышечную систему языка, губ, щек- уменьшить напряженность артикуляционных органов.23 слайд САМОМАССАЖСамомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, шишкамим, еловыми веточками, карандашами, ручками, фломастерами и т.п. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладонейТочечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Релаксационные паузы» включены в режим дня детского сада. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов, а так же слушаем спокойную расслабляющую музыку в дневной сон.24 слайдЗа основу своей методики В.Ф. Базарный, доктор медицинских наук, профессор и врач, знаменитый хирург – офтальмолог, взял принцип сенсорно-моторной активности человека. Данная технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на активизацию деятельности организма и сохранение здоровья ребенка. Глаза детей будут зоркими только в условиях зрительного поиска на просторе. Режим «дальнего зрения», на который природа «рассчитала» работу мышц наших глаз, мы стараемся обеспечивать при достаточном пространственном обзоре, лучше всего в условиях естественной экологической среды. 25 слайд Натуротерапия В период заболеваний для профилактики используем чеснок, лук, в летнее время в столовой приготовляют нам салаты с использованием редиски, зеленного лука, укропа, петрушки, огурцов, помидор, кабачков, и.многое другое, дают на полдник фрукты.Профилактикой лечебной процедуры смазываем нос оксолиновой мазью. 26 слайд Работа с родителями Перечисляю что на слайде. ЗНАКОМСТВО РОДИТЕЛЕЙ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКАЗНАКОМСТВО С СОДЕРЖАНИЕМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫОБУЧЕНИЕ КОНКРЕТНЫМ ПРИЕМАМ И МЕТОДАМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМААНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКАСЕМИНАРЫ ПО ВАЛЕОЛОГИИ «КРАСОТА,ЛЮБОВЬ, ЗДОРОВЬЕ»ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ДОСУГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, РАЗВЛЕЧЕНИЙ27 слайд провожу практику С шишкой 28 слайд Итог Применение систематических здоровьесберегающих технологий в работе с детьми мы непосредственно создаем здоровьесберегающую среду в ДОУ, цель которой – обеспечивает дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья ребенка. Таким образом, комплексный подход к воспитанию здорового ребенка позволил нам снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в физическом развитии детей. Нам очень важно, чтобы за период пребывания в ДОУ ребенок вырос, окреп, успешно овладел знаниями. Поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения надеется, что совместная работа медиков, педагогов и родителей поможет нашим детям стать истинно здоровыми.