«Речевое развитие детей 2-3 лет в процессе обучения составление рассказа по сюжетным картинкам»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Речевое развитие детей 2-3 лет в процессе обучения составление рассказа по сюжетным картинкам»
Автор: Глазунова Наталья Николаевна

Государственное Казенное Учреждение Здравоохранения СДР «Теремок» г. Твери План по самообразованию:«Речевое развитие детей 2-3 лет в процессе обучения составление рассказа по сюжетным картинкам» Воспитатель первой квалификационной категории: Глазунова Наталья Николаевна гверь 2023 г.«Речевое развитие детей 2-3 лет в процессе обучения составление рассказа по сюжетным картинкам». Цель: повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства; объединить усилия педагогов – дефектологов, родителей по воспитанию детей и детей с ОВЗ в обучении составление рассказа по картинкам, сюжетным картинкам, развивать мышление воображение, творческие и познавательные способности каждого ребенка задачи: - разработать перспективный план работы с детьми, с детьми с ОВЗ по теме « речевое развитие детей 3-4 лет в процессе обучение составление рассказа по сюжетным картинкам; - развивать монологическую речь: - расширить словарный запас слов; совершенствовать разговорную речь чить ( по плану ,образцу) рассматривать, рассказывать и описывать содержание сюжетной картины; - учить связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы; Формы работы:Методы и приемы: наглядный: показ, рассматривание художественных произведений, иллюстраций сюжетных картин, показ способа действий с ними; практический: чтение литературы по теме, составление вопросов, образец рассказа по картине воспитателя или ее части; игровой: игровые упражнения; В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов: 1. подготовка детей к восприятию содержания картины: (предварительная беседа, чтение художественной литературы по теме, целью - обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя; 2 разбор ее содержания 3 обучение составлению рассказа 4 анализ детских рассказовТребование к отбору картин:-Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; - картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; -картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.Выделяется несколько видов рассказов детей по картине:- описание предметных картин;- описание сюжетной картины;- рассказ по последовательной серии сюжетных картин;- повествовательный рассказ по сюжетной картине;-описание пейзажной картины и натюрморта.-Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на  картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий писание сюжетной картины  – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. -Рассказ по последовательной сюжетной серии картин ребенок рассказывает о содержании каждой  сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ - Повествовательный рассказ по сюжетной картине. Ребенок придумывает  начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.  При выборе картины, серии картин для занятия должны учитываться знания детей (что они знают) 1.О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок); 2.Их действиях (гуляют, играют, едят); 3.О месте действия (Где?, В лесу, дома); 4.О времени действия (Когда?).   Структура занятий с учетом возрастных особенностей по обучению рассказыванию по картине:1) Предварительная беседа (напоминание)+потешки, стихи, сюр. моменты.2) Рассматривание картины, небольшая пауза3) Вопросы (Кто это? Что это? Что делают ?). Вопросы ставятся от основного объекта к второстепенным, раскрывая связи между ними.4) Обобщающий рассказ педагога (2-3 пр.) После занятия картина остается еще в группеПосле такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине.Методика занятий.На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано; 3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.Методика проведения занятий по картинам 1 Вступительная часть. 2 Основная часть.  1 этап. Первичное созерцание картины. 2 этап. Беседа по картине. Главный методический приём – вопросы3 этап. Обобщающий рассказ педагога по картине. Можно повторить рассказ ещё раз, используя приём совместного рассказывания.III. Заключительная часть (в игровой форме). Формы работы с детьми: - совместная деятельность воспитателя с детьми: - индивидуальная работа с детьми - свободная самостоятельная деятельность детей. Формы работы с родителями: - консультации - индивидуальные беседы -оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки) - привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы. В своей работе использую такие дидактические пособия как: - иллюстрационный материал по сказкам; - иллюстрации по серии картинок по темам: »Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», »Овощи»Строим гараж из кубиков» использую технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно оммуникационные, личностно - ориентированные Актуальность: развитие связной речи через составление рассказа по картинкам, сюжетным картинкам, обучение детей рассказыванию является актуальной, являясь одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина расширяет кругозор детей, углубляет представление о окружающим мире, природных явлениях, что приводит к эмоциональному восприятию, вызывает интерес к рассказыванию по картине. Картина- это одна из главных атрибутов учебного процесса в дошкольном возрасте. Они широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дети с увлечением рассматривают картинки в книгах ,со сказками, задают интересующие их вопросы. картина дает возможность развивать память ,мышление ,воображение, речь. положительные преимущества рассматривание картины над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).Ожидаемые результаты по теме самообразования у детей: к концу учебного года дети умеют говорить не спеша, рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы несколькими словами ( предложениями) состоят предложения из нескольких слов используя существительные, прилагательные глаголы. Дети в этом возрасте много говорят, у них развивается речевая активность, увеличивается словарный запас слов. Они общаются со сверстниками, интересуются окружающим миром, пользуются формами речи (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуй) Проявляют сочувствие, доброту, переживания героев на картине Дети младшего дошкольного возраста не умеют еще рассматривать картины; они иногда неправильно понимают способы изображения объемных предметов на плоскости. Поэтому нельзя полагаться на то, что они сами во всем хорошо разберутся, если картина будет долгое время находиться в поле их зрения. Воспитатель учит детей рассматривать картину, он активно руководит восприятием детей.Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается, с беседы. Цель беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.В беседе по картине вопросы воспитателя — основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой. Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными.Постепенность рассматривания картины способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями.Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.Структура занятия:1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.Методические приемы:Вопросы (проблемные вопросы)Образец педагогаЧастичный образец педагогаСовместное рассказываниеПлан рассказаКоллективное обсуждение плана будущего рассказаСоставление рассказа подгруппамиСоставление рассказа подгруппамиОценка детских монологов Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
  • В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет .Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Разработала перспективный план по развитию речи. Выступила с докладом «Развитие связной речи детей через составление рассказа по серии сюжетной картинки» на педагогическом совете. Прошла курсы профессиональной переподготовки.на период работы по теме самообразованияСамореализация Развивающие занятия с детьми 3—4 лет Под ред. Парамоновой Л. А. — М.: OJIMA Медиа Групп, 2010. — 640 с.: ил.ISBN 978-5-373-02422-8Развивающие занятия с детьми 3—4 лет Под ред. Парамоновой Л. А. — М.: OJIMA Медиа Групп, 2010. — 640 с.: ил.ISBN 978-5-373-02422-8Учитывала принципы работы по самообразованию: - Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования - Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. - Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. - Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Сотрудничество между составом педагогическим: методист, врачи, учителя ефектологи, учителя логопеды, педагоги- психологи, воспитатели. Свою работу проводить буду о следующим направлениям: - Создание предметно- развивающей среды в группе; -подбор, пополнение серии сюжетных картин, иллюстраций , сюжетных картин; -работа с родителямиРазвивающие занятия с детьми 3—4 лет Под ред. Парамоновой Л. А. — М.: OJIMA Медиа Групп, 2010. — 640 с.: ил.ISBN 978-5-373-02422-8рПерспективы на следующий год: продолжить работу по теме речевого развития, продолжить работу по подбору сюжетных картин ,пополнени; Предполагаемый результат: сформировать у детей речевое развитие связной речи, умение вести диалог между детьми, обсуждать книги с картинами, иллюстрации, рассматривание сюжета по серии сюжетных картин. Могут отвечать сложноподчиненными предложениямиСписок используемой литературы: 1. Комплексные занятия 2младшая группа «от рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С. ,М.А. Васильевой Москва Мозаика-Синтез 2014г. 2. Гербова В.В. «Занятие по развитию речи во 2 младшей группе» (планы и конспекты) Москва Мозаика интез 2018г. 3 Гербова В.В. «Развитие речи детей в детском саду младшая группа» ( для занятий 3-4 лет) Москва Мозаика -Синтез 4 Развивающие занятия с детьми 3-4 лет под редакцией Парамоновой Л.А.,ОЛМА Медиа Групп 2018г 5. Е.И. Радина, Н.С. Карпинская, М.И Попова. Л. Новоселова; под редакцией Новоселовой С.П. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста 6.Хомякова Е.Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста»методическая литература Детство Пресс 2014г. Приложение Конспект занятия по рассматриванию картины «Дети играют в кубики»Цель. Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.Ход занятияНа столе педагога лежат строительные формы: кубы, кирпичики, ворота (арка).Воспитатель предлагает вниманию детей картину «Дети играют в кубики» (авторы серии В. Езикеева и Е. Радина). Он рассказывает, что изображено на картине. Объясняет: «Девочка сделала большие красивые ворота». Просит показать ворота, которые сделала девочка (вызывает 1–2 детей). Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, и предлагает кому-нибудь из детей построить такие же на столе. Воспитатель просит детей сравнить ворота, сделанные ребенком, с теми, что на картине, и дает образец высказывания. Дети повторяют: «Сверху ворота красные, а снизу желтые». (Хоровое и несколько индивидуальных высказываний.)Воспитатель обращает внимание малышей на то, что мальчик (показывает) строит башню, и задает вопрос: «Что строит мальчик? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.)А что, – интересуется педагог – везет мальчик в полосатой рубашке? (Машину машине – кубики.) Зачем мальчик в полосатой рубашке везет кубики? (Будет строить башню; отдаст ребятам…) Что еще вы видите на картине?» Выслушав ответы, он уточняет их, хвалит детей за наблюдательность.В заключение воспитатель рассказывает детям: «Хорошо играть в кубики, интересно! Мальчик в черных штанишках строит высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу желтая, вершинка – острая, красная. Девочка помогает ему. Она ворота сделала. Мальчик в полосатой рубашке – шофер. «Бип-бип!» – сигналит он детям. – Я вам кубики привез“».Педагог повторяет рассказ, побуждая детей договаривать выделенные слова.Затем воспитатель приглашает детей подойти к картине и рассмотреть ее. Он поощряет попытки малышей построить такие же башню и ворота, как на картине.Тема: Рассказывание по картине «Уборка урожая»Цель: Учить детей составлять связный рассказ по картине; активизировать в речи глаголы: выкапывать, срывать, выдергивать; упражнять в согласовании прилагательных с существительными. Ход занятия I.  Организационный момент. Дети отгадывают загадку: растут в огороде на грядке, кто любит их есть- у того здоровье в порядке.(овощи) II.  Работа над словарем. Дидактическая игра «Заготовим овощи впрок» Воспитатель выставляет грузовик с овощами.  Какие овощи привез грузовик?·  Как убирали овощи на огороде? картошку – выкапывали капусту – срубали помидоры – срывали морковку – выдергивали огурцы – срывали лук – выдергивали Игровое упражнение «Подбери слово-признак» (дети передают овощ по кругу орковь (какая?) - оранжевая морковь длинная, спелая, сладкая Помидоры (какие?) - красные помидоры круглые, сочные Огурцы (какие?) - зеленые огурцы длинные, спелые, хрустящие огурцы III.  Физкультурная пауза «Что где растет?» Воспитатель называет овощ. Если он растет под землей – дети садятся на корточки. Если он растет над землей – дети встают. IV.  Составление рассказа по картине. Сначала воспитатель предлагает свой зачин рассказа. Потом дети по цепочке составляют мини-рассказы по каждому фрагменту, обозначенному на картине цифрами. Концовку снова дает воспитатель. Затем, один ребенок составляет рассказ по картине в целом. Примерный образец рассказа: «Уборка урожая» Наступила осень. В огороде созрели овощи. Дети вышли собирать урожай. Саша и Витя срывают спелые помидоры. Они кладут их в корзины. Петя и Наташа выкапывают картошку. Таня носит картошку ведрами и высыпает ее в ящики. Света срывает зеленые огурцы и кладет их в ведро. Учительница помогает детям выдергивать морковку. Богатый урожай собрали дети! V.  Анализ последнего рассказа. ·  Чем понравился рассказ? ·  Какие моменты были пропущены? (если были) ·  Придумайте свой вариант названия рассказа. Тема: Рассматривание репродукции картины Веретенникова «Кошка с котятами» Цель: Продолжать учить детей внимательно рассматривать сюжетную картину; упражнять в составлении предложений; развивать внимание, зрительную память.Ход занятияI.  Организационный момент.Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и сказать, кто входит в кошачью семейку: мордочка усатая, шубка полосатая часто умывается, а с водой не знается (кошка)II.  Рассматривание картины. Примерные вопросы к разбору картины: ·  Как бы вы назвали эту картину? ·  Расскажите про кошку, какая она? ·  Чем она занята? ·  Опишите котят. ·  Чем заняты котята? ·  Какой котенок вам больше понравился? Почему?Игровое упражнение «Кто лучше запомнил?»Воспитатель убирает картину и предлагает детям вспомнить, чем занят каждый из котят. Затем картина выставляется, проверяется правильность ответов. Игровое упражнение «Кто самый внимательный?» используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое воспитателем, нужным по смыслу словом: Кошка лежит на… (коврике) Серый котенок лакает молоко из… (тарелки) Рыжий котенок играет с… (клубками) Корзина стояла на… (полке) Клубки выпали из… (корзины) III.  Физкультурная пауза «Кошкины повадки» Вам покажем мы немножко, дети идут на цыпочках Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ – топ – топ, Хвостик книзу: оп – оп – оп. Но, подняв свой хвост пушистый, дети прыгают на месте Кошка может быть и быстрой. Скок да скок, еще подскок, То вперед, а то отскок. А потом мяукнет: «Мяу!» дети бегут на свои места И в свой домик убегает.IV.  Упражнения на составление фраз – высказываний.Игровое упражнение «Составь предложение» со словами: играет, лакает, спит, наблюдает.Игра «Найди ошибку»Воспитатель читает рассказ, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Дети должны обнаружить и исправить ошибки. Выигрывает тот, кто заметил большее число ошибок и верно их исправил.У кошки Мурки два котенка. Они все одинаковые. Белый котенок с черными пятнами лакает молоко. Рыжий котенок спит рядом с кошкой. Серый котенок играет с клубками. Заботливая Мурка не смотрит на своих котят Тема: Рассказывание по картине Веретенникова «Кошка с котятами» Цель: Продолжать учить детей составлять связный рассказ по картине; упражнять в подборе прилагательных и глаголов; учить придумывать клички. Ход занятии I.  Организационный момент.Назвать семейки домашних животных. II.  Работа над словарем.Дети отгадывают загадку: научился чисто мыться не водой, а язычком научился он мяукать, любит рыбку с молочком (котенок) Игровое упражнение «Подбери слово» Какой котенок? – маленький, пушистый, игривый, шустрый, красивый, , ласковый... Что делает котенок? – мяукает, царапается, бегает, лакает, лижет, играет, спит… Игровое упражнение «Придумай кличку» котенок, который любит спать – Соня котенок, который любит играть  Игрунчик котенок, который любит царапаться – Царапка полосатый котенок – Тигренок пушистый котенок – Пушок рыжий котенок – Рыжик Воспитатель предлагает детям вспомнить, на какой картине они уже видели таких котят? (выставляется картина)III.  Физкультурная пауза «Кошкины повадки» Какими бывают котята, мы рассказали. А теперь давайте покажем, какой бывает кошка: Вам покажем мы немножко, дети идут на цыпочках Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ – топ – топ Хвостик книзу: оп – оп – оп. Но, подняв свой хвост пушистый, дети прыгают на месте Кошка может быть и быстрой. Скок да скок, еще подскок, То вперед, а то отскок. А потом мяукнет: «Мяу!» дети бегут на свои места И в свой домик убегает. IV.  Составление рассказа по картине.Воспитатель предлагает детям придумать название картине. Затем, дает свой образец рассказа. Примерный образец рассказа: «Кошка с котятами» У кошки Мурки три котенка. Они все разные. Котенок Соня спит рядом с кошкой. Рыжик играет с клубками. А Пушок лакает молоко. Мурка внимательно смотрит за своими котятами. Дети самостоятельно составляют рассказы.V.  Анализ рассказов. ·  Чей рассказ вам понравился? Почему? ·  Чей рассказ вы хотели бы дополнить? Рассматривание репродукции картины «Куры» Цель: Формировать навык целенаправленного восприятия сюжетной картины; упражнять в образовании притяжательных прилагательных, составлении распространенных предложений.Ход занятияI.  Организационный момент. Дидактическая игра «Чей клюв? Чье крыло?» Воспитатель показывает детям картинки с изображением частей тела домашних птиц и просит их назвать.II.  Рассматривание картины  «Куры и петух» Примерные вопросы к разбору картины: ·  Кого вы видите на картине? Показать и назвать. ·  Как можно назвать их всех вместе? ·  Расскажите про петуха. Какой он? ·  Сравните петуха и курицу, чем они похожи и не похожи. ·  Опишите, как выглядят цыплята? ·  Как вы думаете, чем занята мама – курица? ·  Зачем курицы подошли к миске с водой? Дидактическое упражнение «Кто кем был?» петух – цыпленком курица – цыпленком цыпленок  яйцом Дидактическое упражнение «Кто как подает голос?» петух – кукарекает, поет курица – кудахчет, квохчет цыпленок – пищитIII.  Физкультурная пауза «Петушок». Воспитатель «превращает» всех детей в петушков. кукареку, я кричу дети идут по кругу, высоко поднимая колени,Разбудить ребят хочу! руки за спиной изображают хвостНа ногах моих сапожки выставляют ногу поочередно,На ушах висят сережки показывают руками сережкиНа головке гребешок наклоняют голову влево, вправоВот какой я петушок!IV.  Упражнения на составление фраз – высказываний.Игра «Волшебная цепочка». Дети составляют и распространяют предложение по картине, добавляя каждый по одному слову. Цыплята нашли жука. Цыплята нашли большого жука Цыплята нашли большого черного жука. Цыплята нашли большого черного жука на птичьем дворе. Игровое упражнение «Составь предложение» со словами: заботливая курица, важный петух, куриная семейка.Тема: Рассказывание по картине «Курочка» Цель: Продолжать учить детей составлять связный рассказ по картине; учить придумывать клички; закреплять состав семеек домашних птиц. Ход занятия I.  Организационный момент.Дидактическое упражнение «Кто как подает голос?» Воспитатель читает стихотворение, а дети хором «подают голос». Наши уточки с утра – крякрякря! Наши гуси у пруда – га – га – га А индюк среди двора – бал – бал – бал! Наши курочки в окно – ко – ко – ко! Петушок поутру нам поет – кукареку! Как всех этих птиц называют одним словом?II.  Работа над словарем.Вспомните, какую картину о домашних птицах мы рассматривали на прошлом занятии? ·  Кто входит в утиную семейку? (утка, селезень, утенок) ·  Кто входит в гусиную семейку? (гусыня, гусь, гусенок)·   Кто входит в индюшиную семейку? (индюшка, индюк, индюшонок) ·  Кто входит в куриную семейку? (курица, петух, цыпленок) Игровое упражнение «Придумай кличку» пестрая курица – Пеструшка белая курица – Белянка черная курица – Чернушка рыжая курица – Рыжуха курица с хохолком – ХохлаткаIII.  Физкультурная пауза «Петушок». Воспитатель «превращает» всех детей в петушков. Кукареку, я кричу дети идут по кругу, высоко поднимая колени, Разбудить ребят хочу! руки за спиной изображают хвост На ногах моих сапожки выставляют ногу поочередно, На ушах висят сережки показывают руками сережки На головке гребешок наклоняют голову влево, вправо Вот какой я петушок!IV.  Составление рассказа по картине.Картина закрыта экраном. Воспитатель открывает по одному фрагменту, предлагая детям составить по нему предложение. Затем, дети составляют рассказ по картине в целом.Примерный образец рассказа: «Куры» Куриная семейка вышла на птичий двор. Рыжуха и Белянка захотели пить. Они подошли к миске с водой. Заботливая курица Пеструшка учит своих цыплят клевать зерна. Два цыпленка нашли большого жука. Важный петух внимательно смотрит за своей семейкой.V.  Анализ рассказов. ·  Чей рассказ понравился? Почему? ·  Какие моменты были пропущены?·   Найдите ошибку в предложении (если есть). ·  Придумайте свой вариант названия рассказа.Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» из серии домашние животные. Описание картины. Цель: научить детей составлять рассказы-описания на основе восприятия картины разными органами чувствЦель:закрепить умение составлять рассказ по картине, отражая увиденное на картине и используя личный опыт; учить соотносить название животных и их детенышей, закреплять слова, обозначающие действие; воспитывать интерес к животным, желание ухаживать за ними, рассказывать о них.Словарная работабелолапый, рыжий, серый. Ход работы 1. Показ картины, вспоминаем название, придумываем новое.2. Вопросы к детям: Кто нарисован на картине? Что делают котята? Что делает рыжий котенок? Какого еще котенка вы видите? Что можно про него сказать? Что делает третий котенок? Какая кошка — мама? Как она смотрит на котят? 3. Образец рассказа педагога. 4. Составление рассказов детьми. 5. Оценка детских рассказов педагогом и детьми. 6. Игра: педагог – кошка — мама, дети – котята, дети исполняют команды (физминутка). 7. Педагог предлагает послушать историю, сопровождая показом игрушек, иллюстраций. 8. Анализ занятия ( вопросы к детям: Что узнали? Что поняли?)Например, перед составлением описательного рассказа по картине «Кошка с котятами».1. Понаблюдать за живой кошкой с котятами 2. Предложить каждому ребенку угостить животных тем, что они любят 3. Расширить знания об особенностях, внешнем виде, повадках разных животных (через иллюстрации, чтение художественной литературы) 4. Поиграть в настольно-печатные игры, например, «большие аленькие» 5. Предложить каждому ребенку сравнить две игрушки.Подготовительная работа помогает воспроизвести в реальной жизни ребенка те связи и зависимости, которые он должен будет установить в картине и объяснить в монологическом диалоге.