"Инновационные технологии речевого развития"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационные технологии речевого развития"
Автор: Вялик Алла Иосифовна
«Инновационные технологии речевого развития»Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:-владение речью как средством общения и культуры;- обогащение активного словаря;-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;-развитие речевого творчества;-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные технологии:Технология наглядного моделированияИспользуя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений - символов, знаков.2. ИКТ-технологииПрименение ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.СинквейныСинквейн с французского языка-нерифмованного стихотворения переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.МнемотехникаИспользование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.5.КинизиологияКинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.6.БиоэнергопластикаБиоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.7.Технология ТРИЗТриз-это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. Триз располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества.Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всём: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.8.LEGO-технологияПрименение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции.Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологииоказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.Применение инновационных методов и приёмов помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения.