Цели, задачи и принципы организации игровой деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цели, задачи и принципы организации игровой деятельности
Автор: Корецкая Елена Евгеньевна

Цели, задачи и принципы организации игровой деятельностиПрофессиональное мастерство педагога дополнительного образования проявляется в том, что он должен уметь организовывать деятельность воспитанников, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Цели игровой деятельности (по Г.К. Селевко):
  • Дидактические: познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, расширение кругозора.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей.
  • Воспитывающие: воспитание нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коммуникативности, самостоятельности, воли.
  • Социализирующие: адаптация к условиям среды; приобщение к нормам и ценностям общества; саморегуляция; обучение общению.
  • Задачи игровой деятельности:
  • развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
  • развитие воображения;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • формирование нестандартного мышления;
  • развитие координации и мелкой моторики;
  • Принципы организации игровой деятельности, сформулированные П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым:
  • активностьосновой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил;
  • открытость и доступность игры. Свободное участие желающих, игра должна быть проста и понятна;
  • динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовки;
  • наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;
  • занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности;
  • принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества;
  • коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, учит мыслить и действовать сообща;
  • целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника;
  • самодеятельностъ и самостоятельность игрока в игре — это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;
  • состязательность и соревнование в игре. Побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;
  • результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
  • достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определенность будущего.
  • принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе.
  • Игра — «генератор» учебных проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре.Игра и её реквизитПо латыни requisitium означает необходимое, нужное. Реквизитом может служить практически любая вещь, созданная человеком.Предметы спортивного мира. Мячики и мячи, скакалки, обручи, булавы, летающие диски, шахматы, шашки, кубки, медали, сетки волейбольные, санки, клюшки, шайбы, лыжи, воздушные змеи, бумеранги, канаты, качели и т.д.Предметы быта. Бумажные и полиэтиленовые пакеты, сумки, стулья, столики, столовые приборы, одноразовая посуда, деревянные ложки, кухонные доски, прищепки, кухонные губки, мочалки, салфетки, вёдра, кашпо для цветов и т.д.Канцелярские приспособления. Блокноты, конверты, листы бумаги разных цветов, пластилин, цветные мелки и краски, фломастеры, маркеры, карандаши, ручки, резинки, скрепки, гуашь, скотч, тетради, папки для бумаг и т.д.Предметы одежды. Платки носовые, шарфики, пуговицы, нитки, застёжки, резинки для волос, заколки, полотенца, вещи из бабушкиного сундука, береты, разновидности ремней, украшения, шапочки для купания, свитера, футболки, галстуки и т.д.Другие предметы, сопровождающие нашу жизнь. Шнуры, книги, свечи, звонки, картины, фонарики, коробочки из-под киндер-сюрпризов, бутылки, шкатулки, железнодорожные билеты, коробки от компьютерных дисков, кошельки, мыльницы, соломинки, сумки, рюкзаки, и т.д.Природный материал. Песок, камешки, жёлуди, орехи, каштаны, цветочки, перья, шишки, палочки, иголки.Предметы из мира досуга. Кассеты, диски, коробки от дисков, микрофон, газеты, журналы, карнавальные маски, игрушки, игральные кубики, фишки, настольные игры, надувные шары, музыкальные инструменты, флажки, фантики, кегли, кубики, мозаики, качалки, резиновые игрушки, домино, серпантин, матрацы и резиновые круги, детские обручи и т.д.Школьные предметы. Ранцы, портфели, пеналы, транспортиры, линейки, энциклопедии, альбомы и атласы, магнитные доски, резиновые штампы, детали конструкторов, закладки.Съедобные предметы. Конфеты, печенье, чипсы, бублики, маленькие шоколадки, фрукты, маленькие пакеты с соком, и т.д. Съедобные предметы нужно использовать в игре крайне ограниченно и осторожно. К игровому реквизиту есть несколько требований. уместность (использовать необходимо лишь наиболее нужный и эффективный);
  • соответствие возрастным и психологическим особенностям участников игры);
  • экологическая чистота и безопасность (реквизит не должен вредить здоровью или быть травмоопасным);
  • эстетичность, привлекательность, яркость;
  • достаточный размер и объём (доступность для наблюдения всем присутствующим);
  • многофункциональность;
  • удобство, транспортабельность, действенность.