Особенности организации учебного процесса у детей с ОВЗ (в том числе с РАС). Роль и место игровых моментов.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации учебного процесса у детей с ОВЗ (в том числе с РАС). Роль и место игровых моментов.
Автор: Бойчук Ольга Григорьевна
Особенности организации учебного процесса у детей с ОВЗ (в том числе с РАС). Роль и место игровых моментов. Одной из серьезных проблем последних десятилетий является увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Под этим определением подразумеваются дети с физическими и/или психическими недостатками, которые не могут освоить образовательные программы без специальных условий. Игра занимает важное место в жизни каждого ребенка. Этот вид деятельности является ведущим с самого раннего возраста. Благодаря игре дети учатся ориентироваться в социальном мире, усваивают правила и нормы и начинают понимать, как вести себя подобающим образом. В играх есть сюжет, тема, история. Это тоже обучение. Существуют различные роли и диалоги. Смысл и ценность игры заключается в диалоге, продолжении истории и развитии сюжета. Есть вещи, которые невозможно усвоить без общения, и игры помогают в этом. Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) играют иначе, чем дети с типичным развитием, а в некоторых случаях могут вообще не играть. Поскольку игра является основой для обучения, важно помочь детям с РАС развить игровые навыки и шире использовать их в процессе обучения.Так, например, игра «Тише мыши» учит обучающегося сидеть тихо и прислушиваться к учителю, главное частое повторение. Игра «Один, два, три, четыре, пять» учит ждать своей очереди, следовать инструкции. Дети выстраиваются в ряд и начитают называть свой номер по порядку, учитель произносит слово «Бум» дети меняются местами. Игра «Мне нужна помощь» учит попросить о помощи. Игра «Кофе» учит делиться с другими, согласовывать свое поведение с другими, расширять словарный запас.Дети подражают поведению взрослых, с удовольствием взаимодействуют с ними и инициируют игры. После этого ребенок начинает интересоваться сверстниками и взаимодействовать с ними. Дефицит социальной связанности, способности инициировать и поддерживать социальные взаимодействия, присутствует у всех детей с ASD. Поэтому мы на своём примере показываем детям как играть и общаться.Помогая детям с аутизмом научиться играть, полезно знать о препятствиях, которые могут повлиять на эти навыки. Например, у некоторых детей с аутизмом могут быть ограниченные интересы: они могут играть с одной или двумя игрушками, повторять одно и то же действие снова и снова или играть только с некоторыми игрушками.Применяя игру в своей профессиональной деятельности важно учитывать ряд моментов.Проводить игру необходимо в положительном эмоциональном настрое. Включать в нее любимые предметы ребенка (или хорошо ему знакомые). Практиковать основные навыки игры, такие как подражание и сопоставление. Расширять интересы ребенка, предлагая ему новые игры.Особую роль имеет формирование навыков имитационной игры. Основной задачей при этом является развитие основных навыков имитации игрового поведения разной степени сложности в индивидуальной работе (работе в малых группах).Имитация наиболее развита во время функциональной игры, которая является началом обучения. Как только определенное функциональное поведение было приобретено в свободной игре, ребенка просят воспроизвести это игровое поведение, используя заменитель. После освоения этого этапа начинается символическая игра, которая является ближайшей областью развития. Как только уровень символической игры будет продемонстрирован в свободной игре – можно двигаться дальше. Другими словами, когда имитация освоена - ближайшей областью развития становится ролевая игра.Таким образом, область ближайшего развития творческой игры ребенка определяется использованием структурированных игровых ситуаций в парах педагог-ребенок. Структурированная игра - это игра, в которой взрослые участвуют в предоставлении игровых материалов, инициируют игру, направляют игру и дают подсказки ребенку. В структурированной игре ребенок обычно получает инструкции о том, что и когда ему делать. Структурированная игра обычно имеет определенный конец. Это делает игру менее разнообразной и более понятной для детей с аутизмом. Четкая структура также помогает детям понять шаги, навыки, действия и концепции, необходимые для достижения конечной цели игры. Такая структурированная игра создает менее напряженное игровое пространство для детей и позволяет им оттачивать навыки, необходимые для игры и взаимодействия с другими детьми.Еще один немаловажный аспект – это совместное использование общего игрового оборудования и умение им пользоваться. Обучающиеся отрабатывают навыки следования правилам в простых играх. Постройте фигуру из счетных палочек вдвоем: один выкладывает палочки, другой их подает. Посадить детей при этом надо так, чтобы только один человек мог дотянуться до коробки с палочками. Затем попросите ребенка (или детей) выполнить необходимые действия несколько раз. Когда алгоритм будет понятен, позвольте ребенку (или детям) поменяться ролями. Игру можно рассматривать как отражение всех видов человеческой жизнедеятельности. Через игру дети исследуют окружающий мир, узнают о взаимоотношениях и социальных правилах. У детей с ограниченными возможностями здоровья повышенное чувство незащищенности, тревожность и трудность в общении, эти дети хорошо определяют ярко выраженные эмоции такие как, радость, страх и злость, а изображение пограничных эмоций, таких как приветливость, задумчивость, сердитость вызывает у них затруднение. Детям с ОВЗ не могут высказывать свое мнение, больше молчат, им трудно идти на контакт с окружающими, они не решительны в своих действиях, чувствительны к неудачам. Коммуникативные навыки необходимы для любого человека, именно поэтому необходимо развивать их у детей с расстройством аутистического спектра.В силу индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, им приходиться несколько раз объяснять, повторять, помогать понять суть упражнения или действия, которое от них требуется выполнить, в чем заключается определенная сложность работы учителя с такими детьми.Формирование игровой деятельности для детей с задержкой развития - длительный и кропотливый процесс. Важным результатом процесса формирования игровой деятельности детей с задержкой развития является способность к взаимодействию. А взаимодействие в учебном процессе - основа получения новых знаний!СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.2. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющим тяжело больных детей [Текст] / Л.П. Белая // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №6. - С.59-63.3. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с. 1. 2.4. Залесская, О. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения [Текст]О. Залесская. - М.: Школьная Пресса 2005. - 32с.5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 160 с.6. Никишина В.Б. Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В.Б. Никишина. – Курск: Вектор, 1996. – 123с.7. Пособие по технологиям работы с детьми с ограниченными возможностями [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Гусляковой. – Барнаул, 2000. – 187с. – Библиогр.: 185– 186с.