Как подготовить современный урок


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как подготовить современный урок
Автор: Кошелева Ольга Владимировна

Как подготовить современный урокУрок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
  • уровнем проведения урока;
  • содержательной частью;
  • методической наполненностью;
  • атмосферой.
  • Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.1.     Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
  • Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
  • Определить место темы в учебном курсе;
  • Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок
  • Обозначить  для  себя  ту  часть  учебного  материала,  которая  будетиспользована в дальнейшем.
  • 2.     Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установкуурока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие,развивающие и воспитывающие функции урока.Цели урока должны быть максимально конкретными.ЦЕЛЬ      ОБУЧЕНИЯ      предполагает   формирование   у   учащихся   новыхпонятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.
  • Обеспечить    усвоение    учащимися    законов,    признаков,    свойств,особенностей;
  • Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме);
  • Отработать навыки (какие?);
  • Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).Например:
  • К уроку по теме «Вероятностный подход к измерению количества информации» обучающие цели урока могут быть сформулированы так:
  • Обобщить знания    учащихся по теме «Понятие информации»    взависимости    от    её    использования    в   различных    сферах человеческой деятельности;
  • Добиться  усвоения  учащимися   понятия   вероятностного   смысла информации.
  • К уроку по теме «Конструирование разветвляющихся алгоритмов»:
  • Обеспечить   усвоение   учащимися   особенностей   конструирования алгоритмов с использованием команды ветвления;
  • Добиться   усвоения    правил    использования    сложных   условий    в разветвляющемся алгоритме.
  • ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
  • воспитание патриотизма;
  • воспитание интернационализма;
  • воспитание гуманности;
  • воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
  • воспитание дисциплинированности;
  • воспитание эстетических взглядов.Например:
  • К уроку по теме «Алгоритм как логическая сила мышления» воспитательные цели могут быть сформулированы так:
  • Воспитание стремления к получению новых знаний;
  • Воспитание   чувства  товарищества,   межличностных  отношений, аккуратности.
  • ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства,устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.РАЗВИТИЕ УМЕНИИ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.3. Уточнение типа урока.•Урок изучения нового  материала;•Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;•Урок формирования умений и навыков;•Урок повторения;•Урок проверки знаний;•Урок применения знаний, умений и навыков;•Повторительно-обобщающий урок;•Комбинированный урок. Приложение №14.    Уточнение вида урока.
  • Урок-лекция;
  • Урок-беседа;
  • Кино-урок;
  • Урок     теоретических     или     практических     самостоятельных     работ (исследовательского типа);
  • •  Урок      самостоятельных      работили письменных упражнений.);•  Урок лабораторных работ;
  • Урок практических работ;
  • Урок - экскурсия;
  • Урок - семинар;
  • Дидактическая игра;
  • Анализ ситуаций;
  • Устный опрос;
  • Письменный опрос;
  • Контрольная работа;
  • Зачет;
  • 5. Выбор методов и приёмов. К таким методам относятся:
  • Метод монологического изложения (монологический метод);
  • Метод диалогического изложения (диалогический метод);
  • Метод эвристической беседы (эвристический метод);
  • Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
  • Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
  • Метод программированных заданий (программированный метод),
  • 6. Спланировать учебный материал урока. Для этого надо:А) Подобрать по теме литературу. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
  • Узнавание нового материала;
  • Воспроизведение;
  • Применение знаний в знакомой ситуации;
  • Применение    знаний    в    незнакомой ситуации;
  • Творческий подход к знаниям.
  • В)  Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом « от простого к сложному».Составить три набора заданий;
  • Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • Задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • Задания, способствующие материала учеником.
  • Г) Подготовить оборудование для урока.Составить  список  необходимых  наглядных  пособий,  приборов,  технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.Д) Продумать изюминку урока.Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удавление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивыйопытнестандартный подход к уже известному и пр.Е) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
  • Что контролировать;
  • Как контролировать;
  • Как использовать результаты контроля.
  • При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.      8.        Составить конспект с учётом структуры урока.Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.
  • Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
  • формирование новых понятий и способов действий;
  • формирование умений и навыков;
  • домашнее задание.
  • Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.Основные этапы современного урока
  • Организационный  момент,  характеризующийся  внешней  и  внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
  • Проверка домашнего задания.
  • Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
  • Постановка цели занятия перед учащимися.
  • Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
  • 6.Первичная проверка понимания.7.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.9.Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.10. Контроль    за    результатами    учебной    деятельности,  осуществляемойучителем и учащимися, оценка знаний.11. Домашнее задание к следующему уроку.Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.12.   Подведение итогов урока.Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока,  которая вызовет повышенную активность учащихся,  а не пассивное восприятие нового.Вывод:  При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?