Как подготовить современный урок
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как подготовить современный урок
Автор: Кошелева Ольга Владимировна
Как подготовить современный урокУрок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяетсяуровнем проведения урока;содержательной частью;методической наполненностью;атмосферой.Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:Чётко определить для себя и сформулировать его тему;Определить место темы в учебном курсе;Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урокОбозначить для себя ту часть учебного материала, которая будетиспользована в дальнейшем.2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установкуурока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие,развивающие и воспитывающие функции урока.Цели урока должны быть максимально конкретными.ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новыхпонятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств,особенностей;Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме);Отработать навыки (какие?);Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).Например:К уроку по теме «Вероятностный подход к измерению количества информации» обучающие цели урока могут быть сформулированы так:Обобщить знания учащихся по теме «Понятие информации» взависимости от её использования в различных сферах человеческой деятельности;Добиться усвоения учащимися понятия вероятностного смысла информации.К уроку по теме «Конструирование разветвляющихся алгоритмов»:Обеспечить усвоение учащимися особенностей конструирования алгоритмов с использованием команды ветвления;Добиться усвоения правил использования сложных условий в разветвляющемся алгоритме.ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.воспитание патриотизма;воспитание интернационализма;воспитание гуманности;воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;воспитание дисциплинированности;воспитание эстетических взглядов.Например:К уроку по теме «Алгоритм как логическая сила мышления» воспитательные цели могут быть сформулированы так:Воспитание стремления к получению новых знаний;Воспитание чувства товарищества, межличностных отношений, аккуратности.ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства,устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ -нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.РАЗВИТИЕ УМЕНИИ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.3. Уточнение типа урока.•Урок изучения нового материала;•Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;•Урок формирования умений и навыков;•Урок повторения;•Урок проверки знаний;•Урок применения знаний, умений и навыков;•Повторительно-обобщающий урок;•Комбинированный урок. Приложение №14. Уточнение вида урока.Урок-лекция;Урок-беседа;Кино-урок;Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);• Урок самостоятельных работили письменных упражнений.);• Урок лабораторных работ;Урок практических работ;Урок - экскурсия;Урок - семинар;Дидактическая игра;Анализ ситуаций;Устный опрос;Письменный опрос;Контрольная работа;Зачет;5. Выбор методов и приёмов. К таким методам относятся:Метод монологического изложения (монологический метод);Метод диалогического изложения (диалогический метод);Метод эвристической беседы (эвристический метод);Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);Метод программированных заданий (программированный метод),6. Спланировать учебный материал урока. Для этого надо:А) Подобрать по теме литературу. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:Узнавание нового материала;Воспроизведение;Применение знаний в знакомой ситуации;Применение знаний в незнакомой ситуации;Творческий подход к знаниям.В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом « от простого к сложному».Составить три набора заданий;Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;Задания, способствующие осмыслению материала учеником;Задания, способствующие материала учеником.Г) Подготовить оборудование для урока.Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.Д) Продумать изюминку урока.Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удавление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивыйопыт, нестандартный подход к уже известному и пр.Е) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:Что контролировать;Как контролировать;Как использовать результаты контроля.При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. 8. Составить конспект с учётом структуры урока.Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;формирование новых понятий и способов действий;формирование умений и навыков;домашнее задание.Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.Основные этапы современного урокаОрганизационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.Проверка домашнего задания.Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.Постановка цели занятия перед учащимися.Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.6.Первичная проверка понимания.7.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.9.Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемойучителем и учащимися, оценка знаний.11. Домашнее задание к следующему уроку.Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.12. Подведение итогов урока.Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.Вывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?