«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр в младшей группе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр в младшей группе»
Автор: Корнилова Светлана Ивановна

Консультация для педагогов
Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр в младшей группе
Цель.Повышение профессиональной компетентностивоспитателей по использованию пальчиковыхигр в работе с детьми.
Познакомить воспитателейс различными видамипальчиковых игр.
Оборудование:массажные мячики, грецкие орехи, мозаика крупная, карандаши, прищепки, манная крупа, кораблик плюх –плюх, шнуровка ромашка, шнур малыш).
Педагог.Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моей консультации
Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр в младшей группе
Педагог.Коллеги, скажите пожалуйста,для чего нужныпальчиковые игры и что они развивают?(игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию).
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – это прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!
Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул дляразвития.
Вмладшем дошкольномвозрасте,нужновыполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.
Пальчиковаягимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психикадетей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вотпальчиковаягимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям.
Пальчиковая гимнастика развиваетловкость и подвижностьпальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Благодаряпальчиковымиграм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у негоразвиваетсявнимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Существуют следующие видыпальчиковых игр:
-Пальчиковые игры с предметами;
-активные игры со стихотворным сопровождением;
-игры - манипуляции;
-пальчиковыеигры с элементами самомассажа;
-пальчиковыекинезиологические игры;
-пальчиковыеигры на основе сказок.
Педагог.Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры. Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
Для начала давайте разогреем ручки.
Ручки греем-упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Растирание пальцев- руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём.
1.Пальчиковые игры с предметами(предложитьвоспитателямпоиграть с предложенным дидактическим материалом)
Игра Прищепки
Педагог.Предлагает педагогам разгадать загадки.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю.(Рыба)(Воспитатель показывает бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста).
Педагог.Чего не хватает нашей рыбке. Давайте починим ее с помощью прищепок.(педагог прикрепляет прищепки на место плавников и хвоста).
Ночью спрячется оно -
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьется радостное.(Солнце).Чего не хватает нашему солнышку?(прикрепляют желтые прищепки вместо лучиков).
Он в лесу живет под елкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец.(Ёжик) (Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).
Морковка
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
Пальчиковая игра с крупной мозаикой Башмачки
Берём крупную мозаику (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. Идём пальцами как ножками, не отрывая обувь от поверхности стола, как бы шаркая.После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.


2. Активные игры со стихотворным сопровождением.
Теремок
Туки – ток, туки – ток(Ставим кулачок на кулачок).
Мы построим теремок(Делаем крышу над головой).
Будем в доме дружно жить,(Соединяем ладошки)
Сказки слушать, не тужить(Покачиваем головой из стороны в сторону).
В жаркой печке сварим кашу(Помешиваем воображаемую кашу).
Курочку покормим нашу,(Протягиваем ладошки вперед)
Молочком напоим кошку,(Водим по ладошке одной руки указательным пальцем другой, кошка лакает язычком)
Воробьям насыплем крошек(пальцы собираем в щепотку и делаем движения, будто солим).
В гости всех к себе зовем
В наш красивый добрый дом.(Широко раскрываем руки и поворачиваемся направо и налево).
3. Игры - манипуляции
Семья
Этотпальчик — дедушка.
Этотпальчик — бабушка.
Этотпальчик — мамочка.
Этотпальчик — папочка.
Этотпальчик — я,
Вот и вся моя семья!(сжатьпальцы рук вместе)
Мальчик-пальчик, где ты был?
Мальчик-пальчик, где ты был?(большой палец)
С этим братцем в лес ходил!(указательный)
С этим братцем щи варил! (средний)
С этим братцем кашу ел!(безымянный)
С этим братцем песню пел!(мизинец)
4.Пальчиковыеигры с элементами самомассажа(шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики).Предлагаю вам проиграть одну из таких игр как с карандашом.
Скалка
Мы пирог испечь решили (Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу.
Ловко тесто замесили. (Карандаш в горизонтальном положении между ладонями).
Хорошенько раскатаем,(Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам).
В печку жаркую поставим.
Также можно использовать массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику).
Испечем мы каравай
Месим, месим тесто(сжимаем массажный мяч в правой руке)
Есть в печи место(перекладываем в левую руку и сжимаем)
Испечем мы каравай(несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекладывай, валяй(катаем мяч ладошками)
Массаж рук грецким орехом(Катаем орех между ладонями)
Прокачу я свой орех
По ладоням снизу-вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
6.Пальчиковыекинезиологические игрыили по другому их называют гимнастика мозга.Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
Кошка- последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь(сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
Ухо-нос- левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
7.Пальчиковая гимнастикаЛюбимые сказки
Будемпальчики считать,(хлопают в ладоши)
Будем сказки называть
Три медведя,
Теремок,
Колобок- румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят,
Этимсказкам каждый рад!(поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши).
Следующее пособие для развития мелкой моторики, шнуровка, Шнур Малыш, Ромашка.Мы можем продевать шнурки в дырочки игрового поля, шнур может: огибать кнопку, нырять и выныривать, закручиваться вокруг нее. Также можем использовать сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. д.).
Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки. Также можно рисовать на подносе с манной крупой пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака.
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.