Конспект занятия в старшей группе "Этот таинственный космос!"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия в старшей группе "Этот таинственный космос!"
Автор: Рудавина Наталья Юрьевна

Конспект занятия в старшей группе «Этот таинственный космос!»Цель: закрепить знания детей о первом космонавте Ю Гагарине, знакомство детей с космосом.Задачи:
  • расширять знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
  • воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
  • развивать мышление, восприятие, память;
  • расширять словарный запас детей
  • Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В.Горького, Ю.Авдеева «Космическая азбука».Ход занятияВос- ль:  Доброе утро ребята и доброе утро наши гости! Сегодня у нас с вами необычное занятие, а путешествие в таинственный космос.Ребята, а как вы думаете, почему я спрашиваю у вас про космос?(Ответы детей)Вос-ль:12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор мы в этот день отмечаем День космонавтики и авиацииПрежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. Итак, надели шлемы, пристегнулись, приняли удобное положение…Наша ракета готовится к старту….Обратный отсчет времени…музыкальный фон..12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос? (ответы детей - Ю.А.Гагарин) Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.Полёт Ю.Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» Ребенок читает стихотворениеВ.СтепановВ космической ракетеС названием «Восток»Он первым на планетеПодняться к звездам смог.Поет об этом песниВесенняя капель:Навеки будут вместеГагарин и апрель.Вос - ль: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.Она – одна из планет Солнечной системы.Солнечная система – это солнце, вокруг которого вращаются планеты, каждая планета Солнечной системы движется по своей орбите. Планет всего девять, все они разные, самая яркая звезда это Солнце.А наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).Вос - ль: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень — самая маленькая и легкая.Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос? (ответы детей).При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей).Созвездия, кометы, луну, планеты. Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. Ребенок читает стихотворениеА.ХайтПо порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз — Меркурий,Два — Венера,Три — Земля,Четыре — Марс.Пять — Юпитер,Шесть — Сатурн,Семь — Уран,За ним — Нептун.Он восьмым идет по счету, А за ним уже, потом, И девятая планетаПод названием Плутон.Вос - ль: Ребята,сейчас мы с вами пролетим над самой горячей планетой Меркурий.Меркурий, эта планета ближе всего находится к Солнцу, с одной стороны она очень горячая. с другой стороны холодная. И повернута одним боком к солнцу. Вся поверхность покрыта впадинами кратерами. А откуда взялись кратеры?Опыт с мукой (Метеорит летит с большой скоростью в космосе и ударяется о поверхность планеты, вот и получается впадина. яма, кратер. Поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, вот и образовался кратер.Венера эта планета окутана серыми облаками, здесь очень жарко, здесь нет жизни и растений. И бактерий.Планета Земля, мы называемся с вами земляне. наша планета очень красивая и на ней есть жизнь.Марс Эта планета покрыта пылью красного цвета, она выглядит красной и на небе видна как красноватая звезда. Возможно. что там есть жизнь. А если бы мы жили на марсе, как бы нас называли?Юпитер -самая большая планета солнечной системы, здесь нет твердой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, жить там невозможно. на поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров. сама планета очень быстро вращается, как волчокСатурн эту планету очень легко узнать, у нее есть кольца, таких больших и красивых колец больше нет ни у одной планеты.Уран таинственная планета, которая лежит на боку по непонятным причинам и вращается совсем не так, как другие планеты.У Урана синий цвет и он выглядит. как круглый с ровной поверхностью мячик. На ней очень холодно и сухо.Нептун и Плутон повеяло холодом,а все потому что это две очень холодные планеты, находятся далеко от солнца, лучи солнца почти достигают поверхности синей планеты. на Нептуне дуют сильнейшие ветра, погода зимняя. очень холодно, что даже газ превращается в лед.А Плутон очень маленький. его называют карликовой планетой, он облаками из ледяный кристаллов.А если бы – на самой дальней от Солнца планете жили люди – Плутоне?как бы их называли? (Ответы детей)Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)Вос-ль: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей) Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку. (Под ритмичную музыку) Мы в ракету сели смело, (сели на корточки)Шлем на голову надели. (сомкнули руки над головой)Пуск! И в космос мы летим! (встали, тянемся вверх)В невесомости парим. (руки в стороны, круговые движения тела)Путь наметили к планете. (вытянули руки вперед)Помахали вслед комете. (машем руками над головой)Посмотрели в телескоп. (сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него) Надавили кнопку стоп. (хлопнули в ладоши)Развернули мы ракету! (повернуться в другую сторону)И продолжили полет. (руки в стороны, покачиваемся)Космос нас с собой зовет! (помахали руками).Ведущий: Молодцы! Вос – ль: Да, действительно нам нужно решить загадки, а эти загадки нам прислали в конверте. Послушаем ,что хотят нам сказать в письме.Он черен, как ночь,И звезд там не счесть.Планет и созвездийВ нем множество есть.Что же это за место, Возникает вопрос.И каждый ответит:«Ведь это же… (космос)»Он космос покоряет,Ракетой управляет.Отважный, смелый астронавтЗовется просто… (космонавт)Он вокруг Земли плыветИ сигналы подает.Это вечный путникПод названием... (спутник)С Земли взлетает в облака,Как серебристая стрела.Летит к другим планетамСтремительно… (ракета) Когда ты в космосе мой друг,Творятся чудеса вокруг.Паришь ты - вот так новость,Ведь это… (невесомость)Бродит одиноко огненное око.Всюду, где бывает,Взглядом согревает… (солнце)Спутница Земли, планета.Круглолика и бледна.Ярко светит нежным светомС неба тёмного... (луна)Что за чудная машинаСмело по луне идет?Все ее узнали, дети?Ну, конечно, ... (луноход)Вос - ль: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноходЛуноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!Для чего нужен луноход? (ответы детей)Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны.Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. А как вы думаете, для чего люди осваивают космос? Что могут исследовать космические аппараты? (Ответы детей) (ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде, ведут разведку полезных ископаемых Земли)Вос – ль: На космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, изучают, как ведут себя живые организмы в космосе. Ребята,наше путешествие в таинственный космос окончено, пора возвращаться домой.Сегодня вы узнали много интересного, а сейчас предлагаю вам оставить свои впечатления от нашего полета на звездном небе. Перед вами лежат картинки планет, звезд, ракет, комет – всего того, что можно встретить в космическом пространстве. Давайте вместе создадим наш удивительный космос.Дети под руководством педагога приклеивают картинки на нарисованное ночное небо.Ребята, вам понравилось наше путешествие в космический мир?Обязательно расскажите мамам и папам о том, что интересное вы узнали сегодня.