Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.
Автор: Максимова Галина Владимировна
Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого существуют способы — мы выяснили у специалистов.Зачем и когда учиться читатьВ России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Предлагаем перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и , которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему». К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить. И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д.Методики обучения чтениюБольшинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.Кубики ЗайцеваБолее двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.«Теремки» и «складушки» Вячеслава ВоскобовичаВ этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово. «Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.Карточки ДоманаЭта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.Методика обучения чтению Марии Монтессори Методика Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты. Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь. Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.Как научить ребёнка читать по слогамУчить ребёнка чтению по слогам следует поэтапно. Вначале объясните ему, что звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие. Произносите их с ребёнком — он должен понять, чем они отличаются. Буквы и звуки можно учить во время прогулки: обращайте внимание ребёнка на буквы на вывесках и объявлениях, и вскоре он научится узнавать их. Когда ребёнок освоит буквы и звуки, начинайте учить его простых слов — «мама», «папа». Затем переходите к более сложным — «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребёнку, что слоги можно пропевать.Далее переходите к составлению слов. Можно нарезать карточки со слогами и предложить ребёнку составить из них слова. Когда он освоится, переходите к чтению небольших текстов. Начинать лучше с двух-трёх фраз, а чуть позже перейти на тексты из пяти-десяти предложений.Для поступления в ребёнок должен владеть хотя бы минимальными навыками чтения, устного счёта и письма. Чтобы проверить готовность ребёнка к школе, мы предлагаем пройти небольшой тест, не требующий специальной подготовки.Упражнения для обучения чтениюВ интернете можно найти много упражнений, которые помогают детям научиться читать, их можно распечатать и сразу начать заниматься. Начните с упражнений, обучающих узнавать буквы и отличать правильное написание от неправильного. Когда ребёнок освоится с буквами, переходите к упражнениям на слоги. Например, таким: Упражнение с геометрической подсказкой. Для большей наглядности блоки со словами можно вырезать. Подобные упражнения не только учат читать, но и хорошо развивают :Постепенно переходите к упражнениям, где требуется не только правильно прочитать, но и написать слова:Одни из самых сложных и занимательных упражнений — филворды: нужно найти и вычеркнуть слова на поле из букв.Игры для обучения чтениюПри помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. ГаражиВозьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги. МагазинРазложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например. ЛотоИгра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.Как правильно научить ребенка читать в 5-6 летНа этот период приходится сильный скачок развития. Дети становятся усидчивыми и внимательными, способными к усвоению больших объемов информации. Поэтому 5-6 лет считаются идеальным возрастом для обучения чтению.Учитывайте признаки готовности ребенка: Умение сосредотачиваться на одном деле. Обратите внимание, как ведет себя ребенок при рисовании и лепке. Если эти занятия не вызывают у него затруднений и он справляется с поставленными задачами полностью, он готов начать читать. Владение речью. В норме ребенок 5-6 лет строит сложные предложения, высказывает свои мысли, составляет небольшие рассказы по картинкам. Способность запоминать. При чтении дети не только воспроизводят, но и запоминают текст. Тренируйте память, учите пересказывать короткие сказки и рассказы.Обучение чтению в 5-6 лет включает несколько этапов: Изучение звуков. Как научить ребенка читать по слогам? В первую очередь начните делить слова на звуки и четко выговаривайте их. Если не научить ребенка правильно слышать звуки, он не сможет делать фонетический разбор. Обучение чтению займет намного больше времени. Начинайте разбор с простых слов, постепенно усложняйте задачу. При заучивании алфавита называйте не только букву, но и соответствующий ей звук. Слоговое чтение. Это – один из самых важных этапов обучения. От его успешности зависит грамотность человека в будущем. Применяйте в обучении буквари, в которых слова делятся на слоги. Начинайте с изучения открытых слогов, заканчивающихся гласной, постепенно переходите к закрытым. Не приступайте к чтению длинных слов слишком быстро. Любые навыки легче закреплять на простых примерах. Чтение целых слов. Этот шаг сопряжен с некоторыми затруднениями. Привыкшему к слоговому чтению ребенку сложно собирать части в единое слово. Только регулярная практика помогает обрести этот навык. Начинайте чтение с коротких и уже знакомых слов. Постепенно навыки будут совершенствоваться.Как легко научить ребенка читать в 7 летСпособов научить первоклассника читать немало. Их подбирают в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Если вы затрудняетесь в подборе подходящих методик, поможет консультация опытного педагога.Самыми эффективными считаются такие способы: Звуковая методика. Сначала протяжно читаются гласные, после чего к ним присоединяются согласные. Названия букв на первых занятиях учить не придется. Такая методика зарекомендовала себя в обучении англоязычных детей, после чего была доработана и внедрена в нашей стране. Методика с букварем и азбукой. Подразумевает не простое заучивание букв и слогов, а анализ речи. Например, в некоторых учебных пособиях содержатся задания на сочетание звуков, выделение гласных, разделение слов на слоги. Такая методика учит сначала совмещать буквы, а потом и читать тексты по слогам. Букварь Жуковой. Надежда Жукова, педагог и логопед, разработала собственную методику, которая не просто обучает чтению, но и помогает избегать ошибок при освоении письма. Минимальной единицей чтения в букваре Жуковой является слог.Основные методы обучения чтениюВзрослый читает текст естественно и легко, ребенку же приходится потратить немало сил, чтобы освоить этот навык. В помощь родителям и детям было разработано немало методик, которые помогают понять, как легко научить ребенка читать.Обучение чтению по слогам: пошаговое руководствоПлан обучения делится на 3 основных этапа: Изучение алфавита. Этот этап начинается в раннем детстве. Дети обычно легко запоминают буквы. Составление слогов. На данном этапе ребенок запоминает уже звуки, а не названия букв в алфавите. К нему стоит переходить не раньше 4-5 лет. Если складывать согласные и гласные сложно, предлагайте составлять слоги из гласных, например, «ау», «оу». Слитное чтение. К нему переходят тогда, когда звуки и слоги уже освоены. Чтение простых слов к этому моменту не вызывает затруднений. Самым сложным для детей считается второй этап. На него отводят намного больше времени, чем на все остальные. Помогут в изучении слогов такие методики: Обучение по Бахтиной. Основывается на сочетании гласной с разными согласными. Например, чтение сказок о том, как буква «А» подружилась с другими буквами. Для одного занятия достаточно пары согласных. Следующий урок ведется по той же схеме, но с использованием других звуков и закреплением пройденного. Чтение по слоговым таблицам. Учебное пособие помогает улучшать технику чтения. При регулярном использовании таблицы ребенок научится читать бегло и без потери смысла. Игра «Догонялки». Напишите согласный звук и соедините его с гласным. Попросите ребенка поиграть в догонялки, проведя пальцем от согласного звука к гласному и прочитав полученный слог. Как научить ребенка читать слова и текстыЕсли обучение остановится на этапе слогового чтения, читать слова и предложения ребенок не сможет. Это негативно отразится на успеваемости в будущем. Если во втором классе ученик читает по слогам, он не освоит новую информацию, не научится грамотно писать диктанты и сочинения, не говоря уже о пересказе больших произведений на уроках чтения. Чтобы ребенок научился складывать слоги в слова, нужно читать: короткие слова из 3-5 букв; короткие тексты (начинайте с 30 слов, постепенно увеличивая объем по мере освоения навыков); сказки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Короткие тексты с интересным и понятным сюжетом ребенок хочет дочитать до конца, поэтому он с энтузиазмом берется за это дело и спешит освоить навык чтения. Советы, как правильно научить ребенка читатьЕсли вы хотите, чтобы ваш ребенок легко освоил навык чтения, следуйте таким рекомендациям: Следите за чистотой своей речи: не искажайте и не пропускайте звуки. Так ребенок не будет привыкать к неправильному произношению. Начинайте с запоминания отдельных звуков, постепенно переходите к более крупным единицам чтения. Не называйте занятия «уроками». У многих детей это слово вызывает негативные ассоциации. Преподносите обучение как игру, используйте игровые элементы. Станьте примером. Если родители много читают, у ребенка появляется тяга к этому занятию. Закрепляйте пройденное. Без регулярных повторений новая информация быстро забывается. Консультация по обучению: советы педагоговНавыкам чтения начинают уделять внимание с раннего детства. Однако, если ребенок 5-6 лет читает медленно и по слогам, беспокоиться не стоит. Если проблема сохраняется после длительного обучения чтению и поступления в школу, не стоит ждать, что навык сформируется позже. Необходимо обратиться к специалистам, которые помогут выявить причины и устранить их.Например, нарушения чтения возникают при дислексии, которая диагностируется примерно у 10% детей, родители которых обращаются к специалистам с подобными проблемами. Опытные логопеды и педагоги проводят диагностику и выбирают наиболее эффективные методики обучения ребенка.Чего не стоит делать при обучении чтениюОбучение чтению нередко становится настоящей пыткой для ребенка. Родители хотят, чтобы дети поступали в школу полностью подготовленными. Начиная обучение с нуля, они не только пропускают важные этапы такой работы, но и допускают множество других ошибок, способных закрепить проблему с чтением на долгие годы. Принуждение и давлениеПринуждение к занятиям – распространенная ошибка, которая способна вызвать у ребенка стойкую неприязнь к чтению. Таким детям бывает сложно учиться в школе и выполнять домашние задания. Нельзя превращать чтение в наказание. Например, не стоит применять фразы: «если сейчас не сделаешь как надо, будешь читать 30 страниц». Привычку к чтению подобный подход не формирует. Не стоит принуждать к занятиям, если ребенок в данный момент хочет играть. Лучше дождаться более удобного времени и постараться вызвать интерес к книге.Неправильная мотивация и сравнение с другими детьмиЛучшей мотивацией станет ваш личный пример. Не стоит мотивировать ребенка деньгами, покупкой игрушек или какими-либо другими материальными благами. Страх наказания также не должен становиться мотивацией. В этом случае ребенок замкнется в себе, и никакого интереса к книгам у него не возникнет.Многие родители сравнивают своих детей с более успешными сверстниками. Не стоит говорить, что одноклассники читают лучше и уже разучивают большие стихи. Отслеживайте только прогресс своего ребенка, хвалите его за успехи в обучении.