Обобщающий урок с использованием элементов театрализации по басням И.А. Крылова


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщающий урок с использованием элементов театрализации по басням И.А. Крылова
Автор: Аманова Лейсан Фанисовна


Обобщающий урок с использованием элементов театрализации
по басням И.А. Крылова
Цели:
1.Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное, систематизировать знания учащихся по басням И.А. Крылова 2.Выявить умение определять актуальность прочитанного произведения, способствовать формированию умений выразительного чтения как средства постижения идеи произведения и характеров персонажей;
3.Продолжить работу по формированию умений учащихся осмысливать свои поступки, видеть и понимать жизненные факты через знакомство с баснями И.А.Крылова.
Домашнее задание к уроку.
Задания даютя по рядам, уровень задания зависит от подготовленности и способности детей.
Выразительное чтение басни по ролям.
Подготовить крылатые выражения из басен И. Крылова
Подготовка игровой картинки Кто я? (герой и басня по выбору)
Подготовить инсценировку басни. (Басня С. Михалкова Слон-живописец)
Оборудование: мультимедийный проектор и презентация к уроку, корзина с игрушками-героями, реквизит к инсценировки басни.
Ход урока
Ι. Организационный этап.
II. Формулирование темы, целей урока.
(На экране появляются два портрета: Эзоп и И.Крылов)
- Что связывает этих двух людей?
- Что такое басня? (Дети пытаются самостоятельно сформулировать понятие)
- Послушаем два произведения С. Михалкова. (1ребенок читает басню, 2- стихотворение)
-Кто из ребят прочитал басню? По каким признакам вы поняли что это басня? (В басне присутствует мораль)
- Сегодня на уроке мы вспомним басни И.Крылова. Предлагаю подумать над вопросом: почему произведения И.А.Крылова, написанные в XIX веке, с таким же интересом читаются и в XXI веке? А сначала посмотрим, кто из вас лучше знает басни Крылова.
III. Крылатая викторина.
-Многие строки басен стали крылатыми выражениями, поговорками, прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче, выразительней.
- Отгадайте по этим выражениям, какой герой перед вами и из какой басни и что хотел сказать автор этими словами? (дети в костюмах героев басен читают крылатые выражения)
Предложенные крылатые выражения:
Квартет- А вы, друзья, как ни содитесь, все в музыканты не годитесь
Волк и Ягненок- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
Лиса и Журавль -
Лебедь, Щука и Рак - Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…
Слон и Моська - Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона.
-Ваши ответы позволяют сделать вывод, что вы неплохо знакомы с творчеством И.А.Крылова, и теперь, если бы была такая возможность, при встрече с великим баснописцем вам было бы, о чем поговорить с ним.
IV. Игра Живая корзинка. (Пантомима.)
-Ребята, как вы думаете, почему в баснях чаще всего героями являются разные животные? (повадки животных часто копируют людей)
- В этой волшебной корзине живут герои из разных басен. Попробуйте без слов показать героя, а класс отгадает и героя и басню. (Один ученик вытаскивает игрушку-животное и показывает пантомиму, игрушку не показывает; после пантомимы дети сравнивают пантомиму с оригиналом)
-давайте проанализируем , смог ли …….. передать основные черты характера героя в своей пантомиме?
- Объясните, почему взято именно это животное для подражания?
-Что общего с характером человека?
-Что высмеивается в этой басне?
Предложенные басни:
Обезьяна и Очки (герой: Обезьяна)
Ворона и Лисица (ученик может взять себе помощника, герои: Лисица или Ворона)
Две бабочки (герои: Бабочка)
Стрекоза и Муравей (герой: Стрекоза)
V. Инценировка басни.
- Какие человеческие недостатки чаще всего высмеиваются в баснях (лень, лживость и невежиство)
- Мы хорошо знаем как баснописца И.А.Крылова, а ведь басни писали многие поэты.
- Посмотрим подготовленную ребятами инсценировку басни Слон-живописец.
-Эту замечательную басню написал С. Михалков. (текст басни появляется на экране) Найдите мораль этой басни?
- Какие недостатки высмеивает автор в этих строчках?
VI. Итог урока.
- Вернемся к вопросу который был сформулирован в начале урока: почему басни, написанные много лет назад, актуальны и в наше время?
- Какую цель приследуют авторы басен?
- Как называется поучительная часть басни?
Заключение.
Как видим формы работы достаточно разнообразны. Их можно применять как на подготовительном этапе работы с методом театрализации, так и на этапе самостоятельной инсценировки. В зависимости от вида урока, и подбираетмя форма работы.
Использование метода театрализации на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей. Такие уроки учат ребенка думать, творить, работать в коллективе отстаивать свои убеждения. Так же , они развивают у учащихся интерес к самообучению, творчеству, учат мыслить и самовыражаться.
Учителю же более творчески подойти к планированию всех этапов урока, разбудить природную любознательность детей и стимулировать познавательную активность.
В начальной школе очень важно привить ребенку творческую любознательность. Именно это и является стимулятором для их дальнейшнго роста.
Литература
Чумакова Т.И. Особенности изучения художественного произведения на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С. 41 – 43
2. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
3. Леонтьев А.А. Чтение как понимание. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М., 2001
4.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
5. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С.37–50.
6.Ершова А. П., Леваньшина Т.В., Никольский Л.А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982. – С. 35.