Первые шаги к освоению навыка чтения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Первые шаги к освоению навыка чтения
Автор: Васильченко Юлия Сергеевна

Первые шаги к освоению навыка чтенияМногие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и упражнений со звуками речи.Цель этого этапа - научить ребенка выделять из потока звучащей речи отдельные звуки, правильно произносить их, не вводя понятия «буква».Благоприятной почвой для успешного домашнего обучения является «литературная» обстановка в семье. Это значит заинтересованность всех членов семьи прослушиванию аудиокниг со сказками, чтению хороших книг, обсуждению театральных спектаклей, в организации семейного кукольного театра, настольных игр …  Дети играют наравне со взрослыми в игры, основанные на языковом материале.Научный путь к достижению цели - это совместная исследовательская деятельность и общая радость успешного решения задач, поставленных в игре.Пройдя серию специальных игр и упражнений, малыш должен усвоить твердо, что каждое слово и вся наша речь в целом состоят из звуков.Игры - звукоподражания.Цель: выделять определенные звуки и научиться их  протягивать.[у - у  ] - воет волк;               [аа - аа -аа] - мама укачивает младенца;[в - в - в] - воет ветер;             [уа - уа а] - плачет младенец;            [ж - ж - ж] - жужжит жук;         [а - у - у - у] - кто - то потерялся в лесу; Игра  «Пчелы».Цель: выделять в словах  звук [Ж] и научиться протягивать его.- Ты слышал, как ЖуЖЖЖат пчелы? Попробуй поЖуЖЖЖать так же;- Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки;-Ж - Ж - Ж!  Давай друЖЖЖить!- Ты где ЖЖЖивешь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище;- Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками!Игра «Встреча двух машин».Цель: выделять в словах звук [В] и научиться протягивать его.- Я ВВВожу дроВВВа. А ты что ВВВозишь?;- А ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВВо?- ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание - кто лучше заВВВодится;- ВВВ…. Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска слов по заданной звуковой характеристике.Игра «Два грузовика».Цель: поиск предметов на звук [Р] и на звук [Ж].- К отправке готовятся две машины. Первая машина марки [РРР], вторая [ЖЖЖ].Участники загружают свои машины предметами или картинками, где изображены предметы, названия которых начинаются с этих звуков.Например: На первую машину грузим «Рыбку», «Ракету», «Робота»…; на вторую грузим «Жука», «Жабу», «Жирафа»… . Игры, нацеленные на сознательную работу над словом.Игра в «Слова».- Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно оканчивается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука. Примечание: Родители должны быть внимательными: речь идет о звуках, а не о буквах. Если вы назвали слово «гноМ», то «Мячик», как продолжение игры вам не подойдет, так как в слове «гноМ» последний звук твердый.Игра в «Магазин».«Продавец»- взрослый. Покупатели выбирают товары, но платить нужно, назвав первый звук в слове, обозначающем понравившийся предмет.  Если малыш ошибается, ему помогают другие покупатели, подсказывая правильный ответ.В следующий раз можно поменяться ролями- взрослый может иногда умышленно ошибаться.Условия игр:Во время игр необходимо следить за тем, чтобы названия предметов обязательно произносились ребенком отчетливо, громко, правильно. Игры должны проводиться в легкой доброжелательной обстановке, должны вселять уверенность в себе, воспитывать умение принимать собственные решения.Восторгайтесь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам!Делайте занятия разнообразными, постепенно усложняя задания.Предварительная подготовка в приобщении к определенному запасу фонетических знаний в игровой форме, поможет более легкому освоению навыками чтения.