Воспитание гражданина - патриота при изучении курса географии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание гражданина - патриота при изучении курса географии
Автор: Церабаева Светлана Владимировна
ТЕМА:
Воспитание гражданина - патриота
при изучении курса географии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Церабаева Светлана Владимировна,
учитель географии МБОУ СОШ № 19 г. Сургута
Содержание
Аннотация.
Актуальность проблемы.
Цели и задачи проекта.
Основное содержание проекта.
Ресурсы.
Партнеры.
Целевая аудитория.
Этапы реализации проекта.
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Литература.
Аннотация
Проект предназначен для обучающихся 5-9 классов. Используется для организации урочной и внеурочной деятельности при изучении курса географии. Предполагается интеграция с предметными областями Обществознание, Естествознание. Разработка и реализация профессионального педагогического проекта обусловлены изменением требований к подготовке выпускников школы, и переориентацией технологий обучения. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы. Проект повторяем, может быть реализован в любом образовательном учреждении, где имеется потенциал для создания социально значимых гражданско-патриотических проектов.
Актуальность проблемы
Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории человечества. Сейчас этот вопрос встает особенно остро, поскольку в обществе ощущается дефицит нравственности. В VIII-XIX веках под гражданско-патриотическим воспитанием понимали воспитание полезных для государства граждан. Данная тема поднималась в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, К.В. Ельницкого, И.А. Ильина, Н.П. Огарева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других выдающихся отечественных педагогов и философов.
В настоящее время проблемой гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения занимаются Ю. Галанин, Ю.В. Савин, А.И. Попова и другие ученые. А.И. Попова считает, что при реализации патриотического воспитания школьников необходимо использовать методы, способствующие ориентации на продолжительный процесс накопления знаний и умений в сфере формирования патриотических чувств; формированию у воспитанников собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность; учету изменений, которые произошли в ценностных ориентациях детей, и тщательному отбору примеров и образцов гражданской деятельности. Ю. Галанин убежден, что под патриотическим воспитанием следует понимать формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, гордости за героическое прошлое Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, - отмечается в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).
А в настоящее время эта же мысль находит отражение в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников В воспитании россиянина — гражданина и патриота особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
В современных условиях, мы сталкиваемся в своей деятельности с рядом противоречий между: потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению, возросшими требованиями к качеству знаний и постоянным сокращением часов на преподавание предметов; необходимостью гуманизации образования и отсутствием личностно-ориентированного подхода к обучению, глубоких психологических знаний. Географию надо давать не только как науку, но и как общий компонент человеческой культуры, искать пути гуманизации и гуманитаризации преподавания, обращаясь к истории науки и техники, творчеству учёных, широко привлекая художественную литературу и т. д. Затрагивая какую-либо проблему на уроке, можно проводить параллели, побуждать учащихся к размышлениям о гуманизме, гражданственности, патриотизме применительно к конкретному материалу. При изучении этого предмета закладываются предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. Затрагивая какую-либо проблему на уроке, можно проводить параллели, побуждать учащихся к размышлениям о гуманизме, гражданственности, патриотизме применительно к конкретному материалу. Одна из важнейших задач, решаемых мной как учителем географии, является применение географических знаний в повседневной жизни.
Неотъемлемой частью реализации моего проекта стала воспитательная система школы, которая соединила в единый процесс две основные подсистемы – обучающую и воспитывающую, интегрируя, таким образом, все педагогические воздействия, идущие на ученика. И для того, чтобы гражданско-патриотическое воспитание проходило в системе, представленный мною проект основан на образовательной программе нашего образовательного учреждения, программе воспитания.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – создание для учащихся условий по формированию гражданина - патриота средствами курса географии.
Объект: процесс гражданско- патриотического воспитания через курс географии.
Предмет проекта: механизм обеспечения гражданско –патриотического воспитания
Гипотеза курс географии способствует гражданско-патриотическому воспитанию, если созданы организационные условия воспитания учащихся:
а) в образовательном учреждении разработана программа по гражданско-патриотическому воспитанию;
б) используются учебные и внеучебные формы освоения программы по географии (элективные курсы, урок-конференция, конкурсы, выставки, презентации, экскурсии и пр.);
в) применяются технологии проектного обучения или её элементы.
Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезой были определены задачи:
- разработать и апробировать программу элективного курса Основы научно-исследовательской и проектной деятельности;
- обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса в курсе географии;
- расширить партнёрскую сеть на территории г. Сургута.
Основное содержание проекта
Проект составлен на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям, обеспечивает преемственность содержания, раскрывает межпредметные связи. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.
Самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Принципы организации содержания учебно-воспитательного процесса: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.
Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения учащиеся не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
Проект реализуется через уроки географии, внеурочную и внешкольную деятельность. Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления гражданско-патриотического воспитания школьников. Основой развития личностных качеств учащихся, воспитания активной жизненной и гражданской позиции является урок.
Урочная деятельность – это ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под моим руководством и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Строю свою работу так, чтобы в учебно-воспитательный процесс были вовлечены все обучающиеся. Эффективными считаю варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
На уроках изучается символика России, края, города; пишутся сочинения на патриотические темы (о своей Малой Родине, её народах и традициях, о будущем России, о развитии экономики и т.д.); обсуждаются проблемы взаимоотношений между народами, используются фрагменты фильмов на различную тематику по гражданскому образованию; раскрывается роль наших выдающихся путешественников и исследователей в освоении территорий. Так, в курсе Физическая география, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников рассказываю о путешественниках и первооткрывателях Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене, М.П. Лазареве. Привожу примеры мужества этих людей. В курсе География материков и океанов показываю роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей: В.В Юнкера, Е.П. Ковалевского, А.В.Елисеева, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, Н.И. Вавилова, С. Дежнёва. В. Беринга, А.И. Чирикова, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова. Эти великие люди способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Велик их вклад в освоении природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Они служили на благо своей страны. Необходимо научить обучающихся чувствовать единение с родной страной. Предварительно данный материал, как опережающее задание, могут приготовить учащиеся самостоятельно. В курсе Физическая география России большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как Географическое положение и границы России, Реки России, Озёра России, Природные зоны, Природные районы. Говоря о внутренних водах России, мы воспеваем великие наши реки, озёра. Урок Байкал – жемчужина Сибири в виде пресс-конференции позволяет формировать чувства любви к родной природе; экологическое сознание учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные фотографии), посвящённые Байкалу.
При изучении природных районов происходит знакомство с особенностями материальных, духовных, культурных ценностей, которые отражают опыт познания и существования человека в пространстве (живопись, скульптура, обряды, нормы поведения, хозяйственная деятельность человека и т.д.). Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, я обращаюсь к художественной литературе, к музыкальным произведениям. Есть много музыкальных отрывков, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор, вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов.
В 8, 9 классах большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалом различных сайтов. Для создания зрительного образа территории создаются презентации. Учащиеся находят удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах страны, его хозяйственной деятельности. После изучения курса географии России проводится викторина Россия самая, самая, самая…, что позволяет стимулировать познание географии своей страны.
Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Югры, необходимо обогатить душу и сердце познанием культурного наследства, что досталось нам от предков, глубже узнать край, где мы живём. Древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами родной край – Югра изучается в курсе географии Ханты – Мансийского автономного округа. Гордостью переполняются души ребят за нашу территорию. Первый в России по добычи нефти, второй – по выработке электроэнергии, третий – по добыче газа. В группе лидеров – по многим другим показателям. В процессе образования курс географии единственный, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном. География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках происходит формирование и развитие нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентации.
В результате поиска новых подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности обучающегося в образовательном процессе для себя отметила, что одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является исследовательская и проектная деятельность. Поэтому первоначально создала программу курса Основы научно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся. Элективный курс, изначально задуманный мною как курс для учащихся 9-10 классов, был расширен. Участниками данной программы стали обучающиеся 8 классов. Виды работ, выполняемых обучающимися: исследовательские, реферативные, научно-исследовательские, информационно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные.
Проектная деятельность наряду с оптимизацией учебно-воспитательного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать и обрабатывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения; переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Применяемая мной технология проектного обучения наиболее полно отражает два основных подхода к обучению: мотивации к учению (в проектной работе она всегда положительная) и личный интерес (проект отражает личный интерес учащихся к исследуемой проблеме). Учащиеся самостоятельно выбирают из предложенного набора тему для выполнения проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. Обучающиеся изучают ее и планируют свою дальнейшую деятельность. Целью выполнения проекта становится поиск способов решения проблемы. Задача проекта формируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в определенной последовательности ее этапов.
Учебные географические проекты могут быть выполнены в контексте научно-познавательной, практико-преобразующей, коммуникативной, художественно - эстетической деятельности человека.
Типы проектов, выполняемых обучающимися, их тематика:
Сфера деятельности человека
Типы проектов
Проектная деятельность по географии
Предлагаемые проекты по географии
Научно-познавательная
исследовательские
Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии (исследования возникновения географических названий, создание географических маршрутов и др.)
5-6 кл.: Экскурсия к памятникам Всемирного культурного и природного наследия, По маршрутам великих путешественников, Приметы погоды;
7 кл.: Как люди открывали и изучали Землю, Анализ ресурсов Мирового океана;
8 кл.: Экологические проблемы Ханты-Мансийского автономного округа, Этнические традиции родного края;
9 кл.: Путешествие по городам России, Экспорт вооружения – лучше, чем конверсия?.
Практико-преобразовательная и ценностно-ориентационная
практико-ориентированные
Создание картографических моделей, справочного материала, графических схем,
Создание проектов, включающих гражданско-патриотические вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации (создание разработок экскурсий, презентационных материалов, экспозиций школьного музея)
5-6 кл.:Экскурсионная тропа по лесопарковой зоне Сайма, Природа – как учебный географический класс;
7 кл.: Россия на карте мира, По маршрутам великих путешественников.
8 кл.: Значение заповедников и национальных парков, Календарь погоды, Создание экологической карты города, Природа – универсальная ценность, Памятники всемирного культурного наследия на территории России, Природное наследие родного края;
9 кл. Моя профессия на рынке труда.
Коммуникативная
информационные
Включает решение проблем связи, передачи информации с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации. Сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории
5-6 кл.: Реки России, Город будущего, Какая завтра погода?;
8 кл.: Оценка привлекательности г. Сургута;
9 кл. Книга Памяти, Доска почёта.
Художественно-эстетическая
творческие
Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений (выставка рисунков, плакатов, туристических буклетов, создание видеороликов и др.)
5-6 кл.: Мой любимый уголок природы;
7 кл.: Взаимодействие природы и общества;
8 кл.: Россия самая, самая, самая …, Достопримечательности города Сургута, Мой край в недалёком будущем, Чудо природы – Байкал, Экологический портрет Сургута, Быт и культура ханты;
9 кл.: Творчество народов России.
Так, одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в внеурочной деятельности. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах города, страны в целом.
Не менее важным является географическое краеведение – география ХМАО-Югры. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы. Разрабатывая и реализуя краеведческие проекты Мой край в недалёком будущем, Экологический портрет Сургута, Быт и культура ханты обучающиеся осознают свою ответственность за то, что совершается рядом. Этот вид деятельности помогает воспитывать активную гражданскую позицию, оказывает наибольшее влияние на становление личности ребёнка, формирование его мировоззрения, убеждений, высоких чувств к родному краю, стране, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма. Обучающиеся имеют возможность выступать со своими докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к участию в школьной научно-практической конференции, которая проводится научным обществом Шаг в науку. Участие обучающихся в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Велика роль творчества учащихся: исследовательские работы, многочисленные творческие проекты, газеты, альманахи можно много перечислять разнообразие форм работ и дальше, но огромную воспитательную миссию выполняют внеклассные мероприятия.
Виды деятельности по организации внеклассной и внешкольной деятельности в курсе географии: игровая, познавательная, трудовая, социально значимая волонтерская деятельность, художественное творчество, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.
Традиционными стали встречи с ветеранами: Подвиг твой бессмертен, Строки, написанные войной; акции Фронтовой сухарик, Ветеран живет рядом, Твой выбор; организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр, конкурсов социальных проектов Каждый правый имеет право; изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций; экскурсии по достопримечательным местам России (поездки в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург, Кунгур (Кунгурские пещеры)). Сведения о Родине, о её героях добытые самими ребятами, особо дороги. Одним из важнейших факторов гражданско-патриотического воспитания является посещение экскурсионных программ музеев города.
Ресурсы
Кадровые ресурсы: администрация, учителя – предметники.
Материально – технические ресурсы. В образовательном учреждении: библиотека; читальный зал; компьютерные классы, актовый зал.
Технические условия кабинета позволяют обеспечить функциональность учебно-воспитательного процесса. Техническое оснащение кабинета: магнитная доска с подсветкой, компьютер, проектор, принтер.
С появлением в классе нового технического средства – проектора с экраном появилась возможность использования на уроках электронных наглядных пособий. Мною сформирована электронная библиотека, которая включает в себя методические разработки уроков, дидактические материалы, медиафайлы. Пополнение библиотеки идёт за счёт приобретения готового программного обеспечения, интернет - ресурсов, также за счёт собственных разработок. Расширяется банк компьютерных презентаций, подготовленных мной и обучающимися.
В кабинете имеются: справочники, энциклопедии, методические материалы для учителя, учебные пособия по географии, дидактические материалы, дополнительная литература, интерактивные учебники и тренажёры по географии, наглядные пособия (репродукции, таблицы, папки с иллюстративным материалом, карты, макеты).
Наличие разнообразных средств позволяет сделать учебный процесс более эффективным, так как включает в активную учебную деятельность учащихся с различными типами восприятия информации.
Условия кабинета соответствуют предписаниям СанПиН:
соблюдается режим освещения (используются жалюзи, доска с подсветкой);
используется удобная мебель;
в оформлении кабинета использованы безопасные материалы.
Озеленение и спокойная цветовая гамма создают благоприятный психологический климат для обучения и общения.
В кабинете сформирована безопасная, здоровьесберегающая образовательная среда.
Партнёры
При подготовке к проведению мероприятий проявляют высокую активность родители (законные представители) обучающихся, социальные партнёры. Нашими постоянными социальными партнёрами стали: краеведческий музей (экскурсии, мультимедийные занятия, конкурсы), ТОС (встречи с интересными людьми, совместные акции, праздники), городская библиотека (встречи с поэтами, интеллектуальные марафоны, литературные конференции, викторины), ГОМ-3 (круглые столы, профориентационные встречи), Центр медицинской профилактики (лекции, конкурсы). Внеклассные мероприятия способствуют расширению знаний обучающихся о России, её героях, традициях, культуре, формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, воспитанию активной жизненной позиции, нравственных качеств, патриотизма.
Тесное сотрудничество помогает мне осуществлять наблюдения за индивидуальным развитием каждого ученика, создавать оптимальные условия для формирования личности. Проходя через эту деятельность, и я развиваюсь как педагог и родитель.
Целевая аудитория
Проект реализуется для обучающихся 6- 9 классов.
Этапы реализации проекта
Работа над педагогическим проектом включает три этапа:
Первый этап (диагностико - проектный); второй этап (содержательно - деятельностный); третий этап (рефлексийный).
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Реализация проекта позволяет осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса. Оценка результативности представлена качественными и количественными параметрами.
Качественные результаты:
1. Написание исследовательских работ.
2. Разработка и апробирование в соответствии с социальным заказом программ внеурочной деятельности.
3. Расширение партнёрской сети при реализации проектов по географии.
4. Удовлетворенность обучающихся и их родителей (законных представителей) формами организации урочной и внеурочной деятельности.
Количественные параметры:
Динамика мотивации к изучению курса географии.
Результатом эффективности работы является позитивная динамика учебных достижений (стабильность качества обученности учеников).
Поведенческая динамика (уровень воспитанности).
3. Ежегодное увеличение количества участников мероприятий, победителей и призёров.
4. Увеличение количества педагогов, формирующих и развивающих социально значимые ценности, гражданственность и патриотизм у обучающихся.
5. Распространение педагогического опыта.
Перспективы дальнейшего развития проекта
-Участие в семинарах, круглых столах, конференциях по гражданско-патриотическому воспитанию.
-Издание методических сборников.
-Участие в профессиональных конкурсах.
-Потребность в дальнейшем совершенствовании гражданской позиции и развитии социальной активности обучающихся.
Имеющийся опыт позволяет сделать следующие выводы:
1. Используемый комплекс педагогических условий в рамках курса географии в урочное и внеурочное эффективен для формирования качеств гражданина и патриота.
2. Применение технологии проектного обучения способствует формированию у обучающихся навыков, необходимых им для дальнейшей успешной самореализации. Обучающиеся учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
3. Воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагога и школы в целом, поскольку говорить о сформированности гражданско-патриотических качеств обучающихся рано.
Литература
1.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р)
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).
4. Андрюшова С.Ю. Воспитательная роль школьной географии // География в школе. 2006 - №7 .
5. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. - М.: Чистые пруды (Библиотечка Первого сентября, серия Управление школой. Вып. 5 (11)), 2006. - С.3-31.
6. Горячева Л.М., Оноприенко Т.Н. Организация деятельности учащихся при работе над проектом// География в школе 2002 - №6
7. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности. // Вестник МГУ, 1993, № 2
8. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе// Практика административной работы в школе - 2006 №6
9. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии// География в школе. 2005 -№2
10. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании// География в школе 2002.- №6
11.Петрова Е. Современные формы гражданского воспитания в общеобразовательной школе // Педагогическая техника.- 2006.- №2
1