Формирование графических навыков в старшем дошкольном возрасте


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование графических навыков в старшем дошкольном возрасте
Автор: Жулдыбина Ирина Геннадьевна

Формирование графических навыков в старшем дошкольном возрасте. Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе. Учитывая это, большое значение имеет раннее выявление ситуаций, когда ребенок не справляется или плохо справляется с графическими заданиями. У многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется «дисграфия» – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Профилактикой возникновения «дисграфии» необходимо заниматься именно в дошкольном возрасте. Выделяют несколько видов «дисграфии». Мы говорим о том виде нарушения письма, которое обусловлено не сформированностью моторного и графического компонентов. Чтобы овладеть навыком письма, у ребенка должны быть сформированы внимание, память, пространственные представления; речевое развитие должно соответствовать возрасту; общие двигательные навыки, движения руки или мелкая моторика, движение глаз и артикуляционная моторика. Основная цель: повышение эффективности развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе. Задачи: - создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. – развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук, стимулировать тактильные ощущения детей. - формировать поэтапно графические навыки у детей. - формировать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. - воспитывать волевые качества ребенка и уважительное отношение к своему и чужому труду. Решение задач требует соблюдения следующих принципов: - принцип системности и последовательности. – принцип от простого к сложному. - принцип интеграции детской деятельности. Актуальность темы: жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО предусматривает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирование общей культуры личности детей. В том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника. Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.Графический навык предполагает: - умение красиво и легко ( а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания ( предметные изображения, линии любой конфигурации – широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные). – легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент ( карандаш, фломастер, ручку), соблюдая необходимый угол наклона; - устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка; - выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности. Для развития графического навыка следует использовать рисование линий: прямые дорожки, фигурное рисование по точкам, по контурам по клеточкам, выполнение штриховок с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок. Для развития мелкой моторики рук следует использовать: - пальчиковую гимнастику; - упражнения на освоение предметных действий. При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: - вести линию сверху вниз, и слева, направо; - уметь выполнять линии различной толщины и формы; - штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. При выполнении упражнений следует обращать внимание на: - правильность посадки за столом, - выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо. Овладение детьми графических навыков требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Длительность графических операций на начальном этапе не должна превышать 5-7 минут. Следует отметить, что не нужно торопить детей. У каждого ребенка свой темп письма. Необходимо формировать графический навык поэтапно для успешной подготовки руки к письму. Графические упражнения разнообразны: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и д р. Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, я использовала в работе следующие приемы: - штриховку; - обведение; - дорисовывание; - рисование орнаментов и узоров; - раскрашивание картинок; - графические задания; - работа с клеточкой; - рисование по цифрам ( счет до 10). Специальные упражнения на развитие графических навыков. Прямые дорожки. Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаш от бумаги. Фигурные дорожки (горизонтальные, волнистые, ломанные линии) Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается. Рисование по точкам. Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется. Рисование по контурам. Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Рисование по клеточкам. На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу. Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки). Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: - вертикальные ( сверху вниз), - горизонтальные (слева направо), - наклонные, - « клубочками» (круговые движения руки), - полукругами. Линии должны выполняться одним движением руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы, По итогам изучения темы, я сделала следующий вывод: у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно - пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на несколько воспринимаемых объектах). Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе. В продолжение своей темы, среди основных графических навыков необходимо выделить рисование. Рисование – естественный процесс для всех детей. С младенчества дети начинают экспериментировать с инструментами для рисования и делать отметки на бумаге, и по мере взросления эти отметки начинают обретать смысл. Как правило, эти этапы развития рисования включают общие рекомендации по развитию искусства, поскольку у каждого ребенка своя траектория роста. Некоторые дети могут не реализовать свой потенциал в плане развития рисования из-за таких причин, как отсутствие интереса. Это вполне нормально и не влияет на развитие ребенка. Рисование в конечном итоге становится способом выражения ребенком своего понимания мира и всего, что для него важно. Нет необходимости формально учить детей рисовать. Лучший способ научить их – дать им возможность ознакомиться с материалами и инструментами для рисования и позволить им свободно выражать себя. Есть много преимуществ рисования в дошкольном возрасте. Это:- развивает мелкую моторику ребенка;- развивает зрительно – моторную координацию;- развивает творческое самовыражение посредством свободного рисования, является основой предварительных навыков письма;- развивает концентрацию внимания ребенка;- развивает когнитивное понимание понятий.Обведение рисунков или «обучение» ребенка рисованию по образцу не являются естественными и не соответствующими возрасту способами развития творческих способностей.На этом этапе дети начинают использовать основные формы в своих рисунках, так как их мелкая моторика и зрительно- моторная координация улучшается.К рисункам в этом возрасте относятся следующие фигуры, по-разному сочетающиеся:- круги и квадраты;- кресты;- точки.Ребенок обычно останавливается на определенном изображении человека в этом возрасте и склонен рисовать их всех одной и той же базовой формой.Например, они нарисуют всю семью с одинаковым контуром тела, но сделают членов семьи разного размера и покажут пол волосами и одеждой.На этом этапе дети демонстрируют свой более высокий уровень познания, рисуя людей, животных и предметы на базовой линии, например, на земле или траве.Они также демонстрируют восприятие, рисуя, например, деревья выше дома или маленькие цветы. Этот рисунок показывает большое понимание ребенком глубины и расстояния. То, как они видят мир, приходит через их рисунки.Они опускают неважные вещи и увеличивают то, что для них важно. Они могут нарисовать в доме маленькую дверь, достаточно большую для себя, или очень высокие окна, так как они не могут до них дотянуться. Они также могут показывать движение в своих рисунках, изображая летящие объекты или широко расставляя ноги бегущего животного. Их использование цвета становится вполне реалистичным.Случайные картинки и каракули определяют этот этап, когда ребенок начинает двигать рукой и работать с инструментом для рисования, таким как мелок или карандаш.Дети могут достичь схематической стадии в возрасте от 6 до 11 лет. Этот этап посвящен «схеме», что означает использование одного и того же символа для представления определенного объекта. Например, ребенок каждый раз рисует дома одинаково. Их рисунки также становятся более реалистичными и подробными.Они будут рисовать линии и точки и просто чертить на поверхности для рисования. Именно здесь творческий потенциал ребенка имеет полный простор для развития, так ка он не имеет представления о реальном облике любого предмета. По мере прохождения этого этапа они могут начать использовать несколько базовых линий и размещать рисунки в разных макетах.Не все дети достигают пика этой стадии, если они лишены адекватной практики рисования.Одной из важных вех развития на этом этапе является то, что ребенок начинает определять гендерные роли для людей, которых он рисует, через предметы одежды и другие более мелкие детали в своих произведениях искусства. Их улучшенная пространственная перспектива также очевидна в их рисунках.Дети проявляют интерес к окружающему миру и любят выяснять, почему вещи таковы, каковы они есть. Существуют разные методы заинтересовать детей, в первую очередь нужно убедить детей, что воспитатель тоже заинтересован в этом. Дети знают, что воспитатель любит рисовать вместе с ними.Помимо вышеперечисленных навыков визуализации, самовыражения и уверенности в себе, графические навыки могут научить ребенка науке о цвете, а некоторых – познакомить с фигурами.Список литературы1. Горбатова, Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Белый ветер, 2005.2. Горбатова, Е.В. Графические узоры. Белый ветер, 2005.3. Григорьева, Г.Г Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва, 1999.4.Узорова О.В, Нефедова Е. А «Пальчиковая гимнастика».5. Папка дошкольника «Знакомимся с клеточкой».6. Георгиева М. О «Прописи с развивающими заданиями», «Готовим руку к письму, задания для развития пальчиков».7. «Готовимся к письму» (прописи, раскраски, упражнения).8. Подорожная О.Ю «Арифметические прописи».9. Макеева О. Н «Развиваем мелкую моторику».10. Прописи – рисовалки для обеих рук.