Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"
Автор: Белова Ольга Геннадьевна
Конспект урока по литературе в 8 классе
Люблю тебя, Петра творенье.
Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Тип урока: освоение новых знаний с элементами повторительно – обобщающей деятельности.
Виды работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа
Предварительная подготовка: индивидуальные задания, задания по группам.
Оборудование: интерактивная доска mimio, открытки и фотографии с изображениями видов Петербурга, фрагмент из балета Глиэра "Медный всадник".
Раздаточный материал: карточки для работы в парах.
Цели:
- начать знакомство с поэмой Медный всадник
- выявить значение образов Петра Первого и Петербурга в поэме
- раскрыть идейно-художественное своеобразие этих образов
- выделить художественные средства раскрытия идейного содержания поэмы
Задачи:
- совершенствовать навыки выразительного чтения
- развивать умение анализировать, сравнивать разные редакции поэмы, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, умение обобщать, применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения
- развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор
Предварительное д.з (1, 2 – по группам; 3 - общее)
1. Проследить как меняется образ Петра 1. Как проявляется оценка Петра в этих наименованиях?
2. найдите эпитеты, детали, описывающие Петербург. Таблица позитивной и негативной информации о Петербурге
3. Заполнение таблицы В чём смысл деяний, государственного интереса Петра
Ход урока:
1.Слайд 1
Люблю тебя, Петра творенье. О каком творенье Петра пойдёт речь сегодня на уроке?
(О Петербурге)
- Тема нашего урока: Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока, чем мы с вами будем заниматься? (слайд 2)
(рассмотрим образ Петербурга в поэме, посмотрим, каким предстаёт в поэме А.С. Пушкина Медный всадник Пётр Первый, выделим идейно-художественное своеобразие этих образов, поговорим об истории города)
- Кто из вас бывал в Петербурге? Расскажите о своих впечатлениях от этого города
- Давайте вспомним, что вы знаете о Петербурге, Петре Великом, какие исторические события связаны с этим городом?
- Вот так выглядел Петербург в 19 веке (слайды3-4)
Адмиралтейская игла – здание Адмиралтейства. Наряду с величественной скульптурой Петра Первого она символизирует величие России и Петербурга как составной её части. Такие грандиозные достопримечательности, как шпиль Адмиралтейства, ещё больше подчёркивают беспомощность "маленьких" людей перед великой державой.
Потешных Марсовых полей – поле, где проходили военные парады. Крупнейший мемориально-парковый комплекс в центре Санкт-Петербурга.
- Петербург – это целый художественный мир, бесконечно противоречивый и изменчивый и вместе с тем единый во всех своих обликах. Роль Петербурга в истории страны, в развитии литературы и искусства уникальна. Город, воплотивший в себе реформы Петра 1 и его личность, великолепное творение ПЕТРА. Поэтому, чтобы понять поэму, надо рассмотреть те исторические события, которые в ней отразились.
2. Замысел поэмы (сообщение ученика)
Основой для создания поэмы стали газетные публикации, рассказывающие о наводнении ноября 1824 года.
…В прошедшую пятницу, 7-го сего месяца, здешняя столица посещена была бедствием, коему уже около 50-ти лет не было примера. Река Нева, которой воды беспрестанно возрастали от сильного морского ветра, вышла из берегов своих в 11-м часу утра. В несколько минут большая часть города была наводнена. Ужас объял жителей… Невозможно описать все опустошения и потери…
Газета. 1824 год.
20 августа 1833 года буря на Неве произвела сильнейшее впечатление на поэта. В письме к жене, написанном по дороге в Болдино, Пушкин описал, что видел: "Нева была так высока, что мост стоял дыбом… Деревья по Царскосельскому проспекту так и валялись. Болота волновались белыми волнами. Что-то было с вами, петербургскими жителями?"
Поэма была начата в Болдине и закончена в октябре 1833 г.
3. Анализ поэмы
– Давайте начнём анализ поэмы с названия. Поэма названа не Пётр Великий, или Евгений, или Наводнение? Почему?
Слайд 5
- Посмотрите на памятник Фальконе.
- Каким вы видите образ Петра?
(работа в парах)
Прочитайте отрывок из письма Фальконе Дидро
Монумент мой будет прост… я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как великого победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность создателя, законодателя, благодетеля своей страны. И вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла: он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом – это идея побеждённых им трудностей
Какие ключевые слова можем выделить, какова идея Фальконе? Удалось ли воплотить идею в памятнике?
(личность создателя, законодателя, благодетеля своей страны)
Слайд 6
- В Калининграде тоже есть памятники Петру
- Какие черты Петра 1 подчёркнуты скульпторами?
- Дома вы читали поэму Медный всадник, обратите внимание на лексику, которая могла вызвать у вас затруднения.
Порфироносный - Облеченный в порфиру, мантию пурпурного цвета, которая одевалась царями на коронацию, царственный.
Объясните значение слова тщетный – бесполезный, пустой, безуспешный
Полнощных стран – полночных, северных
Чухонец – финн
Лампада - 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами. 2. Светильник (поэт.)
- Какое впечатление произвёл на вас Петербург во Вступление к поэме. Прочитайте отрывки, показавшиеся наиболее значительными и выразительными.
- Ребята, я хочу вас познакомить с иллюстрациями А.Н. Бенуа к поэме Медный всадник. Соотнесите иллюстрации с цитатами из текста (слайд 7)
На берегу пустынных волн стоял он дум великих полн… и вдаль глядел и думал он: здесь будет город заложен
И, обращен к нему спиною,В неколебимой вышине,Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне.
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась
Вид ужасный!
Всё перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики, другие
Совсем обрушились, иные
Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом
Проблемный вопрос
Как претворились в жизнь думы Петра о величии России и новом городе? В чём смысл деяний, государственного интереса? (проверка домашней схемы – слайд 8)
Дополнительные вопросы:
О каком надменном соседе думал Петр I, стоя на берегу Невы? Что Вы знаете из истории русско-шведских отношений? В каком произведении А.С.Пушкин описывает победу русских над войском шведского короля Карла XII?
Что означает выражение в Европу прорубить окно, ставшее благодаря поэме А.С.Пушкина крылатым? (Строительство нового города на берегах Невы у моря дает возможность наладить торговые и культурные связи с Европой.)
Что значит все флаги в гости будут к нам?
- Итак, каким предстаёт перед нами Пётр 1?
Величие Петра в патриотизме, понимании исторической необходимости, им руководит идея блага человечества
- Каким приёмом подчёркнуто величие содеянного Петром?
(антитезой: бедный край до основания Петербурга и богатый прекрасный город: пустынные волны - оживлённые берега; чернели избы – громады дворцов и башен; бедный чёлн стремился одиноко – корабли со всех концов земли к богатым пристаням стремятся)
- Внимательно послушайте музыкальный фрагмент из балета Медный всадник известного композитора Глиэра (слайд 9)
- Как вы думаете, что общего между звучанием музыки и звучанием вступления к поэме?
(Торжественность и величественность звучания музыки и торжественность и величественность самого города, который мы видим во вступлении, недаром фрагмент называется Гимн великому городу)
Интересно посмотреть, как работал Пушкин над Вступлением. Вот первые наброски (работа в группах по карточкам)
Однажды близ Балтийских волнСтоял задумавшись глубокоВеликий царь. Пред ним широкоТекла пустынная Нева.
На берегах Варяжских волнСтоял глубокой думы полнВеликий Петр. Пред ним катиласьУединенная <река?>
Однажды близ пустынных волнСтоял задумавшись глубокоВеликий муж. Пред ним широкоНеслась пустынная Нева.
На берегу пустынных волнСтоял Он, дум великих полн,И вдаль глядел.
- Каждому творцу присущи муки творчества. Посмотрите на черновые наброски Пушкина к поэме. Какие изменения произошли?
- Почему Пушкин в конце концов, имея уже три варианта начала, замещает имя Петра на местоимение "он", которое, к тому же, выделяет курсивом?
(вдаль - значение не только пространственное, но и временное; он- деяния Петра всем известны и каждому ясно, кто он. Осмысление образа Петра как творца города. Подбирая определяемое слово к эпитету великий, который не вызывает сомнения у писателя И если Петр, царь, муж – это все великие люди, но все же просто люди (конкретные), то местоимение он включает в себя все, указывает на всеобщность образа)
С какой целью А. С. Пушкин употребляет местоимение мы? (А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра)
- В каких строках показано авторское отношение Пушкина к Петербургу (анализ отрывка Люблю тебя, Петра творенье)
- За что А.С. Пушкин любит град Петра? Какие образные картины города рисует автор?
(Державное течение Невы, светла Адмиралтейская игла, живость Марсовых полей, вознесся пышно, горделиво, строгий, стройный вид, Невы державное теченье, оград узор чугунный …)
- Какие слова наиболее точно характеризуют город?
(державное течение, пышная краса)
- Как называется это средство художественной выразительности?
(Это эпитеты, слова высокого стиля)
- Объясните лексическое значение слов (словарная работа)
державное и пышное.
(Державный - обладающий властью, могущественный, величественный.
Пышный – роскошный , великолепный, легкий.)
- Почему поэт сравнивает Москву с порфироносной вдовой?
- Меняется ли образ Петербурга в поэме?
(Да, меняется. Каждая глава приоткрывает свою грань этого сложного и красивого города)
(проверка домашней работы)
Группа № 1. Найдите эпитеты, детали, описывающие Петербург во Вступлении и в 1 и 2 частях поэмы. Как меняется Петербург
+
“город пышный”
“ юный град”
“полнощных стран краса и диво”
“град Петров”
“в гранит оделася Нева”
“мосты повисли над водами”
“тёмно-зелёными садами …покрылись острова”
“Невы державное теченье”
“живость потешных Марсовых полей”
“военная столица”
“перед младшею столицей померкла старая Москва”…
-
“над омрачённым Петроградом”
“ Нева металась”
“Нева всю ночь рвалася к морю против бури”
“перегражденная Нева…затопляла острова”
“всплыл Петрополь”
“гроба с размытого кладбища плывут по улицам”
“над возмущенною Невою стоит…кумир на бронзовом коне”
“скривились домики, другие совсем обрушились”…
Проблемный вопрос
- В чём двойственность петровских преобразований? Какова обратная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра?
(Замысел Петра реализован ценой насилия над природой и людьми. И это неизбежно ведёт к конфликту).
Группа № 2. Проследите как меняется отношение Пушкина к Петру.
(основатель Петербурга, покоритель природы (в черновиках: великий Пётр - великий муж - великий царь – державец полумира – горделивый истукан – кумир на бронзовом коне – кумир с простёртую рукою – грозный царь – идол - всадник медный). Как проявляется оценка Петра в этих наименованиях?
От человека, творца к медному всаднику, символу государственной воли, освобождённой от человеческого начала, воплощению власти.
(словарная работа) добавьте новые слова к себе в словарик
истукан - бесчувственный, бессердечный человек, равнодушный к окружающему.
кумир - 1. Изваяние языческого божества, идол. 2. перен. Предмет слепого поклонения.
идол - изображение Божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле — предмет слепого преклонения. Идол - статуя, предмет, которому поклоняются как божеству.
- Почему меняется образ Петербурга и красивый, пышный город ассоциируется с бездушным медным всадником и становится темным холодным?
(Несчастным становится Евгений, главный герой поэмы. Это маленький человек, чья судьба разрушена.)
- В поэме рядом с образом великого государственного деятеля возникает образ обыкновенного человека, судьбу которого определяют результаты преобразований Петра.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на следующем уроке?
(Какова роль и место человека в историческом процессе)
4. Рефлексия
– Сегодня я узнал…– Было интересно…– Было трудно…– Я выполнял задания…– Я понял, что…– Теперь я могу…– Я почувствовал, что…– Я приобрел…– Я научился…– У меня получилось …– Я смог…– Я попробую…– Меня удивило…– Урок дал мне для жизни…– Мне захотелось…
Д.з: выучить отрывок из Вступления, составить синквейн Петербург