Комбинированный урок по географии на тема «Природа Дальнего Востока»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комбинированный урок по географии на тема «Природа Дальнего Востока»
Автор: Бычкова Татьяна Валентиновна
Я,Фамилия БычковаИмяТатьяна Отчество ВалентиновнаМесто работы (полное название учреждения) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа д. Старое МелковоДолжность учитель географииПочтовый адрес (домашний) Тверская область Конаковский район д. Старое Мелково ул. Центральная д. 2кв 37Почтовый индекс171265 тел. дом. ()Тел. служеб. () тел. моб. (8900) 0123884e-mail Комбинированный урок географии в 9–м классе.Тема урока: «Природа Дальнего Востока».Тип урока: урок - исследованияЦель урока: определить особенности природы Дальневосточного региона РФ.Задачи урока:Образовательные:- Формировать представления и знания об особенностях природы Дальнего Востока, показать уникальность природы этого региона.Развивающие:- Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.Воспитательные:- Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.Средства обучения. Тематические карты Дальнего Востока, атласы, учебники, ИЛО, компьютер. Проектор. Презентации по теме.Методы и формы обучения. -по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий);-по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.Основное содержание. Дальневосточный район Российской Федерации, рельеф ДВ, муссонный климат ДВ, реки ДВ, органический мир ДВ. Новые термины и понятия. Свободная экономическая зона, анклав, полуанклав.Практические задания. За два урока ребятам были даны творческие задания приготовить презентации на темы по выбору учащихся «Санкт – Петербург – северная столица России», «Калининградская область – свободная экономическая зона «Янтарь»».Межпредметные связи: история, литература, физика, химия, геология.Структура урока:Организационный этап урока ……………………………………………… 2 минКонтроль ранее изученного материала …………………………………….3-5 минАктуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности …….3 минИзучение нового материала …………………………………………………20 минОбобщение и систематизация знаний и умений учащихся ……………....10 минПодведение итогов урока ……………………………………………………4 минДомашнее задание ……………………………………………………………1 минРефлексия ……………………………………………………………………..1 мин Ход урока:Организационный момент: проверка общей готовности учащихся к уроку, выявление отсутствующих, заполнение синквейна «Моё настроение на начало урока», ход урока.(Слайд 1)Контроль ранее изученного материала: фронтальный опрос по вопросам предыдущего параграфа 58.( слайд 1)Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности: вопросы для учащихся, формулирование цели и задач урока.Учитель: Зачитывает отрывок стихотворения Б.Глушаков о Дальнем Востоке с демонстрацией компьютерной презентации “Образ Дальнего Востока”. (слайд 2)По склонам сопок тропы вьются круто.Там, в буйных зарослях душистых трав,Могучая ветвистая лианаДеревья обвивает как удав.Сверкают ильмы, ольхи жмутся к ивам,И там, где кедры выстроились в ряд,Густо-зеленый, с полевым отливом,Гирляндами, прижавшись к хвойным гривам,Нет-нет, да глянет дикий виноград.Воркуют горлицы, их резким крикомБезмолвная вокруг колышется тайга,И на заре по крутосклонным пикамМелькнут то тигр, то рысь, то кабарга. Б.Глушаков Учитель: задает вопросы:Какой регион отличается представленными характеристиками? Объявляет тему урока “Дальний Восток”А что вам уже известно о Дальнем Востоке? (На доске фиксируется список известного ученикам учебного материала).Посмотрите на перечень известных Вам характеристик Дальнего Востока, достаточен ли он для создания полного образа территории? Тема урока «Природа Дальнего Востока» параграф 59 стр. 242. ( слайд 3) Какую же цель нам нужно поставить , чтобы образ региона был более полным и красочным? Задачи формулирует учитель (слайд 4)Учитель: сегодня у нас необычный урок мы должны произвести исследование «Особенности природы Дальнего Востока». Изучение нового материала.Учитель: Класс делиться на группы (по 3 или 4 человека). Для каждой группы предложен лист с планом работы и дополнительным материалом по изучаемому компоненту. В течение 10-15 минут учащиеся готовят ответы на вопросы, далее – творческие отчеты групп по 3 минуты. Результаты работы заносят в таблицу. (Слайд 5). В каждой группе выбираются руководитель, который контролирует работу товарищей.Учитель: на закрепление материала вставьте в текст пропущенные слова.( работами обмениваются и проверяют по слайду8)Расположение Дальнего Востока на контакте литосферных плит является причиной частых землетрясений, которые вызывают волны-…..Горообразование на Дальнем Востоке не завершилось, об этом свидетельствуют-…..Дальний Восток - единственный район России, где встречаются фонтанирующие горячие источники -…. Они находятся на востоке … .... .Климат юга Дальнего Востока- ….Муссоны зимой дуют с... на.., а летом – с…на ….Осадки здесь выпадают чаще в виде …. Самая крупная река Дальнего Востока …. . Она имеет крупные притоки… .Ответы:Цунами.Землетрясения и извержения вулканов. Гейзеры, Камчатки. Муссонный С материка, с моря. Дождя. Амур, Зея, Бурея, Уссури.Учитель: Следующим пунктом нашего исследования будет животный и растительный мир Дальнего Востока . Работа в группах по отдельный частям ДВ. ( раздаются конверты с животными и растениями). Работаете с картой природные зоны ДВ и заносите животный и растительный мир в таблицу, картинки выйти к доске и разместить на карту.1 группа- Чукотское нагорье2 группа- п/о Камчатка3 группа- Приморье Учитель: сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в Уссурийскую тайгу .Учитель: на с. 247 учебника, ознакомьтесь с природными ресурсами ДВ, а затем занесите данные в таблицу и сделайте выводы у доски о природ. ресурсах ДВ.Учитель: мы сейчас выяснили, что ДВ это идеальное место для организации спортивного туризма. Вам задание в течении минуты каждой группе по своему району необходимо придумать и предложить вид туристического спорта.Ученики:Водный туризм- СПЛАВ по красивой горной реке Амур , ночевка в палатках на золотой песчаной косе. Горные лыжи- Камчатка зимой – это незабываемые впечатления от заснеженных вулканов, горячих источников под открытым небом. Мы предлагаем проживание в гостинице где все бассейны с термальной водой. Сноуборд- Подготовленным сноубордистам мы предлагаем оценить катание по склонам хребтов Чукотского нагорья. Учитель: на этом наше исследование окончено. Давайте вернёмся к нашей цели, подумаем и сделаем вывод: какие же особенности природы Дальневосточного региона мы можем выделить ? Анализ карты атласа стр. 28-29 и ранее сказанного. Вывод учащихся: стык двух литосферных плит- это частые извержения вулканов, цунами, гейзеры; муссонный климат; разнообразный природный и растительный мир.Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся: учащиеся работают с синквейном отвечают на вопросы. Заполняют синквейн «Моё настроение на конец урока».Подведение итогов урока: выставление оценок.Домашнее задание: параграф 59, вопросы в конце параграфа. (слайд 11 )Дополнительное задание .дать нам возможность отправиться на виртуальную экскурсию в долину гейзеров создать 4-5 слайда (3 мин).Используемые ресурсы сети Интернет ЦЕЛЕБНОЕ РАСТЕНИЕ УССУРИЙСКОЙ ТАЙГИ животные Уссурийской тайги Камчатка - ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ - КАМЧАТКА КОМАНДОРСКИЕ О-ВА