Программа "Весёлая ниточка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Весёлая ниточка"
Автор: Арсеньева Елена Аркадьевна

Утверждаю: Заведующий МДОУ детский сад № 28 ___________________М.А. ИвановаДополнительнаяобразовательная программахудожественно – эстетической направленности«Волшебная ниточка»(«Ниткография»)для детей 5 - 7 лет Разработчик программы: педагог доп. образования МДОУ д/с № 28 Арсеньева Е.А. Ржев 2024г.ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Целевой раздел …………………………………………………… .3
  • 1.1 Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 2. Содержательный раздел……………………………………………………. 10 3. Организационный раздел …………………………………………………. 174. Примерное тематическое планирование ……………...……………….…. 19
  • Приложения…………………………………………………………… 31
  • Списки детей …………………………………………………………….44
  • I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка «Всякий истинный труд священен,в каждой истинной работе, хотя бы то было простое рукоделие,есть что-то божественное».Томас Карлейль.Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Волшебная ниточка» (далее - Программа) разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.Программа направлена на развитие художественных способностей, эстетического вкуса, на воспитание у детей стремления к творческому восприятию своего труда, развития чувства красоты, гармонии, мелкой моторики рук. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ гл.7,ст.64, п.1, п.2; гл.11,ст.79.п.1.; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;- Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726 «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей». Программа разработана на основе учебно-методических пособий: Г. Бекетова «Ниткография для детей» Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни. Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: создание творческих работ в технике нтткография. Достоинство ниткографии в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, художественные способности и эстетический вкус. Технологический процесс искусства «Ниткография», на первый взгляд, кажется простым, но в тоже время требует усидчивости, аккуратности, умения доводить работу до конца, а также творческого подхода к выполнению работы.Занятия ниткографикой способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления. На занятиях дети приобретают практические навыки (владение ножницами, трафаретами), опыт рисования, аппликации и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания. Занятия ниткографикой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе занятий. Каждое занятие направлено на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, сувениры, декоративные панно . Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты». А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение. Работа в рамках программы – процесс творческий, который научит детей через развивающие и практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действующий способ достижения, возникающий в ходе занятий учебной цели. В настоящее время искусство ниткография находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная ниточка» является программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста и нацелена на формирование эстетического вкуса, творческих способностей, обеспечение самоопределения личности ребенка и создание условий для ее саморегуляции. Актуальность разработки данной программы заключается в идее использования ниткографии – одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства для формирования ценностных эстетических ориентиров, овладения основами творческой деятельности, также подготовки ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. Программа ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Новизна заключается в использовании техники ниткографии как средства приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству на основе соответствующих образовательных технологий. Дети знакомятся с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток – ниточным дизайном. В упрощенной версии данная техника выполняется как рисование по картону и носит название «Ниткография» . Такие картины весьма эффективны, вызывают восторг и удивление. Создание панно становиться в последние годы все более популярным занятием. Отличительные особенности Программы: Программа рассчитана на полный курс освоения детьми 5 – 7 лет новой для них техники - ниткография. Программа включает в себя не только освоение приемов техники ниткографии, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Педагогическая целесообразность - занятия нитеографией способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций. Технологичность Программы заключается в том, что вся планируемая деятельность в программе представлена целостно и комплексно, продуманы способы и условия реализации задач программы, пути достижения планируемых результатов. Практическая значимость Программы заключается в возможности ее применения в педагогической практике педагогами старших и подготовительных к школе групп, педагогами дополнительного образования. В процессе реализации Программы допускается проведение корректировки сложности заданий, исходя из опыта детей и уровня освоения программы. Программа сочетается с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, не дублируя ее, а дополняя работой в новой технике с использованием других инструментов (ножни, нить).Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25 - 30 минут. Количество детей в группе 10-12 человек определено тем, что на занятиях дети работают с режущими предметами, и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности. Общее количество часов (занятий) в год - 36 часов на одну группу. Количество групп – 8.Возраст детей, участвующих в реализации Программы: 5 - 7 лет.
  • Цель и задачи реализации программы
  • Цель: создание условий для формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, освоения ими основ декоративно-прикладного искусства через использование нетрадиционной техники ниткографии в условиях дополнительного образования.Задачи программы:
  • создание развивающей предметно-пространственной среды способствующей приобщению дошкольников к виду декоративно-прикладного искусства – техники ниткографии;
  • знакомство с разнообразием приемов создания изображений в технике ниткографии; со способами работы различными материалами и инструментами;
  • формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира;
  • развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
  • развитие детского художественного творчества, познавательной активности, интереса к самостоятельной творческой деятельности;
  • активизация мыслительных процессов: умения соотносить наглядные символы (показ приемов выполнения) со словесными (объяснение приемов ) и переводить их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий детьми);
  • приобщение дошкольников к виду декоративно-прикладного искусства – технике «Ниткография»;
  • формирование личностных качеств: настойчивости, умения доводить начатое дело до конца, последовательности и упорства в достижении поставленной цели;
  • формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, умения работать в группе;
  • создание комфортной среды педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
  • активное вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в процесс освоения детьми техники ниткографии.
  • Для реализации цели и задач Программы необходимо соблюдение следующих условий:
  • организация разнообразной игровой и художественной деятельности, предоставление возможности свободного поиска решений;
  • создание развивающей предметно – пространственной среды, обогащающей яркими впечатлениями;
  • создание атмосферы творчества, доброжелательного сотрудничества и уважительного отношения к продуктам детского труда.
  • Для успешной реализации поставленных задач, также необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.1.3. Принципы и подходы к формированию ПрограммыВ Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, которая обеспечивает становление личности дошкольника и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности.Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к дошкольнику, на признании права ребенка дошкольного возраста, на свободное развитие и проявление своих способностей. Программа построена с учетом следующих принципов:
  • Принцип гуманизации направлен на уважение прав и свобод ребенка дошкольного возраста, предъявление посильных и разумно сформулированных требований, ненасильственное формирование требуемых качеств, уважение к позиции ребенка даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения прав и свобод воспитанника.
  • Принцип комфортности предполагает создание атмосферы доброжелательности, веры в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  • Принцип наглядности заключается в широком использовании зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
  • Принцип доступности предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип интеграции заключается в создании у ребенка целостной картины мира средствами литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
  • Принцип системности предполагает обучение, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
  • Принцип дифференциации предполагает учет возрастных особенностей, создание благоприятной среды для реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
  • Деятельностный принцип заключается в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
  • 1.4. Психолого-педагогические и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста Характеристика особенностей развития детей 5-7 летВ старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще не велик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.Ребенок 5-7 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения.К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Ребенок старшего дошкольного возраста владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет изображать по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начинать, как расположить изображаемый предмет.В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка.Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 25 - 30 минут.Развиваются навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат художественной деятельности.В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.1.5.Планируемые результаты освоения ПрограммыСпецифика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от дошкольника достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.К семи годам ребёнок:
  • овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
  • развита крупная и мелкая моторика;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?);
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
  • Ожидаемые результатыОжидаемые результаты – ориентированы на овладение детьми старшего дошкольного возраста техникой ниткография, умение создавать свои образы и композиции используя освоенные способы создания работ из различных элементов присущих данной технике. В итоге у них формируются умственные, ручные, творческие, коммуникативные способности, что подготавливает дошкольника к успешному обучению в школе. Результаты освоения Программы сформулированы в соответствии с содержанием психолого – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в технике ниткографии.В итоге освоения Программы воспитанники будут:знать:
  • историю возникновения техники ниткографии;
  • способы применения базовых форм в технике ниткографии для создания работ;
  • правила безопасности при работе ножницами (Приложение 2);
  • уметь:
  • самостоятельно выполнять работы в технике ниткография, подбирать нитки нужного цвета;
  • работать сообща, принимать участие в коллективной работе;
  • составлять изображения предметов;
  • владеть ниткой, ножницами;
  • использовать знания, полученные в других видах изобразительной деятельности (рисование, аппликация);
  • подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
  • достигать результата при полной самостоятельности;
  • пользоваться трафаретами;
  • изготовлять простую работу в технике «Ниткография»;
  • оформлять свою работу в картину (панно).
  • анализировать свою работу.
  • Мониторинг освоения Программы
  • В рамках реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей педагогическим работником через организацию педагогического мониторинга (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).Мониторинг необходим для того, чтобы выбрать для каждого дошкольника посещающего занятия в рамках Программы оптимальных, благоприятных условий для ее успешного освоения. Результаты мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
  • индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизация работы с группой детей (совершенствовать способы работы с детьми);
  • обогащение содержания образовательного процесса;
  • оптимизация процесса индивидуального обучения;
  • обеспечение правильного определения результатов обучения;
  • ориентировка на дальнейшее продвижение и успех ребенка.
  • Для выявления результатов освоения детьми Программы проводится пниткографии, умение создавать свои образы и композиции из различных элементов. В Программе определены критерии систематизирующие процесс реализации задач Программы (Приложение 1).В качестве основных методов, позволяющих выявить степень освоения Программы детьми, используются:
  • наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, игровыми заданиями;
  • выставки детских работ (коллективные, индивидуальные);
  • оформление альбомов готовых поделок;
  • выполнение работ по образцу;
  • творческие работы;
  • анализ детских работ.
  • Ориентированная, прежде всего на творчество ребенка Программа обращена и к педагогу и дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, которые обеспечивают эффективное развитие личности дошкольника с учетом его индивидуальных способностей.II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1. Содержание психолого-педагогической работы В процессе освоения техники ниткографии предусмотрена корректировка сложности заданий, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.Занятия включают в себя не только обучение технике ниткографии, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.      Во время занятий  для  создания непринужденной и творческой атмосферы используются  записи музыки, что способствует  эмоциональному развитию дошкольников.       Дети учатся выполнять разнообразные творческие работы – узоры, пейзажи, натюрморты, сюжетные картинки на различные темы. Тем самым развивается такое востребованное в современном мире качество, как креативность.У дошкольников развивается цветовое восприятие, они знакомятся с понятиями о холодных и теплых тонах, учатся подбирать цвет ниток к фону, контрастные цвета, оттеняющие друг друга.В процессе освоения техники ниткографии у дошкольников развивается наблюдательность, совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Данные качества и способности необходимы для решения художественно-творческих задач.Деятельность по созданию творческих работ в технике ниткографии оказывает благотворное влияние на развитие у дошкольников объяснительной и доказательной речи.В процессе деятельности воспитывается усидчивость, терпение, внимательность, старательность, желание работать сообща, принимать участие в коллективной работе, достигать результата при полной самостоятельности.Занятия по Программе включают теоретическую и практическую части.Теоретическая часть состоит из бесед по изучению творчества, по истории возникновения техники ниткографии и технологии изготовления творческих работ.Практическая часть состоит из нескольких этапов:
  • освоение приемов выполнения изделий по предложенным направлениям;
  • выполнение изделий по схемам;
  • разработка творческих эскизов и выполнение по ним изделий.
  • 2.2. Методика работы в технике ниткографии с детьми старшего дошкольного возрастаПри создании картин в технике ниткография необходимо придерживаться определенной последовательности действий:Этапы работы1. Подготовительный- Освоить прием выполнения рисунка нитками на бархатной бумаге- Освоить прием выкладывания нитки по горизонтали.- Освоить прием выкладывания нитки по вертикали.- Освоить прием выкладывания нитки по кругу.- Освоить прием выкладывать нитки по спирали.- Научиться работать на ограниченном пространстве.2. Основной- Научиться выбирать нитки нужного цвета.- Научиться отрезать нить нужного размера.- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.- Научиться действовать по словесному указанию, образцу педагога.- Научиться доводить дело до конца.3. Итоговый- Самостоятельно решать творческие задачи.- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.- Оформление рамки. Можно вставить картину в готовую деревянную или картонную рамку.- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы В ходе реализации Программы используются, различны формы организации деятельности:
  • Коллективная: дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат, они с удовольствием целенаправленно общаются, помогают друг другу.
  • Индивидуальная: используется для работы с детьми, которые в недостаточной мере овладели навыками шитья в технике ниткографии.
  • Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:
  • словесный (устное изложение, инструкции, беседа, рассказ, и т.д.);
  • наглядный (показ иллюстраций, таблицы, наблюдение, показ выполнения работ педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ ).
  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - ребенок может сам выбирать в определенных изделиях цветовую гамму, дизайн работы;
  • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. 
  • Методы эмоционального стимулирования:
  • создание ситуации успеха в обучении;
  • использование игр и игровых форм.
  • Методы развития творческих способностей:
  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Например: неоконченный рисунок – ребенок получает неоконченный рисунок, продумывает и продолжает его;
  • дискуссия. При дискуссии происходит обмен мнениями, выдвижение гипотез, проявляется интерес к сравнениям, самостоятельному мышлению.
  • Структура занятияСтруктура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.Вводная часть – каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональное настроение у детей, объявляется тема, обозначается проблемная ситуация.В основной части или практической объясняется новый материал, организуется рассматривание и анализ образца, разъяснение алгоритма действий, проводятся дидактические, пальчиковые игры, физкультминутки, упражнения для расслабления глаз дети выполняют задание, при необходимости оказывается помощь и проводится индивидуальная работа.В заключительной части подводится итог занятия, анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается. В занятия включены здоровьесберегающие технологии, это - упражнения для расслабления глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки. (Приложение 3).При проведении первичного инструктажа необходимо сделать акцент на правильное применение и приёмы работы с инструментами и приспособлениями. На каждом занятии уделять внимание технике безопасности при выполнении работ, а также проводить фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность технических приёмов.
  • Способы и направления поддержки детской инициативы
  • Поддержка ребёнка в деятельности с учётом его индивидуальных особенностей и Программа предусматривает учет индивидуальных особенностей детей группы посещающих занятия по ниткографии. На протяжении всей продуктивной работы необходимо следить за тем, чтобы дети находились в режиме поиска, чтобы им было интересно решать задачи посильной сложности, чтобы они испытывали удовлетворение от приложенных усилий и результатов деятельности. Необходимо дифференцировать знания так, чтобы дошкольники, осваивающие приёмы техники ниткографии быстрее других, не скучали и не теряли вкус к поиску, а у детей, испытывающих затруднения, не возникло заниженной самооценки. Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке или выполняют более сложное задание. Всё, что значимо для ребёнка, что ему интересно, вызывает у него положительное отношение. Ситуация свободного выбора помогает детям эмоционально контролировать свои действия: планировать, доводить начатое дело до конца, презентовать свои результаты и демонстрировать свою успешность. Полученный в деятельности результат, если он нравится ребёнку, радует его, удовлетворяет потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств, в процессе решения посильной для него задачи.Благодаря успехам ребёнок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремится к содержательному общению.2.5. Современные педагогические технологии для эффективной реализации Программы Педагогические технологии дополнительного образования детей ориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Присутствие в организации дополнительного образования детей, гуманистических взаимоотношений участников, комфортность условий для творческого и индивидуального развития создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. В рамках личностно-ориентированного подхода выделяются:Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская).Основной целью технологии личностно-ориентированного обучения является максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка. Методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов). В основе технологии лежат организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых. Основными задачами данной технологии является выявление, учет, развитие творческих способностей детей и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.Элементы технологии развивающего обучения:Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.), которые обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей.Здоровьесберегающие технологи, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.При организации занятий в рамках реализации Программы также необходимо учитывать:
  • соблюдение организационно-педагогических условий проведения занятия: плотность, чередование видов деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей);
  • проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для снятия напряжения, гимнастики для глаз, физкультминуток;
  • обеспечение двигательной активности (проведение подвижных, дидактических игр);
  • контроль позы ребенка во время занятия (постоянно следить за осанкой детей, предлагать им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно);
  • соблюдение психологического климата (взаимоотношения на занятии: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей);
  • наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, в начале занятия, подбадривающие слова в процессе выполнения задания);
  • наличие мотивации деятельности детей на занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).
  • 2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации Программы основывается на следующих положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи деятельности с детьми понятны не только педагогу, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы.
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего периода освоения Программы.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
  •        В соответствии с этими основными положениями система взаимодействия с семьями воспитанников включает:
  • ознакомление родителей с результатами мониторинга освоения Программы;
  • ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности в рамках реализации Программы;
  • проведение консультаций, мастер – классов, беседы с родителями по вопросам реализуемой Программы;
  • привлечение родителей к активному участию родителей в мероприятиях по реализации Программы. 
  • Творческий союз педагога дополнительного образования и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение помогут наполнить жизнь ребёнка интересными делами.Совместная работа детей и родителей по изготовлению творческих работ удовлетворит потребность ребёнка в активной деятельности, предоставит возможность для реального воплощения мысли и фантазии.План мероприятия по взаимодействию с семьями воспитанников в рамках реализации ПрограммыIII. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1. Учебный план3.2. Учебный график 3.3. Режим организации занятийЗанятия в рамках реализации Программы проводятся 2 раза в неделю (с сентября по май), во второй половине дня с группой детей в количестве 10 человек. Всего 2 группы . Продолжительность 25 - 30  минут.3.4. Учебно – методическое обеспечение Программы:-О.А. Новиковская «Ниткография». Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.-: Г. Бекетова «Ниткография для детей»-Журнал «Дошкольное воспитание», 2004 №2; 2011 №10,12; 2012 № 1.-Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва.2007.3.5. Материально – техническое обеспечение ПрограммыДля реализации Программы в игровой комнате не требуется специально оборудованного пространства, достаточно оборудования игровой комнаты:1.3анятия проходят в отдельном помещении (кабинете).2.Систематизация    литературного материала: стихи, загадки, пословицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.3.Изготовление    картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.4. Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз.5.Иллюстрации с последовательностью выполнения работ;6.Расходные материалы необходимые для освоения техникиниткография: цветные нитки разного типа: катушечные №20-40, ирис, мулине; картон цветной, бархатная бумага; клей ПВА;
  • инструменты: ножницы;
  • трафареты, шаблоны, образцы готовых работ;
  • цветные карандаши, ручки, фломастеры;
  • бросовый материал для дополнения изображения.
  • Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ. 4.Перспективно-тематический план для детей подготовительной к школе группы2025 годПРИЛОЖЕНИЯ:Приложение № 1Диагностическая карта результатов развития детей(начало, конец года)Нг – начало года;Кг – конец года;Синий - ребенок справляется самостоятельно;Зеленый - ребенок нуждается в стимулировании;Красный - ребенок не справляется в самостоятельном выполнении и не принимает помощь.1/2 показателей низкого уровня развития в рамках образовательной области будет свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту.1/3 показателей низкого уровня развития в рамках образовательной области можно считать показателем проблем в развитии ребёнка социального или органического генеза.Средний уровень можно считать нормативным вариантом развития по каждому ребёнку и общегрупповому параметру