Урок "Типы химических реакций на примере свойств воды"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Автор: Андреева Наталья Владимировна

Тема «Типы химических реакций на примере свойств воды»Цель урока: закрепить и углубить знания о типах химических реакций на примере свойств воды.Задачи урока:Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами. Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся. развивать умение работать с текстом.Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного. Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, о типах химических реакций, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с проблемой «кислотных дождей», Формируемые компетенции: учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение гипотез о веществах участвующих в образовании «кислотных дождей»информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, выполнять задания по формированию функциональной грамотности.коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы. Тип урока: комбинированный, сообщение новых знаний и их совершенствование.ХОД УРОКА
  • Организационный момент
  • Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня приветствовать вас и наших гостей!Как много удивительного и интересного в мире. Мы не перестаем удивляться всему тому, что окружает нас. Предметы, которые мы используем в повседневной жизни хранят в себе столько таинственного и загадочного. Сегодня мы должны вместе раскрыть тайну еще одного природного вещества. Работать сегодня будем на рабочем листе, который вложите в тетрадь.
  • Активизация знаний
  • Учитель: прежде, чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что вы изучили на предыдущих уроках. (типы реакций). – выполняем тестовые задания – выбрать правильный ответ.Выберите один правильный ответ:
  • Какое уравнение соответствует реакции разложения?
  • 1) 2) 3) 4) 
  • В реакцию замещения вступают между соб2ой
  • 1)  и 2)  и 3)  и 4)  и 
  • Реакция, уравнение которой
  • ,относится к реакциям1) разложения2) соединения3) замещения4) обмена
  • Пример реакции соединения:
  • 1) 2) 3) 4) ОТВЕТЫ : 1344Учащимся предлагается дополнительно ответить на вопросы:
  • Что называется реакцией соединения? (реакции, при которых из 2-х или нескольких простых или сложных в-в образуется одно сложное)
  • Что называется реакцией обмена? (реакции, при которых 2 слажных в-ва обмениваются своими составными частями)
  • Что называется реакцией замещения? (реакции, при которых атомы простых веществ замещают атомы в сложных в-вах)
  • Что называется реакцией разложения? (реакции, при которых одно сложное в-во распадается на 2 или несколько простых или сложных в-в)
  • Внимание. Ящик с секретом.Назовите формулу вещества, которое лежит в этом ящике.О каком веществе идет речь?- Оксид этого элемента является самым распространенным веществом на нашей Земле. - Про него математик Фалес говорил, что это первое начало и сущность всего. -А писатель Антуан де Сент- Экзепюри говорил, что у него нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, и оно является самым удивительным веществом. - у него есть свой день в календаре 22 марта; - Единственное вещество, которое встречается на Земле во всех трех агрегатных состояниях).Итак в ящике – водаУчитель: объектом нашего изучения на уроке будет вода Как вы думаете, почему вода является самым главным веществом на Земле? (ответы учащихся)
  • Изучение нового материала
  • - Вспомните, над какой темой вы работали на предыдущих уроках? (Типы химических реакций)Как вы думаете, вода может вступать во все типы химических реакций?О чем мы сегодня будем вести речь? Сформулируйте тему урока. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды», Запишите тему на рабочем листе.Давайте попробуем определить цели нашего урока, что мы должны сегодня узнать, а может доказать. (Ответы детей: «Рассмотреть различные типы химических реакций на примере свойств воды или доказать, что воде свойственны все типы химических реакций».Назовите типы химических реакций. Названия химических реакций фиксируются на доске. 1. Соединения 2. Разложение 3.Замещение4. Обмен. Предлагаю данную последовательность взять как план нашей работы на уроке.1. Реакция соединенияУчительЛабораторная работа (инструкция)«Исследование взаимодействия оксидов с водой»Цель работы: Исследовать взаимодействие оксидов с водой!!! Помним и соблюдаем правила техники безопасности.1. В пробирку положите ложечку песка (оксида кремния (IV) и добавьте 1-2 мл воды, капните 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? 2. В пробирку положите ложечку оксида кальция и добавьте 1-2 мл воды, капните 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? 3. Наблюдения занесите в таблицу, поставьте коэффициенты в уравнение реакции4. Обсудите результаты в группе, сделайте вывод, в каком случае оксиды реагируют с водой, наблюдения запишите в лист наблюдений А) Какие вещества вступили в реакцию? (вода и оксид кальция, …) Б) Обратите внимание, фенолфталеин стал малиновым, что за вещество, с точки зрения химии, вы получили? (основание)В) Запишем уравнения реакции – 1 человек у доскиГ) К какому типу относится данная реакция? (соединения)Д) Так же реакция шла с выделением тепла. Как называются реакции, идущие с выделением тепла? (Экзотермические) Е) Полученное вещество по растворимости к чему относится? Реакция оксида металла с водой происходит в том случае, если образуется растворимое основание – щёлочь.Предлагаю вам записать еще одну реакцию взаимодействия оксида неметалла с водой.SO2 +Н2О → Н2SО3 (Один из учащихся пишет уравнение на доске под первым уравнением).Какое вещество образовалось?Обратите внимание на определение в учебнике стр. 194 – что такое гидроксиды Мы рассмотрели две реакции, что между ними общего? (ответы учащихся). ПРАВИЛО!!! Вода с оксидами металлов и неметаллов реагирует, если образуется растворимый гидроксид!!!Ребята, вспомним, какие реакции называются реакциями соединения, и посмотрим, соответствуют ли рассмотренные реакции данному типу? (Ответы учащихся). Сделайте вывод по первому типу реакций и запишите его в рабочий лист. (Мы доказали, что воде свойственна реакция соединения.) записываю вывод в таблицу на доске2. Реакция разложенияУчитель Что такое реакция разложения? (ответы учащихся).Молекулы воды могут разлагаться на составляющие атомы при определённых условиях. Вспомните, какие это условия (Ответы учащихся: «Действие постоянного электрического тока») Как называется этот процесс? (Электролиз). Давайте вспомним этот процесс. Внимание на экран. (слайд Демонстрация видеоопыта «Электролиз воды»). Напишите уравнение этой реакции в рабочий лист. 2H2 O = 2H2 + O2 (Один из учащихся пишет уравнение на доске)Учитель: Ребята, обратите внимание: второй продукт реакции - кислород вещество, необходимое всем для дыхания. В природе реакция разложения воды протекает во время фотосинтеза и называется этот процесс ФОТОЛИЗ (на слайде термин «ФОТОЛИЗ»). Но более подробно вы изучите этот процесс на уроках биологии в 9 классе. Сделайте вывод по второму типу реакций и запишите его в рабочий лист. (Мы доказали, что воде свойственна реакция разложения). Вывод на доску3. Реакция замещениеУчитель: Что такое реакция замещения? (Ответы учащихся).Я предлагаю вашему вниманию реакцию взаимодействие натрия с водой. Ваша задача внимательно просмотреть реакцию. Определить продукты, составить уравнение реакции и записать данные в таблицу рабочего листа. (Демонстрационный опыт натрия с водой проводит учитель. Перед тем, как написать уравнения, учитель спрашивает у учащихся, что они наблюдали, какие вещества получились, только потом переходит к написанию уравнения). 2Na + 2HOH →2NaOH + H2 ↑ (Один из учащихся пишет уравнение на доске) Сделайте вывод по третьему типу реакций и запишите его в рабочий лист. (Мы доказали, что воде свойственна реакция замещения). Вывод на доску3. Реакция обменаУчитель: Что такое реакция обмена? (Ответы учащихся).Вода является хорошим растворителем. Обратим внимание на таблицу растворимости. Почему в таблице растворимости в некоторых клетках стоят прочерки? (Ответы учащихся: «Данное вещество в водной среде разлагается, то есть гидролизуется»).Гидро – вода, лизос – разложение. Обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом. Обратите внимание это определение - оно есть у вас на стр. 195 учебника, прочтите его.Реакцию гидролиза можно рассмотреть на примере взаимодействия карбида кальция с водой. Внимание на экран. (слайд - демонстрация видеоопыта «взаимодействие карбида кальция с водой»). Напишите уравнение реакции. CaC2 + 2 HOH = C2H2↑ + Ca(OH)2 (Один из учащихся пишет уравнение на доске) Реакцию гидролиза вы будете изучать позже не только на уроках химии, но и биологии, так как процесс пищеварения основан на реакции гидролиза, при участии ферментов. Сделайте вывод по четвертому типу реакций и запишите его в рабочий лист. (Мы доказали, что воде свойственна реакция обмена). Учитель приклеивает последний лепесток. Ребята, сделайте общий вывод и запишите его в рабочий лист. (Мы доказали, что воде характерны все 4 типа реакции) вывод на доскуЗакрепление в новой ситуацииКогда речь идет о воде, нельзя не сказать про экологию – это и нефтяные отходы, и загрязнение водоемов бытовыми отходами, тяжелые металлы. Вода и воздух тесно связаны , поэтому загрязнение атмосферы наносит огромный урон и гидросфере – выбросы предприятий и автотранспорта являются причиной выпадения кислотных дождей , например.Вам предлагается выполнить задание, в котором как раз и рассматривается данная проблема.Задание по функциональной грамотностиВыполняем задания 1,2,4,5Разбор по критериям оценивания!РЕФЛЕКСИЯ- Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что вода удивительное вещество и участвует во всех типах химических реакций. Я предлагаю вам заданиеЯ предлагаю вам задание «Удивительная цифра». У вас на рабочих листах написаны фразы. Поставьте «+» у фраз, которые на ваш взгляд верны. Соедините кружки с цифрами выбранных фраз последовательно прямыми линиями. Какая цифра у вас получилась? (ответы учащихся) Получилась цифра 5, значит, на все вопросы вы ответили верно. Домашнее заданиеПараграф 34, стр. 197 № 1.