Конспект интегрированного занятия "Животный мир родного края"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект интегрированного занятия "Животный мир родного края"
Автор: Шибанова Лада Вячеславовна


Конспект интегрированного занятия
в старшей группе
Тема Животный мир родного края
Воспитатель: Шибанова Лада Вячеславовна
Дошкольного отделения МБОУ СШ №47, г. Тверь
Образовательная область: познавательное развитие
Учебно-методический комплект: Программа От рождения до школы Н.Е. Вераксы
Тип занятия: интегрированное
Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.
Форма организации: групповая
Цель: систематизация знаний детей о жизни диких зверей. Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о животном мире Тверского края, о Завидовском заповеднике.
Программное содержание:
1. Образовательные:
- уточнить и систематизировать представления детей о жизни диких животных.
- закреплять умение выделять существенные признаки животных.
- расширить представления детей о животном мире родного края.
2. Развивающие задачи:
- развить умение находить главное, анализировать информацию
- развивать связную речь, память, любознательность.
-развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к природе в целом, к диким животным родного края
- вызвать желание детей помочь природе Тверского края, формировать бережное отношение к природе и животным родного края.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, беседы о диких животных. дидактические игры.
4. Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественно-эстетическая области, опытно-экспериментальная.
Структура (части и предполагаемое их время)
Игровая мотивация (организационный момент)
Организационный момент 1-2 минуты
1 часть Физминутка 1 минута
2 часть Загадки о животных 2-3 минуты
3 часть Игра Собери картинку 2 минуты
4 часть Д/И Чей дом 1-2 минуты
5 часть Зрительная гимнастика Лиса 1 минута
6 часть Задание Соедини цифры, узнай животное 1-2 минуты
7 часть Опытно-экспериментальная Влияние загрязнений для животных 3-4 минуты
8 часть Игра Если я приду в лесок 2 минуты
9 часть Сюрпризный момент 1 минута
10 часть Итог – подведение итога занятия. 3 минуты
…………
Итог: 23 минуты
Общее время: 20-25 минут
Резервное время (1-3 минуты)
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
- название части занятия, методы, приемы.
Организация детей (в каждой части)
1 часть стоят полукругом у воспитателя (спальня)
2 часть стоят полукругом у макета (группа)
3 часть стоят у мольберта (группа)
4 часть разбиваются на 2 команды (спальня)
5 часть стоят у мольберта (группа)
6 часть сидят за столами
7 часть стоят полукругом около воспитателя (группа)
8 часть стоят врассыпную
9 часть стоят полукругом у воспитателя
Материалы и оборудование
мольберт, набор животных: ёж, лось, волк, белка, медведь, лиса; макет Завидовского заповедника, разрезные пазлы Белка и Волк, медали Защитнику природы, карточки с задачами.
Раздаточный материал: карточки с заданием на каждого ребенка, сигнальные карточки.
Предварительная работа:
Просмотр презентации Дикие животные, дидактические игры Назови детёныша, Кто чем питается?, Какой, Какая? беседы о диких животных.

Этап занятия
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитан-
ников
Время
(мин)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организационный момент: Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей____
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение: Собирайтесь дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Ребята, к нам в детский сад сегодня почтальон принес необычную посылку. Давайте посмотрим, что же там находится? А там, ребята, письмо! От кого же оно? Давайте прочитаем и узнаем, кто нам эту посылку прислал.
Чтение письма:
Я седой старик
Называюсь Лесовик
Тверские леса я сторожу
За порядком я слежу.
"Дорогие ребята! У нас может случиться большая беда! В нашей области заколдован лес, исчезли все животные, которых я записываю в волшебную книгу. Срочно нужна помощь, чтобы вернуть всех животных. Нужны добровольцы смелые, умные, сообразительные. Но, чтобы спасти лес и вернуть животных нужно преодолеть все задания.
Воспитатель (шепотом, интригующе): Ребята, скажите, а в каком городе вы живете? (ответы детей)
А как называется наша область? (ответы детей)
Так, значит, животные Тверской области попали в беду, надо срочно их спасать, это наш лес попал в беду. Ребята, а может, мы сможем помочь? Вы ведь не боитесь трудностей? (ответы детей).
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся и пойдем с вами спасать лес.
Физминутка:
Мы идём в чудесный лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа берёзка в листочках стоит (руки отводят вправо)
Слева зелёная ёлка глядит (руки влево)
В лесу красота и покой (разводят руки в стороны)
А мы продолжаем путь свой. (ходьба на месте)
Основная часть:
Воспитатель (обращает внимание на макет леса): Посмотрите ребята, а вот и лес, но не простой лес, что же перед нами? (заповедник)
А что же такое заповедник? (ответы детей) посмотрите, и правда исчезли все животные.
Ребята, а каких лесных животных Тверской области вы знаете? (ответы детей).
Как вы думаете, для чего нужны животные в лесу? (ответы детей и уточняющая информация воспитателя).
Почему животных леса называют дикими животными? (ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что дикие животные делятся на хищных и травоядных. Кто такие хищники? (ответы детей).
А кто такие травоядные (ответы детей)
Воспитатель (выставляются картинки различных животных): Ребята, посмотрите на картинки и скажите, каких животных мы отнесем к хищникам? (ответы детей)
А каких к травоядным? (ответы детей).
А сейчас отгадайте загадки:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки-ни одной (ответы детей)
Что за зверь идёт большой? Да с рогатой головой?
Это он лесной тропой, возвращается домой. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с первым заданием. Смотрите, а вот мы и вернули первых животных. (выставляются к макету еж и лось.
Воспитатель: Ребята, у нас появилось следующее задание. Давайте разделимся на две команды, на хищников и травоядных, каждой команде нужно собрать из частей картинку – пазл и узнаем каких животных не хватает в лесу.
Разрезные картинки животных: волк и белка Команда травоядных собирает белку, команда хищников - волка
Воспитатель: Ребята, смотрите, в нашем лесу появились белка и волк. Мы вернули еще одних животных в наш заповедник (выставляются к макету волк и белка)
Воспитатель: У каждого животного есть свой дом. Давайте поиграем в игру Чей дом. Нужно назвать не только жилище животного, но и ответить на вопрос Чей он?
Выставляются картинки с животными и с жилищами. Детям необходимо назвать дом и уточнить чей он? (дупло беличье, берлога медвежья, нора лисья)
Воспитатель: А какое дикое животное у нас считается сладкоежкой? (ответы детей). Отгадайте загадку.
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит
А проснётся, ну реветь
Как зовут его? (медведь)
Ребята, медведь является всеядным животным, он любит ягоды, мед и также любит питаться мясом.
А сейчас отгадайте ещё одну загадку:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису
Бегает от них спасаясь
С длинными ушами (ответы детей)
Выставляется к макету медведь и заяц.
Воспитатель: Вот мы с вами вернули почти всех животных, но кого то не хватает.
И вот следующее задание.
У меня есть вот такая схема, и вам нужно соединить цифры по порядку от 1 до 10.
Но перед этим мы разомнем наши глазки.
Зрительная гимнастика. Лиса.
Ходит рыжая лиса (крепко зажмурить и открыть глаза)
Щурит хитрые глаза
Смотрит хитрая лисица (вытянуть вперёд правую руку, поднять большой палец)
Ищет, где бы поживиться ( Водить вправо, в
лево, следя глазами)
Пошла лиска на базар, посмотрела весь товар (руку вверх, вниз, следить глазами)
Себе купила сайку, лисятам балалайку (описать рукой круг по часовой и против часовой стрелки, следя глазами).
Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с заданием, какое животное у вас получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы с вами вернули животных нашей области в лес.
Но мы с вами забыли про лесовика, и о какой книге говорилось в письме. (Ответы детей)
Воспитатель: А что такое Красная книга? (Ответы детей)
Что означает Красный цвет, почему её назвали Красной книгой? (Ответы детей)
Как вы думаете, почему исчезли животные? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, наши реки, озёра, леса, загрязняются маслами мазута, нефтью. Давайте мы с вами проведём опыт, как влияют пятна нефти, масла мазута на мех животных.
Сначала обмакнём мех в воду, и посмотрим, как легко вода стекает с меха.
Затем смажем мех маслом, будем использовать растительное масло, его свойства схоже с нефтью, теперь опускаем мех в воду, и видим. Что ворсинки меха слипаются и теряют способность отталкивать воду, удерживать тепло, из-за этого животные могут погибнуть.
Также мазут может попасть в глаза и желудок животного.
Мы должны бережно относится ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе.
И теперь мы поиграем в игру "Если я приду в лесок
" Я называю действие, а вы с помощью сигнальных карточек, показываете, можно так поступать или нельзя.
Красная карточка - нельзя, зеленая - можно.
Если я приду в лесок, и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок, и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
Что же ребята, все вы справились с заданием.
Наш лесовичок благодарит вас за спасение животных, объявляет вам благодарность и вручает медали Юный защитник природы
Рефлексия.
Ребята, Вам понравилось, как мы спасали животных? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (ответы детей)
О какой книге мы с вами сегодня говорили?
Как вы думаете, беречь нужно только тех животных, которые занесены в Красную книгу?
Что мы с вами со своей стороны можем сделать для защиты и охраны животного мира и природы?
Кто из вас испытал какие-либо трудности в заданиях? (ответы детей)
Что трудного было? (ответы детей)
Спасибо, ребята, вам. Мне было очень приятно возвращать наших животных вместе с вами.
Стоит перед детьми
Читает письмо
Стоит перед детьми
Стоит перед детьми около макета
Стоит перед детьми
Словесный метод
Воспитатель контролирует выполнение задания
Стоит перед детьми. Словесный метод
Стоит перед детьми.
Словесный метод
Стоит перед детьми
Стоит перед детьми.
Контролирует выполнение задания
Стоит перед детьми
Стоит перед детьми
Словесный метод.
Стоит перед детьми
Стоит перед детьми
Стоят полукругом
Стоят полукругом, отвечают на вопросы
Стоят врассыпную выполняют движения по словесной инструкции
Стоят около макета
Отвечают на вопросы
Стоят полукругом
Около столов. Подгрупповое выполнение задания
Стоят полукругом перед мольбертом
Стоят полукругом
Отгадывают загадки
Стоят врассыпную
Выполняют движения по словесной инструкции
Дети за столами,
выполняют задания
Стоят вокруг воспитателя
Стоят полукругом
Стоят полукругом
Ответы детей
Стоят полукругом
1 -2
1
2-3
2
2-3
1
1-2
3-4
2
1
3