интегрированный урок "Природные сообщества"(биология-информатика)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: интегрированный урок "Природные сообщества"(биология-информатика)
Автор: Благодырь Любовь Владимировна

Тема: Природные сообщества (7 класс)
Цель: Провести коррекцию знаний о природных сообществах
Задачи:
1.Актуализировать содержание понятия природные сообщества, показав их разнообразие, структурные компоненты, взаимосвязи, закономерности, пищевые связи
2.Провести коррекцию приобретенных знаний с помощью информационных технологий
3.Стимулировать познавательный интерес
4.Развивать аналитико-синтетическое мышление
5.Воспитывать умения коллективной работы
Оборудование: дидактические карточки, таблицы сообществ леса, водоема, поля и т.п., иллюстрации сообществ
Метод: Направленный диалог.
Предварительная работа: класс разбивается на группы в зависимости от подготовленности учащихся произвольно или с учётом сильный – слабый.
Сценарий.
Учитель биологии:
Здравствуйте! Сегодня мы с вами находимся на неизведанной планете Биоинф. Эта планета поражает своими возможностями и неожиданными открытиями. Мы попытаемся пройти по тропам этой планеты и посмотреть, кто из нас самый подготовленный к новой форме общения на планете Биоинф.
Окружающий нас мир природы поражает своим разнообразием, богатством, разумной стройностью. Вы в этом можете еще раз убедиться, рассмотрев иллюстрации, лежащие у вас на столах.
Предлагаю: первое – найти свою рабочую группу, второе - ответить на следующие вопросы:
1.Одинаковы ли представленные уголки природы? Если нет, то чем они отличаются?
2.Какие компоненты вы бы выделили
3.Почему мир природы существует довольно длительное время без видимых изменений при условии отсутствия катаклизмов и вмешательства человека?
/В каждой группе оказывается несколько иллюстраций, схожих по содержанию. Например, сообщество леса – смешанного, хвойного, лиственного; водные сообщества – озера, моря, болота; организменные сообщества – человека, пенька и т. п./
Предполагаемые ответы:
Данные иллюстрации отличаются друг от друга разными растениями и животными, неживой природой, в которой они обитают. Например…
Учитель биологии:
Совершенно верно. Вы рассматривали и обсуждали природные сообщества.
Природные сообщества - это единицы природной среды, которые состоят из живых организмов, взаимодействующих друг с другом. Сообщества взаимодействуют и с неживой природой, образуя систему.
Вопрос командам: Как называется данная система?
Предполагаемые ответы:
Она называется биогеоценозом или экосистемой
Учитель информатики:
Постройте биогеоценозы с помощью программы Power Pоint. Приступаем к работе. Оцениваться будет грамотное исполнение и творческий подход.
Учитель биологии:
Итак, вы составили биогеоценозы. Как видите, биогеоценозы у всех разные, но можно выделить схожие единицы. Изобразите объекты, которые составили ваш биогеоценоз.
/На доске весит большой белый лист бумаги, на нем учащиеся фломастерами по очереди будут изображать структурные единицы биогеоценозов. Можно составлять схемы с помощью готовых карточек и магнитов на магнитной доске. /
Вопрос командам: Какой вывод вы можете сделать, анализируя коллективную работу?
Предполагаемые ответы:
Биогеоценозы состоят из растений, животных, объектов неживой природы: воды, солнца, облаков и т.п.
Учитель биологии:
В любом биогеоценозе или экосистеме находится три группы организмов: производители органических веществ, потребители органических веществ разрушители органических веществ.
Вопрос командам: Как называются перечисленные группы?
Предполагаемые ответы:
Производители органических веществ – зеленые растения – продуценты; потребители органических веществ – животные – консументы;
разрушители органических веществ – бактерии, грибы, личинки насекомых, жуки-могильщики - редуценты.
Консументы первого порядка – это растительноядные животные, консументы второго порядка – хищники, питающиеся растительноядными животными, консументы третьего порядка – хищники, питающиеся хищниками. Наконец, редуценты являются необходимейшим звеном, т.к. без их работы на планете давно не было бы ни места для развития новых организмов, ни веществ из которых бы они развивались – все вещества были бы связаны. Питаясь остатками мертвых организмов и их выделениями, разрушители органическую материю превращают в неорганическую. Происходит круговорот веществ.
Учитель биологии:
Предлагаем дополнить ваши изображения названными редуцентами.
/Работа на компьютерах/
Часть 2.
Учитель биологии:
Итак, мы определили, что экосистема состоит из нескольких структурных единиц. Проблема: почему выпадение одной из структур приведет к гибели всей системы?
Предполагаемые ответы:
Каждая единица системы – это необходимое условие для существования других её участников. Например…
Учитель биологии:
Совершенно верно. Вы сейчас обозначили цепь, которой связаны организмы в экосистеме.
Вопрос командам: Как называются эти цепи?
Предполагаемые ответы:
Называются они пищевыми цепями.
Каждая экосистема является довольно сложной организацией и состоит из множества цепей питания, которые образуют сети питания.
Учитель информатики: Составьте схемы цепей питания для сообществ
Заключение
Проводится групповая защита представленных работ на большом экране.
Рассматриваем работы ребят, уточняем, исправляем.
Подводим итоги. Оцениваются сумма баллов правильных ответов и лучшие творческие решения команд. Проводится награждение.