Применение инновационных технологий в воспитательной работе.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение инновационных технологий в воспитательной работе.
Автор: Львова Елена Владимировна
ОГБОУ « Шацкая школа – интернат» Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Выступление на методическом объединении воспитателей подготовила Львова Е.В. Шацк – 2022 г. В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Выпускник современной школы должен:- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;- грамотно работать с информацией;- быть коммуникабельным, контактным;- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании. Главной целью воспитания считаю, является развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника. С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии. Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и воспитателя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях воспитателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Я начала с применения самых простых технологий: здоровьесберегающей и оздоровительной технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его ( физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, обеспечение двигательной активности: пешие прогулки, семейные спортивные праздники и т.д.). Игровые технологии использую также при проведении классных часов и при проведении семейных праздников.(«Папа, мама, я- читающая (дружная, национальная, спортивная,)семья», Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями). Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей. Мне оказала и оказывает большую помощь книга «Классному руководителю о классном часе» под редакцией Е.Н.Степановой. В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Особенны любимы такие приёмы, как «вертушка», «мозговой штурм». Воспитатель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология педагогических мастерских и педагоги, разрабатывающие сценарии классных часов или родительских собраний вызывают у меня уважение. Я сама разработала ни одну мастерскую. Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни. Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные - неверные утверждения, прогнозирование по названию, вопросительные слова, тонкие и толстые вопросы. На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом: чтение с маркировкой, составление таблиц ПМИ, ведение дневника. На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы воспитателя, так как позволяют на мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же, учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации (презентации детей о погибших землляках, Героях СССР). В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию воспитателя. Если ранее при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы, могу заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем работают они. Сегодня мыслить способны свободно, уместно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Моё внимание привлекли обучающие и познавательные программы на CD, Интерактивные игры («Не тормози») Красочность и увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают воспитание в живой, творческий, естественный процесс (можно заниматься в одной аудитории с одним компьютером или каждый ребёнок индивидуально). Одним из главных помощников для воспитателя является Интернет. Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, воспитатель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей. Но все вышеназванные работы с компьютером объединяет в себе интерактивная доска. Благодаря чудо-доске по гиперссылкам можно очень быстро выйти в интернет на нужный сайт, выделить цветом необходимую информацию в любом документе, скрыть информацию, открыть, перетащить. Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей. Практическое применение элементов проектной технологии. Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:1. характеризуется высокой коммуникативностью;2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;3.особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников на внеклассных мероприятиях;4.основана на цикличной организации воспитательного процесса. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.Этапы работы над проектом: -Деятельность учащихся. -Деятельность учителя. -Организационно-подготовительный.-Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.-Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах. Поисковый:Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.Итоговый:Оформление проекта, подготовка к защите.Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта.Рефлексия:Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»Оценивание каждого участника проекта. Итак, я считаю, что использование различных технологий в воспитательной работе в классе дало результаты:-учащиеся класса воспринимают классный час как обязательный час общения 1 раз в неделю;-процент посещаемости родительских собраний вырос; -проведено 8 совместных мероприятий с родителями;-собрана копилка классных часов по технологиям: ТРКМПЧ, педагогические мастерские, личностно-ориентированные классные часы, групповые технологии, компьютерные технологии. Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет: «Учить всегда, учить везде, До дней последних донца! Учить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца»