Психологические особенности первоклассников с ЗПР.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологические особенности первоклассников с ЗПР.
Автор: Лукконен Елена Анатольевна

Психологические особенности первоклассника, имеющие влияние на готовность к школе.Адаптация к школе, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, а у других – одну четверть, ну а у третьих – растягивается на весь учебный год!Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации памяти, внимания и мышления.Развитие внимания и памяти- необходимый компонент успешного обучения. Неустойчивое внимание, постоянное отвлечение или трудности переключения, низкие объем и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания могут осложнить процесс обучения.Мышление- это аспект подготовки , которому уделяется много внимания. Современные дети много видят, слышат , им читают, активно занимаются. Важно, чтобы ребенок не только имел определенный запас знаний, но и умел им воспользоваться – умел рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.Самоорганизация (организация произвольной деятельности) - ее особенности определяют эффективность работы ребенка в процессе учебных занятий, его способность выполнить все необходимые задания, возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т.п. Несформированность организации деятельности встречается у детей 6-7 лет достаточно часто и способна серьезно осложнить процесс обучения. Если у ребенка не сформированы все компоненты организации деятельности, возможно, это связано с неблагоприятным развитием нервной системы – неврозоподобными расстройствами (беспокойный сон, страхи, навязчивые движения, нарушение темпа речи и т.п.). Нельзя исключить влияние тяжелых и частых заболеваний. Причиной может быть и неблагоприятная семейная обстановка (пьянство, конфликты в семье и т.п.). При несформированности организации деятельности возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике. Такого ребенка часто считают не «неспособным», а не желающем учиться. В этих случаях часто упрекают: «Не старается». Действительно, такой ребенок может хорошо работать, но его внимание необходимо организовать, сложную инструкцию (задание) разбить на части и повторить несколько раз. Все действия при этом должны выполняться поэтапно. Придется довольно много времени уделить приготовлению домашних заданий, так как многое из того, чему ребенка учили в классе, окажется незнакомым. Как правило, у таких детей снижены показатели памяти и внимания. Предпочтительна индивидуальная работа.Рекомендации родителям для успешной адаптации первоклассника1.За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.2.Контроль деятельности. Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень. 3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.4. Начинайте приготовление уроков с наиболее легких и интересных для ребенка заданий, постепенно переходя на более сложные задания.5.Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите ребенка проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! 6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»7.Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»8.После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.