Современные технологии обучения иностранному языку в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные технологии обучения иностранному языку в начальной школе
Автор: Майорова Ирина Александровна

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Современные технологии обучения иностранному языку в начальной школе.
Доклад учителя английского языка МКОУ СОШ № 14 х. Красный Пахарь Майоровой Ирины Александровны.
Образовательные технологии - это система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. (Б.М.Бим-Бад)
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.
Наибольший интерес представляют три основные группы педагогических технологий:
1.Технологии объяснительно-иллюстративного обучения (основа – информирование и просвещение учащихся с целью выработки общеучебных умений и навыков)
2.Личностно-ориентированные технологии обучения (основа – условия для обеспечения собственной учебной деятельности, учет и развитие индивидуальных особенностей личности)
3.Технологии развивающего обучения (основа – способ обучения, включающий внутренние механизмы личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей)
Овладения любой новой технологией расширяет сферу педагогического мастерства учителя, появляется чёткость, структурность, ясность методического языка.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
1. Технология проблемного обучения
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки.
Актуальность этой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, до чего дошли, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение в соответствии этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаются правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения. Приведу пример использования этой технологии на уроке во 2 классе при изучении темы Употребление неопределённого артикля:
Перед объяснением учитель создает проблемную ситуацию, обозначив задачи урока. Учитель:
Сегодня мы с вами будем говорить об употреблении артиклей в английском языке. Наша с вами задача - выяснить, когда мы должны употребить неопределённый артикль a(an) или вообще не употреблять артикль.
На доске записаны слова “a tent”, “a mug”, “a cat”; Ted, Sam, Jack; good, black, fat.Учитель просит перевести слова, определить, что они обозначают. Ученики 2 класса ещё не знают понятий существительное и прилагательное, они оперируют понятиями слово-предмет и слово-признак предмета. Затем учащиеся выполняют серию упражнений, анализируя которые способны сделать вывод об употреблении артикля a/an со словами, обозначающими предмет.
2. Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям естественно и удобно его принять.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. А основная задача начальной школы – развитие у учащихся основ коммуникативной компетенции. Однако данная задача предполагает не только наличие у школьников практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на уроке. А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Исходя из особенностей психологического развития младших школьников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии на раннем обучении английскому языку я выбрала игровую технологию. На начальном этапе я опираюсь на методики, которые с моей точки зрения, удачно сочетают все цели обучения, учитывают психологические особенности детей данного возраста. Программа О.В. Афанасьевой и И.В.Михеевой позволяет сделать обучение понятным и радостным. Ребенок учится играя. Устав от серьезного учебного материала по другим предметам, второклассник легко и активно воспринимает интересные для него проблемные истории на уроках англ. языка, окунается в мир сказки. Все это способствует возникновению у него положительной мотивации к предмету англ. язык, а также побуждает его к участию в деятельности на уроке, одновременно развивает самого ребенка.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Интересное задание, направленное на тренировку внимания и зрительной памяти ребенка, может быть использовано при изучении новой лексики, отработки ее употребления или контроля усвоения. Детям предлагается вставить в слова пропущенные гласные буквы.
Почтальон нес письмо и попал под дождь. Некоторые буквы размылись. Помоги почтальону восстановить письмо. Например, при изучении темы Семья письмо может содержать короткий текст о семье, в котором размыты названия членов семьи: MTHR, DD, SSTR, CSN, GRNDPRNTS. Аналогичные тесты легко составить по любой теме. Дети выполняют их с удовольствием, забывая, что работают с контрольным заданием, воспринимая его как игровое, и результаты бывают лучше, чем на обычном словарном диктанте.
Обучающая игра - есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе обучающей игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Сам термин игра на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Учителя, работающие в начальной школе, могут использовать следующие типы игр:
• лексические игры;
• грамматические игры;
• фонетические игры;
• орфографические игры;
• творческие игры.
Примером лексической игры может служить следующее стихотворение для физкультминутки:
Bend your head!
Bend your knee!
Grow as tall
As a tall tree!
Raise your head!
Jump up high!
Wave your hand
And say Goodbye!
Известны следующие лексические игры: Снежный ком, Избалованный кролик, Домики для слов, Незнайка, Школьная столовая, Задай вопрос! и т.д.[ Макиенко Е.И. 2008.]
Игра Избалованный кролик.
Сначала роль Избалованного Кролика исполняет учитель, затем – дети.
Кролик. Dear sisters, dear brothers! I’m hungry! I’m very hungry.
Ученик. Do you want (would you like) ham?
Кролик. No, I don’t. I don’t want (wouldn’t like) ham.
Ученик. Do you want cheese?
Кролик. No, I don’t. I don’t want cheese. I want a sweet,
Ученик. Oh! Here you are!
Кролик. Thank you!
Ученик. You are welcome.
Кролик. Dear sisters, dear brothers! I’m thirsty! I’m very thirsty!
Ученик. Do you want apple juice?
Кролик. No, I don’t want apple juice.
(И т.д., пока дети не перечислят все известные им названия фруктов и овощей, из которых делают соки. Отчаявшись, они спрашивают все вместе: What do you want?. Кролик отвечает: I want milk!) Примером грамматической игры может служить игра Грамматическое лото. При изучении темы Три основные формы глагола. Учитель готовит большие карточки с формами глагола, раздаёт их в любом порядке ученикам. Один ученик выходит к доске. Два других ученика со своими карточками должны подойти к нему так, чтобы получились три формы. Так же можно разрезать предложение на карточки и составлять его всем вместе. Игра Помоги Незнайке учит ребят перефразировать высказывания. [Каретникова А.А. 2010.]
Фонетических игр также очень много. Учитель создаёт речевую ситуацию и просит детей: Давайте позовём кошку! (звук [кс], слова: box, fox, six, oxen) Учитель может спросить детей: Как вы показываете горло врачу? ([a: - a:], far, car, arm, farmer)
В начальных классах для организации изучения английского языка можно выделить: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры, подвижные игры.
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступные детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Например, изучая тему Знакомство, учащиеся отрабатывают языковой материал ("What’s your name?”, “How are you?”, “Where are you from?” и т.д.) с использованием кукол, игрушек. Ученики наделяются ролями, от разных лиц (героев) проговаривают изучаемые фразы. При изучении цветов, предметов одежды, частей тела человека используются различные куклы, животные.
Дети учатся выстраивать простейшие предложения на английском языке:
Hello, I’m a bear. My name is Tom. I’ve got a jacket. It’s yellow. I’ve got jeans. They are blue.
: - Hello, I’m a mouse. My name is Mary. I’m grey. I’ve got two eyes, a small nose, and two big ears. I’ve got a long tail.
Другой пример. Учитель дает задание классу назвать все, что находится в учебной комнате, сгруппировав существительные по видам: части комнаты, мебель, учебные принадлежности.
Данный вид игр на занятиях ИЯ способствует развитию коммуникативных навыков.
Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной деятельности учащихся. Ребята должны уметь действовать по правилам, т.е. они действуют самостоятельно по определённому алгоритму.
Словесные игры – более сложные, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети оперируют представлениями, что способствует развитию мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других. В игре учащиеся учатся осознавать себя личностью.
При обучении английскому языку в начальной школе словесные игры используются в качестве разминок, с целью повторения ранее освоенного материала и перехода от одного этапа урока к другому.
Учитель просит детей накрыть стол для завтрака/обеда/ужина/дня рождения. Что необходимо положить на стол (приборы, продукты, блюда)?
Учитель пишет на доске набор цифр для каждого ряда учащихся, ученики один за другим подходят к доске и каждый пишет прописью свою цифру.
Каждый ученик должен назвать существительное (слово по заданной тематике) и те слова, которые называли впереди сидящие ученики.
Назвать зимние/летние игры и виды спорта, домашних/диких животных, чем мы занимаемся летом/зимой.
Подвижные игры - самый увлекательный способ отработать произношение и расширить словарный запас детей. Совместное пение и движение всегда создают оживленную атмосферу на уроке.
К примеру, в игре Лисичка одного ученика выбирают на роль водящего - лисы. Лиса сидит в углу на стульчике, спит. Дети приближаются к лисе и говорят:
Foxy, Foxy,
Let us play!
Лиса, просыпаясь, отвечает:
I am hungry!
Run away!
Дети разбегаются. Лиса бегает по комнате, стараясь осалить кого-то из ребят, тот становится водящим.
Игра Рыбалка - из числа детей выбираются двое ловцов. Они держат рыбацкую сеть (большой головной платок) за концы и поднимают руки вверх. Под сетью проплывают рыбы (остальные дети). Все хором произносят рифмовку:
Fish is tasty,
Fish is fat,
Fish is here -
In my net.
По окончании рифмовки ловцы накрывают платком того ребенка, который в этот момент пробегает между ними. Пойманный игрок заменяет одного из водящих. Игра продолжается.
Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
Игра-разминка на повторение глаголов. Учитель дает команды: “Students, let’s run! (jump, swim, hop, fly, dance, etc.)”. Дети выполняют движения, соответствующие глаголам, до следующей команды учителя.
Ученики становятся в шеренгу. Учитель встает перед ними и называет части лица, тела. Дети должны закрывать или показывать только те части тела, которые называет педагог.
Игры-предположения. “Что было бы...?” или “Что бы я сделал...?” и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
Например, игра Если...: первый игрок говорит игроку рядом с ним, что он сделал бы, если, например, он нашел бы хорошую работу. Следующий игрок должен использовать окончание предыдущего предложения для составления его собственного предложения.
If I found a good job, I could earn more money.
If I earned more money, I could buy a new car.
If I bought a new car, I could have a nice trip.
Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
One face, two hands, it goes, yet stands (a clock).
Two brothers, but they don’t see each other (eyes).
It doesn’t have legs, but it jumps (a ball).
Clean, but not water, white, but not snow, sweet, but not ice-cream (sugar).
What is white when it’s dirty and black when it’s clean? (blackboard)
What has four legs but cannot walk? (a table)
Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи.
Учитель говорит: Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года. True or false.
Mike is swimming in the river”. Students: “It’s false”. Teacher: “It’s snowing;' Mike is swimming in the swimming pool”. Students: “It’s true” etc.
С целью обобщения требований к игре на уроке английского языка были, проанализированы игры, применяемые на уроках в начальной школе, это позволило сделать следующие выводы:
• каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;
• в игре должны быть увлекательные задачи, решение которых требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи учащимся и, как следствие, повышает качество обучения. [Букичева О.А. 2011.] Игра формирует познавательные, социальные, личностные мотивационные установки, т.е. готовность узнавать новое, брать на себя разные социальные роли, осознавая себя как личность, готовность включаться в деятельность, решать задачи.
Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему в рамках этой дисциплины столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий. Использование новых форм и методов преподавания, раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению. В связи с этим при планировании урока необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников. Каждый учитель должен знать общие и характерные симптомы утомления (физиологического дискомфорта): появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела; отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда агрессия; ухудшение внимания; изменение отношения к работе – возникновение желания отдохнуть; внешнее проявление утомления – снижение скорости и ритмичности выполнения заданий, увеличение количества ошибок. Использование здоровьесберегающих технологий помогает избежать этого.
1.Необходимо использовать частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с интерактивной доской и т.д.) в течение урока.
2. Следует применять не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередуя их каждые 10–15 минут;
3.Применяйте динамические паузы или минуты релаксации ( дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений)
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose
(имитируем походку медведя)
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes;
Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around.
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around,
Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,
Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high,
Teddy Bear, Teddy Bear, wink one eye,
Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,
Teddy Bear, Teddy Bear, sit down please.
Hands up! Hands down!
Hands on hips! Sit down!
Hands up! To the sides!
Bend left! Bend right!
One, two, three! Hop!
One, two, three! Stop!
Stand still!
Head and shoulders, knees and toes,
Knees and toes, knees and toes!
Head and shoulders, knees and toes,
Eyes, ears, mouth and nose!
(часто “путаю” детей, увеличиваю темп)
4. Технология интегрированного обучения.
Технология интегрированного обучения позволяет сделать процесс изучения английского языка более эффективным. Здесь эта технология реализуется посредством применения разнообразных методов и форм работы. Прежде чем перейти к их описанию, хочу заметить, что свою основную задачу как учителя, я вижу в обучении детей умениям самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
- Метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Работая над проектом, дети понимают, для чего они изучают новые слова и грамматические явления, где и как они могут эти знания применить. Задача учителя – организовать самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика в ходе работы над проектом.
- Метод обучения в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Ученики разные - одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, другим требуются дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Например, при изучении темы Вопросительные фразы можно организовать группы, дав задание уч-ся придумать вопросы для сказочных героев. Или ребятам можно дать общее задание по картинке. Каждый учащийся должен придумать своё предложение, чтобы получился рассказ. Порядок высказываний определяет жребий или сами уч-ся по желанию. Слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственные знания.
Некоторые варианты обучения в сотрудничестве.
Student Team Learning (STL, обучение в команде). Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать:
а) индивидуально-групповую работу (Student-Teams–Achievement Divisions - STAD) (одно задание на группу, группа готовится вся, но индивидуальное тестирование). На уроках английского языка в младших классах по темам: Притяжательный падеж имён существительных, Степени сравнения прилагательных, Простое прошедшее время, Простое будущее время, Порядковые числительные, Множественное число имён существительных и т.д. А также при выполнении разнообразных упражнений по работе с текстом.
б) командно-игровую (Teams-Games-Tournament - TGT) (зачет всей команде в игровой форме (встреча экспертов), эксперты обучают остальных, выступающий назначается учителем). На уроках английского языка при прохождении тем: Дни недели, Составляем меню для школьников, Любимые виды спорта и развлечения. Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Например, при работе над темой В городе и на селе можно выделить различные подтемы: характерные черты города, особенности жизни на селе, животные на ферме, животные в зоопарке. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется встречей экспертов. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Данные виды работы можно проводить при условии благоприятной атмосферы на уроке, когда ученики умеют работать самостоятельно и хорошо принимают на себя правила игры, обеспечивая этим хорошую дисциплину на уроке.
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ученики учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.
- Метод формирования учебной деятельности школьников.
Как бы ни был ученик мотивирован и как бы ни хотел высказаться, прочесть что-то, т.е. выполнить задание, он должен, прежде всего, знать, как выполняется то или иное задание, уметь его выполнять. Это значит, что учеников с самых первых дней надо учить выполнять разные виды заданий, учить учиться. Чем лучше ученик будет выполнять задания, тем успешнее он овладеет материалом, тем быстрее достигнет цели.
- Метод моделирования высказываний.
Этот метод отличается от использования общеизвестных логико-синтаксических схем тем, что дети сами на основе разговорного текста выстраивают содержание и логику своего высказывания.
Практическое использование современных технологий обучения иностранному языку.
Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий (информационных), экономики, PR-технологий. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований.
Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранных языков С.Г. Тер-Минасова отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функционально: Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства .
В такой ситуации проблема использования эффективной методики преподавания иностранных языков в школе представляется крайне важной. Необходимо привитие интереса к предмету. Ещё Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики, которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями: логос – качество изложения, пафос – контакт с аудиторией, этос – отношение к окружающим. Это правило справедливо и для оратора, и для актёра, и для преподавателя, чья роль подразумевает и два первых образа.
Использование аутентичных видеокурсов.
Один из способов – использование аутентичных видеокурсов и видеоаппаратуры с её многочисленными полезными функциями, дающими преподавателю возможность применять различные технологии в работе с видеофильмами. Именно они помогают моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка. При драматизации (одна из технологий работы с видеокурсом) дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся быть речевыми партнёрами, т.е. совершенствуют коммуникативные навыки через общение на иностранном языке.
Мультимедийные учебные пособия.
Использование на уроках иностранных языков достижений информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Эффективным средством реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам является использование электронных учебных пособий. Объём такого пособия, по сравнению с аналогичным печатным, на порядок выше.
Электронные учебные пособия предоставляют учащимся гораздо более широкие возможности работы. Возможен выбор приемлемого уровня сложности, возможен переход на другой уровень сложности. Электронное пособие экономит время, позволяя обходиться без словаря. Гиперссылки помогают не просто перевести слово, а более подробно раскрывают понятие, давая материал справочного характера. Электронные пособия обладают большей интерактивностью, по сравнению с печатными, благодаря возможности навигации по информационному пространству пособия при помощи меню. Электронные пособия, содержащие интерактивные игры, анимацию, помогают решить проблему мотивации: занимательность, разнообразие заданий, смена видов деятельности, привнесение элементов творчества – всё это способствует оптимизации учебного процесса.
Компьютерные презентации.
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски показ слайд-фильмов с экрана компьютера на мультимедийном проекторе или на персональный компьютер для каждого учащегося.
Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
повысить мотивацию учащихся;
использовать большое количество иллюстративного материала;
интенсифицировать урок;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
Компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Главной и ведущей фигурой на уроке является учитель, применение компьютерных технологий - это один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование даже самых совершенных мультимедийных продуктов не может заменить живое общение на уроке. Но в реалиях нового тысячелетия использование достижений информационных технологий, хоть и проблематично, но необходимо.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Литература и ресурсы:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированная система обучения: принципы ее построения. - М., 1996.
4. .Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.
5. М Ф. Стронин Обучающие игры на уроке английского языка М, 1981 г
6. Ж-л Иностранные языки в школе № 1. 1994г
7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранного языка. Пособие для учителя.- М. АРКТИ, 2000
8.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
10. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100.
11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.,2005.
Основные направления развития общего образования Сетевой ресурс, режим доступа:
сайт учителя англ.языка Петровой


HYPER13PAGE HYPER15
1