«Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Автор: Островская Елена Георгиевна
«Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, новизна данной технологии заключается в том, что у дошкольников формируется нравственная система ценностей, формируются ключевые компетенции, составляющие основу подготовки дошкольников к обучению в школе, а именно:информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);речевая (умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие;самоорганизация (умение ставить цели, планировать);самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную деятельность, обеспечивая свою успешность).Хочется порассуждать и ответить на вопросы: «А нужна ли журналистика в детском саду, и какова ее роль в развитии старших дошкольников?» Я вижу основные преимущества данной технологии: во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.Таким образом, детская журналистика стала неотъемлемой частью педагогической деятельности. Она не только повысила мой профессиональный уровень, но и поменяла подходы к воспитанию и обучению детей, раскрыла творческий потенциал дошкольников.Целью данной технологии является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.Задачи:развитие социально-коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников сада и подготовка к школе.Диалог, творчество, познание, саморазвитие - фундаментальные составляющие детской журналистики как технологии.Для успешной реализации детской журналистики необходимы следующие условия:развивающая предметно – пространственная среда;профессиональная компетентность педагога;совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной теме.Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы: I этап – «Познавательный», целью которого является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи. Для решения данной задачи педагоги могут использовать нетрадиционные и традиционные методы и приемы: наглядное моделирование и мнемотехника, приемы «интервьюирование» и «изосказка». Для развития дикции, темпа и силы голоса можно применять такие формы фольклора, как скороговорки и потешки.Примерная организация работы по реализации детской журналистики в познавательном блоке:Сбор информации о профессии журналист: просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике; круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).Изготовление «Ромашки вопросов».Составление алгоритма подготовки интервью.Анкетирование и оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.Знакомство с разными журналами и газетами.Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах. Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора. Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа.Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.II этап – «Деятельностный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде над созданием видеожурнала. В нашем пресс-центре работает группа фантазеров, исследователей, художников и социологов. Каждый ребенок находит себе занятие по интересам, ведь у нас все по-настоящему: блокнот, диктофон, микрофон, образцы детской периодической печати, костюм репортера.В ходе реализации детской журналистики используем инновационные методы и приемы, такие как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения. В ходе образовательной деятельности используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Работа с детьми построена на коммуникативно – познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность. Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Тема одна - сюжетов много». Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры: «Мы – журналисты», «Звукооператор», «Журналист - работа творческая», которые завоевали детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Занятия представляют собой развивающие игры, работу с газетами и журналами и строятся мною индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями: «Играем в профессии», «У кого микрофон?», «Кем быть?», «Что за профессия?», «Не ошибись» и т.д. Также на познавательном этапе предлагается организация экскурсий (в местную типографию и др.), встреч с интересными людьми (журналистами города), необходимых по теме. Дети знакомятся с профессиями журналиста, диктора, с особенностями их творческого труда. Воспитанники учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по конкретной теме, но и в областях, смежных с ней. И только после того, как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. Занятия включают в себя различные познавательные темы, развитие связной речи при беседе по теме, составление описательного рассказа по картине, при придумывании вопросов для интервью, рассказов: «Загадочные улицы города», «Животный мир Тверского края», «Наш славный город - Тверь» и т. д.В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мной были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов. Помимо групповых занятий, проводим и индивидуальную работу с детьми: беседуем на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделируем различные ситуации общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).Считаю, что работа дает детям главное, во-первых, найти себе занятие по душе, во-вторых, возможность раскрепоститься и проявить инициативу. В ходе реализации данной технологии, на мой взгляд, развиваются и детско - родительские отношения. Тема «Детская журналистика» ориентирована на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, предполагающее общение на равных, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Стало доброй традицией привлекать к работе над этой темой родителей моих воспитанников. Составлен перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению. Взаимодействие с родителями планируется через следующие формы:- участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям;- знакомство родителей с циклом коммуникативных игр;- привлечение родителей к выпуску «Детские вести».Несмотря на то, что по данной теме я работа недолго, проведение промежуточных диагностических мероприятий свидетельствует о том, что уровень исследовательских умений и навыков у моих воспитанников повысился. Даже родители, проявлявшие недоверчивое отношение к проводимой работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к ним, не скрывают чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста. Обращение к детской журналистике наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка, стало эффективным фактором развития их познавательного интереса; дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. И в заключении, хочется дать ответы на поставленные в самом начале вопросы: «Нужна ли в ДОУ журналистика и какова ее роль в развитии старших дошкольников?» Ответ, на мой взгляд, однозначный: «Да, нужна!»