"Логоритмика и музыка"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Логоритмика и музыка"
Автор: Широтова Ирина Анатольевна
Конспект музыкально-игрового занятия с элементами логоритмики для детей старшего возраста «Погуляем – поиграем»Цель: Развивать познавательные способности детей, фантазию, воображение. Воспитывать бережное отношение к природе и животному миру. Развивать слуховую память, двигательные и вокальные навыки, ритмическое чувство.Оборудование: схемы для перестроения; 2 елочки, дидактические картины по лексической теме; «костер», шумовые инструменты и схемы оркестровки; презентация; музыкальное сопровождение: «Танцуй, малыш», «Танцевальная ритмика» Т.Суворова. Ход занятия.- Дети, погода на улице замечательная, так и зовет на прогулку. В зимний лес мы поспешим, кто живет там, поглядим. Только нужно сначала потеплее одеться. Повторяйте за мной.Пальчиковая игра «Одежда»Мы наденем рукавицы,(повороты кистей рук)Шапка тоже пригодится,(провести ладошками по голове, и вращать указательными пальчиками у шеи – завязать)Сапоги все натянули(наклониться, сжимать и разжимать пальцы у правой и левой ноги)Быстро куртки застегнули(перебирать пальчиками по животу)Готовы!(встряхнуть кисти рук)- А теперь слушайте задание.1. Развивающее упражнение «Прогулка»Педагог показывает схемы и инструменты:быстрая музыка - бег по кругу;спокойная - ходьба врассыпную;удар румбы - присесть;звучание дудочки - встать на одну ногу.Дети выполняют бег и ходьбу; затем на паузе педагог играет на каком-либо инструменте, а дети выполняют задание; упражнение повторить 3 раза.2. Педагог произносит текст в ритме музыки, дети выполняют движения:Мы пришли в зимний лес.Сколько здесь вокруг чудес!Справа елочка на нас глядит,(повернуть голову вправо)Слева еще одна стоит(влево)Тучи в небе плывут(понять голову вверх)Наверное, снежинки везут(вернуться в и.п.)Мы тихонько посидим(опуститься на колени)И про них поговорим.Вокальное упражнение «Туча».Слайд №1.Жила-была Туча с дочками-снежинками. Каждый вечер Туча укладывала их спать и напевала колыбельную песенку: Ба-ю, ба-ю (терция)Слайд №2.Однажды Туча пела-пела да и уснула. Захотелось снежинкам посмотреть, что внизу на земле происходит. Стали они из Тучи выпрыгивать (нисходящие звуки А-О-У-И staccato, повторить несколько раз).Слайд №3.Подхватил их на земле холодный ветер и закружил (поочередно петь звуки с показом рукой А, О, У, И, меняя высоту голоса)Слайд №4.Очень испугались снежинки, к маме-Туче запросились. Пожалел их ветер, положил на свои мягкие ладошки и стал по одной в Тучу закидывать («портаменто» снизу вверх А- а, О-о, У-у, И-и). Больше снежинки от мамы не убегали.- Хорошо зимой в лесу, красиво, только очень уж холодно! Как же нам согреться? (варианты ответов)- Собирайте сухие веточки, я разведу костер, вот и погреемся.Дети складывают из деревянных палочек «костер» и встают вокруг него.3. Динамическое упражнение «Костер»Педагог называет действия и двигается вместе с детьми.1Ч. 1-2фр. Холодно! подбегают к «костру», присаживаются и шевелят пальчиками.3-4фр. Жарко! отбегают спиной и отмахиваются руками.1-4фр. – то же2Ч. Высокий костер разгорелся! рывками поднимают вверх и скрещивают руки.1Ч. – 1-2фр. Холодно! подбегают к «костру», присаживаются и шевелят пальчиками.3-4фр. Жарко! отбегают спиной и отмахиваются руками.1-4фр. Потушим огонь снегом! наклоняются и идут в центр круга, взмахивая кистями рук.- Согрелись? Дети, что же никто не приходит на нас посмотреть? Все звери заняты своими делами. Давайте их позовем, а веселые Снеговики нам помогут.4. Оркестр шумовых инструментов.Схемы партитур от Vitolda. Дети проговаривают текст и хлопают; затем исполняют на шумовых инструментах.Вступление – слушаютТа-та ти-ти та – на нас по-смот – реть (4раза) – бубныТи-ти-ти-ти та та - зве-ри при – хо – ди – те (4раза) – ложки- Оглянитесь вокруг. Кто пришел на вас посмотреть?5. Зима, муз. А. Вивальди.Дети рассматривают дидактические картины о жизни зверей в зимнем лесу.- А сейчас про них расскажем и, конечно, всех покажем.6. Ритмическая пластика «Лесные звери»Педагог делает словесные пояснения и двигается вместе с детьмиМуз. А «волки добычу ищут» (шаги с выпадом)Муз. Б «зайцы удирают от волка» (прыжки на двух ногах)Муз. В «мышки прячутся от лисы» (семенящий бег)Муз. А «лоси пробираются по сугробам» (шаг с высоким подъемом колена, руки над головой скрестить)Муз. Б «белка ищет свое дупло» (прыжки с остановкой и поворотом головы вправо-влево)Муз. В «лиса заметает хвостом следы» (перекрестные шаги)Муз. А «волки добычу ищут» (шаги с выпадом)Муз. Б «зайцы удирают от волка» (прыжки на двух ногах)Муз. В «медведи спят в берлоге» (лечь на пол и замереть)- Медведи давно уже в берлоге спят и не знают, что у нас в детском саду был веселый новогодний праздник, что мы любим зимние деньки и забавы. А еще знаем много песен об этом.Песня на зимнюю тематику.- Дети, уже вечереет. Пора домой возвращаться. До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой.7. Парами и уезжают на «саночках».Приложение к занятию. Презентация. Схемы: «ХОДИТ СКАЗКА ПО ДОМАМ»Музыкально-игровое занятие с элементами логоритмики для детей средней группыЦель: Развивать познавательные способности детей, фантазию, воображение.Воспитывать умение взаимодействовать с коллективом сверстников и взрослыми. Развивать слуховую память, двигательные и вокальные навыки, ритмическое чувство.Дети заходят в зал, здороваются. Звучит 01. «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»ВОСПИТАТЕЛЬ: Какая красивая, ласковая музыка! Кто же нас к себе зовет?МУЗ. Р. : (на фоне звучания 2фрагмента)Ходит сказка по домам, по высоким теремам.Широко глаза открой, ждет она и нас с тобой.Дети, сказка зовёт нас в волшебное путешествие. Садитесь скорее в паровозики и послушайте задание. А теперь - в путь!02. РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ЖУ-ЖУ, КАК БУДТО…»Дети встают в две колонны, кладут руки на плечи впередистоящего ребенка и двигаются топающим шагом за ведущими;Треугольник (инструментальная музыка) – разбегаются врассыпную, по показу педагога хлопают в ладоши, затем машут ладошкамидудочка - строятся в «свою» колонну и продолжают движение;СЛАЙД №1ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, мы попали на «МОЛЧАЛИВУЮ ПОЛЯНУ»Здесь кругом тишина, никто нас не встречает, никто не отвечает.МУЗ. Р. : А мы разбудим тишину, позовём её, похлопаем, потопаем, и сразу станет веселей. Вставайте скорее в кружок.03. РЕЧЕВАЯ ИГРА «ТИШИНА» автор П. Виноградовдети, взявшись за руки, вместе с педагогами двигаются под музыку; с окончанием фразы произносят слово "тишина", сопровождая "звучащими жестами"ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Ваши ладошки так весело звали Тишину, что «Молчаливая» поляна, стала – «ХОХОТУШКОЙ».СЛАЙД №2МУЗ. Р. : Посмотрите, кто здесь живёт? Звери рады, что вы зашли к ним в гости. Они весело смеются, но каждый по-своему.ВОКАЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОСМЕЁМСЯ»Дети повторяют за музыкальным руководителем каждую партию;Мишка – ХА-ХА-ХА (3р.) в низком регистреЕжик - ХА-ХА-ХА (3р.) в среднем регистреЗайчик - ХА-ХА-ХА (3р.) в высоком регистреПовторяют упражнение, лёжа на ковреПусть друзья веселятся, а мы идем дальше.04. ДИНАМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШАГОМ - ПОБЕЖАЛИ»Дети двигаются врассыпную; во время ходьбы в такт шагам вместе с взрослыми произносят текст: «ША-ГОМ» (четверти); бегут на носочках: «ПО-БЕ-ЖА-ЛИ» (восьмыми)СЛАЙД № 3ВОСПИТАТЕЛЬ: Наши ножки привели нас на «МУЗЫКАЛЬНУЮ ПОЛЯНКУ». Давайте здесь посидим и отдохнём (садятся на ковёр).МУЗ. Р. : Дети, как вы думаете, чем можно на этой полянке заняться? (петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.)ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯА котята и утята нас научат правильно стучать ритмы.СЛАЙД №4 и №505. РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЬКА С ИНСТРУМЕНТАМИ»Идея и оркестровые схемы ИРИНЫ БАРИНОВОЙА- Дети вместе с педагогом хлопают и шлепают ритмы без музыки, проговаривая ТА-ТА ти-ти ТА; ти-ти-ти-ти-ти-ти ТАБ - Берут по желанию инструменты и играют вместе с педагогомВступление. Слушают1ч муз. - исполняют на бубнах;2ч. муз. - бубенцыВОСПИТАТЕЛЬ: То-то стало весело, то-то хорошо! На «Музыкальной полянке» мы, как хотели, развлекались и уже проголодались. Пора отправляться на «Сладкую полянку» да чайку попить. Ручеёк, ручеёк, дай водички на чаёк!«СЛАЙД № 6»МУЗ. Р: И услышал нас ручеёк. Прибежал и друзей своих привёл.06. ТАНЕЦ РУЧЕЙКОВДети берут по две голубые ленточки на колечках и встают в два концентрических круга (мальчики с воспитателем, девочки – с муз. рук.); все выполняют движения по словесным указаниям и показу педагогаВступление. Слегка помахивают ленточками1ч. – бегут за взрослыми по своему кругу2ч. – поочередно сильные махи руками и кружение- бегут в круг из круга1ч. – бегают врассыпную2ч. – поочередно сильные махи руками и кружение- бегут вперед и назад1ч. – мальчики бегут за воспитателем, девочки – за муз. рук. «змейкой» и по кружочкамВ конце присаживаются и помахивают лентамиСЛАЙД № 7ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, Алёнушка нас опередила. Чайник со свежей водичкой согрела, чашек наставила, и села нас поджидать. Спасибо, голубушка.07. ПАЛЬЧИКОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧАЙ» муз. Е. ЖелезновойДети подпевают и выполняют по показу педагогаА у меня есть чашка - ладошки соединитьИ чайник заварной - правая рука в кулаке, большой палец вверхЯ чай налью вам в чашку, - наклонять и поднимать «носик чайника»Попейте чай со мной.СЛАЙД № 8ВОСПИТАТЕЛЬ: Ой, дети, что со мной случилось? Мои руки и ноги меня не слушаются, глаза сами закрываются. Я догадалась - мы попали на «СОННУЮ ПОЛЯНУ»МУЗ. Р. : Ходит сказка по домам, по высоким теремам.Жди её, глаза закрой. Спи, глазок, спи, другой.08. РЕЛАКСАЦИЯДети отдыхают на ковре, лёжа на спине и закрыв глазаМУЗ. Р: Кого поглажу по головушке, тихо встает и идет к дверям.ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!