Народная музыка и игры, хранители исторической памяти
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Народная музыка и игры, хранители исторической памяти
Автор: Адыгезалова Айнура Агалар кызы
Конспект занятия в старшей группе «День снятия блокады Ленинграда»Цель: расширять знания детей об истории города Санкт-Петербург (в те годы Ленинград,о блокаде, о помощи жителей нашего города в годы Великой Отечественной Войны.Задачи:1. образовательные: закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда; расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду, формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны; активно участвовать в диалоге с воспитателем.2. развивающие: продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; развивать умение эмоционально воспринимать музыку героического характера; формировать умение общаться, поощрять попытки делиться своими впечатлениями. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал, блокада, «дорога жизни».3. воспитательные: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости; воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, к памяти павших бойцов.Предварительная работа:- чтение художественных произведений по теме;- прослушивание песен и музыки военных лет;- просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;- рассматривание картин о войне;Ход занятия: Слайд№1Воспитатель: 27 января. Этот день особенный и трагический. В этот день сняли .Много испытаний выпало на город: наводнения, пожары, но Великая Отечественная Война самое страшное испытание.В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.Ребята, давайте посмотрим, каким был Ленинград на карте.(границы города, улицы, дома)Слайд №2,3,4Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война. Наступление на Ленинград началось сразу же, в 1941 году. Взять и уничтожить город, как хотел Гитлера не получилось, и тогда он пообещал Ленинград «задушить голодом и сравнять с лицом земли». Кольцо 8 сентября 1941 года, а 13 сентября начался артиллерийский обстрел, который фактически продолжался всю войну. Слайд №4Воспитатель: А как вы думаете, что обозначает слово блокада?Ответы.Воспитатель: Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как враг никого не пропускает в осаждённый город и не выпускает из него. А Ленинград ко всему прочему ещё и регулярно обстреливали, бомбили.Воспитатель: Немцы окружили город. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…Слайд№Началась самая страшная зима… Начались самые страшные блокадные дни…Их было 900…это почти 2,5 года.В домах был холод, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, (Слайд №) но дров тоже не было, по этому в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой приходилось ходить на реку Нева. Слайд№Окна в домах заклеивали полосками бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.Слайд№Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены (трек № )Было подсчитано, что за все время блокады на головы жителей города было сброшено не менее сотни тысяч бомб и около 150 тысяч снарядов. Все это приводило как к массовым смертям мирного населения, так и к катастрофическим разрушениям ценнейшего архитектурного и исторического наследия.). В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. По радиосети людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь. От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.А после того как сирена выключалась люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал биение сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту.Воспитатель: В блокаду нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Маленький кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И больше ничего – только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, голод и холод. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба – та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!Пайка блокадного хлебаМама! Хлебушка дай-ка!В глазах страданье и страх,Хлеба блокадного пайкаВ худеньких детских руках.Пайка блокадного хлеба-С жизнью тончайшая нить.Пайку блокадного хлебаНам никогда не забыть!Воспитатель: Ребята, как называлась дорога, по которой тогда доставляли продовольствие в осаждённый город?Ответы.Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили детей, раненых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везетХлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.Дорогою жизни стала эта дорога для нас!Воспитатель: Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.Воспитатель: Дорога Жизни проходила по Ладожскому озеру.Дорога жизни узким коридором,Протянута по Ладожскому льду.Она спасала наш любимый город,В том страшном и чудовищном аду.Воспитатель: По дороге к Ладожскому озеру стоит памятник - белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»Воспитатель: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью блокада Ленинград была снята только в январе 1944 года. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.На Невском проспекте есть надпись одна,И трудно сейчас нам поверить,Что именно эта была сторонаОпасной при артобстреле.Зачем эту надпись наш город хранит?Чтоб взрослые знали и дети:«Ничто не забыто. Никто не забыт!»Чтоб помнили все строчки эти.ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ. Обсуждение с детьми, что им наиболее запомнилось.. Слайд 2Золотой купол Исаакиевского собора закрасили краской, чтобы он стал менее заметным на фоне серого ленинградского неба.Слайд 3, 4Спасали и памятники. Памятник Петру I – “Медный всадник” закрыли мешками с песком и щитами из досок.Слайд 5Скульптуры Летнего сада закопали в землю.Фашисты хотели уничтожить не только красоту нашего города, но и жителей. Они окружили наш город со всех сторон.Слайд 6– Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа?– На кольцо. Это кольцо называли блокадным. Фашисты захватили единственную железную дорогу. И теперь в город нельзя было подвозить продукты. Наступила блокада.– Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду. Жителям города выдавали маленький кусочек хлеба.Слайд 7Хлеб выдавали по специальным карточкам.Слайд 8Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба? Люди голодали и умирали от голода.Слайд 9,10, 11Трудно было и взрослым и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте.Слайд 12Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.Слайд 13Давайте посмотрим на эти игрушки. Их принесли в наш Петербургский “Музей кукол” жители нашего города, которые в годы Блокады были такие же маленькие как вы.Вот какие истории они рассказывали о блокадном времени.Этот мишка спас девочку от болезни.Слайд 14Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучно. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.А вот эту одежку для кукол сшила маленькая рукодельница, находясь в бомбоубежище во время бомбежек. А потом, когда девочка выросла, она стала модельером.Слайд 15И эти игрушки помогали детям пережить страшное время блокады.Слайд 16, 17, 18, 19Страна не забыла Ленинград! Для помощи блокадному городу и его защитникам по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами “Дорогой жизни”. По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения (стариков и детей).Слайд 20Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. Ленинград был полностью освобожден от блокады.За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленный жителями города в борьбе с фашистскими захватчиками, наш город получил звание города-героя, многие защитники города были награждены медалью “За оборону Ленинграда”.Слайд 21, 22Не все жители нашего города дожили до радостного дня освобождения от блокады.На Пискаревском кладбище захоронены тысячи ленинградцев, погибших в это страшное время.В память о героизме людей здесь горит вечный огонь. Сюда благодарные потомки приносят цветы.Слайд 23Поставлен памятник и на месте, где произошел прорыв блокадыСлайд 24Посмотрите, на что он похож?Как вы думаете, случайно ли скульптор придумал такую форму памятника?Это не единственные места, которые напоминают нам о времени блокады.В нашем городе есть площадь, которая называется “Площадь Победы”.На этой площади есть музей, посвященный блокадным дням.Слайд 25На Ладоге есть еще один удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни”.Слайд 26Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда.Давайте на него посмотрим и послушаем в исполнении детей стихотворение В. Молчанова об этом памятном месте.По Дороге Жизни – сглаженной, спрямленной,Залитой асфальтом – мчит машин поток.Слева, на кургане, к солнцу устремленныйИх встречает каменный Цветок.Памятью нетленной о блокадных детяхНа земле священной он навек взращен,И к сердцам горячим всех детей на светеОн призывом к Дружбе, к Миру обращен.Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!Подойдите ближе, головы склоняВспомните о тех, кто взрослыми не будет,Тех, кто детским сердцем город заслонял.У Дороги Жизни шепчутся березы,Седины лохматит дерзкий ветерок.Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,Плачет вместе с вами каменный Цветок.Сколько их погибло – юных Ленинградцев?Сколько не услышат грома мирных гроз?Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдатьсяЧтобы всех оплакать, нам не хватит слез.Их похоронили в братские могилы.Был обряд блокадный, как война жесток.И цветов тогда мы им не носили,Пусть теперь в их память здесь цветет Цветок.Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,Поднял выше леса белый лепестокВсей земле Российской, всей земле планетыВиден этот белый каменный Цветок.И мы с вами, как настоящие петербуржцы, будем помнить о трудных годах жизни нашего города и о том, что в нашем городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда. Нам с вами заботиться и помогать им.Из воспоминаний Элиасберга: "Я читал партитуру и одновременно с восхищением, которое вызывала у меня симфония, испытывал острое чувство тревоги. Передо мной было грандиозное произведение, написанное для увеличенного состава оркестра. Сумеем ли мы осилить, поднять его?"Замыслом композитора Элиасберг очень дорожил, всегда очень точно ему следовал, не позволяя себе никаких переосмыслений. Дирижерская философия Элиасберга вообще была строга: рассказывают, что, даже когда он выступал с оркестром на улице в холодное время года, скидывал пальто и дирижировал во фраке."Это был подтянутый, строгий человек в очках, очень похожий на музыканта (смеется). Я перед ним был, конечно, мальчишка. Тон нашего разговора был очень спокойный, сосредоточенный, Элиасберг запомнился мне дисциплиной рассказа — он был очень четок в том, что он говорил. А говорил он как раз о блокадном исполнении 7-й симфонии. Это была титаническая работа — надо было дать понять каждому музыканту: если ты жив, у тебя нет уважительной причины, чтобы не прийти на репетицию", — вспоминает свои беседы с дирижером Олег Сердобольский.Это был, без преувеличения, идеальный кандидат для решения такой неподъемной задачи.Сменить оружие на скрипкуЭлиасбергу нужно было собрать минимум 80 музыкантов, тогда как в его распоряжении не было и трети от нужного числа. Многие оркестранты были в то время на фронте, и отозвать их с войны, чтобы сыграть одну симфонию, казалось затеей наивной и немыслимой. Тогда на помощь пришел маршал Советского Союза Леонид Говоров, выдав дирижеру соответствующую бумагу."У Элиасберга на руках было распоряжение командующего Ленинградским фронтом генерала Говорова. Согласно этому распоряжению, Элиасберг имел право затребовать с фронта любого музыканта. Любой боец Ленфронта или матрос Балтфлота без замедления командировался в его распоряжение прямо с передовой. Такое распоряжение было дано и подписано моим дедом", — рассказал Алексей Говоров, внук маршала Говорова.Благодаря этому решению 30 марта состоялась первая после зимнего перерыва репетиция оркестра Ленинградского радио и, по сути, его возрождение. Впрочем, добор музыкантов не прекращался почти до самой премьеры. Так, например, имя кларнетиста Виктора Козлова, в действительности игравшего на блокадном концерте, ни в одном доступном списке не упомянуто. Просто кто-то не дожил совсем немного, а Козлова заявили в последний момент.Люди уходили очень быстро, а тем, кто оставался, предстояло каждый день работать на пределе своих возможностей. Скрипачам нужно было заново обучить свои закостенелые холодные пальцы быстроте и ловкости, трубачам — запастись силами, чтобы выдерживать темп с хорошим звуком, а Элиасбергу предстояло быть безжалостным.Конспект беседы, посвященной Дню снятия блокады Ленинграда для детей подготовительной группыЦель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группыЗадачи:– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны и в частности, к истории родного города;– обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;– способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;– формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны;Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Художественная литература”.Оборудование: Проектор, экран, аудиозаписи, календарь с изображением даты 27 января, детские рисунки.Предварительная работа:Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, электронных презентаций, рисование, работа с родителями.Ход занятия– Дети, посмотрите на календарь.– Как вы думаете, почему этот день в календаре обозначен красным цветом?– В нашей стране и в нашем городе отмечается День снятия Блокады нашего города. Это очень важная и памятная дата для всех людей.В холода, когда бушуют снегопадыВ Петербурге этот день особо ждут, –Город празднует День снятия Блокады,И гремит в морозном воздухе салют.Это залпы в честь свободы Ленинграда!В честь бессмертия не выживших детей…Беспощадная фашистская осадаПродолжалась девятьсот голодных дней.На долю нашего города выпало очень страшное испытание. Армия фашистов хотела уничтожить наш город. Фашисты подошли так близко, что могли видеть улицы нашего прекрасного города.Город обстреливали из дальнобойных орудий. Стреляли прицельно, потому что на солнце хорошо были виден шпиль Адмиралтейства, золотом сиял купол Исаакиевского собора. Надо было спасать город. Ленинградцы решили замаскировать высокие точки нашего города. Для этого пригласили альпинистов, которые забрались на шпиль Адмиралтейства и закрыли его специальным чехлом.. Слайд 2Золотой купол Исаакиевского собора закрасили краской, чтобы он стал менее заметным на фоне серого ленинградского неба.Слайд 3, 4Спасали и памятники. Памятник Петру I – “Медный всадник” закрыли мешками с песком и щитами из досок.Слайд 5Скульптуры Летнего сада закопали в землю.Фашисты хотели уничтожить не только красоту нашего города, но и жителей. Они окружили наш город со всех сторон.Слайд 6– Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа?– На кольцо. Это кольцо называли блокадным. Фашисты захватили единственную железную дорогу. И теперь в город нельзя было подвозить продукты. Наступила блокада.– Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду. Жителям города выдавали маленький кусочек хлеба.Слайд 7Хлеб выдавали по специальным карточкам.Слайд 8Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба? Люди голодали и умирали от голода.Слайд 9,10, 11Трудно было и взрослым и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте.Слайд 12Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.Слайд 13Давайте посмотрим на эти игрушки. Их принесли в наш Петербургский “Музей кукол” жители нашего города, которые в годы Блокады были такие же маленькие как вы.Вот какие истории они рассказывали о блокадном времени.Этот мишка спас девочку от болезни.Слайд 14Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучно. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.А вот эту одежку для кукол сшила маленькая рукодельница, находясь в бомбоубежище во время бомбежек. А потом, когда девочка выросла, она стала модельером.Слайд 15И эти игрушки помогали детям пережить страшное время блокады.Слайд 16, 17, 18, 19Страна не забыла Ленинград! Для помощи блокадному городу и его защитникам по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами “Дорогой жизни”. По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения (стариков и детей).Слайд 20Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. Ленинград был полностью освобожден от блокады.За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленный жителями города в борьбе с фашистскими захватчиками, наш город получил звание города-героя, многие защитники города были награждены медалью “За оборону Ленинграда”.Слайд 21, 22Не все жители нашего города дожили до радостного дня освобождения от блокады.На Пискаревском кладбище захоронены тысячи ленинградцев, погибших в это страшное время.В память о героизме людей здесь горит вечный огонь. Сюда благодарные потомки приносят цветы.Слайд 23Поставлен памятник и на месте, где произошел прорыв блокадыСлайд 24Посмотрите, на что он похож?Как вы думаете, случайно ли скульптор придумал такую форму памятника?Это не единственные места, которые напоминают нам о времени блокады.В нашем городе есть площадь, которая называется “Площадь Победы”.На этой площади есть музей, посвященный блокадным дням.Слайд 25На Ладоге есть еще один удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни”.Слайд 26Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда.Давайте на него посмотрим и послушаем в исполнении детей стихотворение В. Молчанова об этом памятном месте.По Дороге Жизни – сглаженной, спрямленной,Залитой асфальтом – мчит машин поток.Слева, на кургане, к солнцу устремленныйИх встречает каменный Цветок.Памятью нетленной о блокадных детяхНа земле священной он навек взращен,И к сердцам горячим всех детей на светеОн призывом к Дружбе, к Миру обращен.Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!Подойдите ближе, головы склоняВспомните о тех, кто взрослыми не будет,Тех, кто детским сердцем город заслонял.У Дороги Жизни шепчутся березы,Седины лохматит дерзкий ветерок.Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,Плачет вместе с вами каменный Цветок.Сколько их погибло – юных Ленинградцев?Сколько не услышат грома мирных гроз?Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдатьсяЧтобы всех оплакать, нам не хватит слез.Их похоронили в братские могилы.Был обряд блокадный, как война жесток.И цветов тогда мы им не носили,Пусть теперь в их память здесь цветет Цветок.Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,Поднял выше леса белый лепестокВсей земле Российской, всей земле планетыВиден этот белый каменный Цветок.И мы с вами, как настоящие петербуржцы, будем помнить о трудных годах жизни нашего города и о том, что в нашем городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда. Нам с вами заботиться и помогать им.Ленинградская» симфония Шостаковича: как звучит память о войнеМузыкальная летопись блокады.Как Шостакович писал музыку в блокадном Ленинграде22 июня 1941 года Дмитрий Дмитриевич Шостакович принимал экзамен в консерватории. Кто-то положил ему на стол записку, где было написано одно слово: «война». Композитор сразу решил, что хочет отправиться в армию, и в тот же день подал заявление на фронт, и ещё одно — следом, 2 июля.Получив отказ, Шостакович вступил в народное ополчение — строил оборонительные укрепления и и противотанковые рвы, ставил доты, дежурил на крыше родной консерватории, чтобы вовремя тушить зажигательные бомбы.Дмитрий Шостакович в асбестовом костюме пожарного дружинника дежурит на крыше консерватории. Ленинград, 19 июля 1941 года.И всё это время композитор продолжал заниматься музыкой.Первым делом преподаватели и студенты Ленинградской консерватории решили поддержать бойцов на передовой. Однако как это сделать? С роялем в землянку не полезешь. Тогда Шостакович предложил сформировать мобильный ансамбль — из вокалиста, скрипача и виолончелиста — и сделать для него переложения сочинений зарубежных и русских композиторов. Дмитрий Дмитриевич работал очень быстро и сразу начисто, сохраняя концентрацию даже под рёв сигналов воздушной тревоги.Так бригада консерватории начала выезжать в части и госпитали. Шостакович часто ездил с исполнителями — рассказывал о музыке и, если под рукой было фортепиано, играл. А ещё композитор организовывал концерты в Летнем саду.После того как Шостаковичу третий раз отказали во вступлении в армию и отправке на фронт, у него осталась только одна возможность выразить своё неприятие войны — с помощью музыки.Ещё в 1940 композитор начал сочинять новое большое произведение — те немногие, кому он играл отрывки из него, вспоминали ощущения страха и тревоги, которые передавала музыка. С приходом войны Шостакович ускорился: музыка звучала у него в голове, и он торопился записать её даже во время дежурства на крыше. Тем временем трёхсоттысячная немецкая армия взяла город в кольцо, и Ленинград перешёл на осадное положение.Где и как состоялась премьера «Ленинградской» симфонииС началом блокады знаменитых художников, поэтов, музыкантов эвакуировали из Ленинграда — это помогло сохранить культуру и поддержать таланты. В августе 1941 года Шостаковичу предложили эвакуироваться, но он отказался: «Я полезнее здесь». Приближение врага вызывало у композитора не страх, а желание сопротивляться. Кстати, современные психологи утверждают, что именно сопротивление помогает человеку справиться с травмой и сохранить ментальное здоровье.Шостакович продолжил работать над симфонией на одном дыхании. «Я не мог её не писать», — скажет он впоследствии о процессе создания сочинения.Налёты учащались, и в октябре 1941 года семью Шостаковича по специальному распоряжению правительства перевезли на самолёте в Москву, а затем в Куйбышев. Именно там была закончена Симфония №7. Работа над финальной частью шла медленно — композитор тревожился за сестру, мать, друзей, которые остались в осаждённом городе. Наконец, 27 декабря 1941 года симфония была закончена, а 5 марта 1942 года состоялась её премьера. Исполнил произведение симфонический оркестр Большого театра, эвакуированный из Москвы в Куйбышев.А 9 августа того же года симфонию исполнили в блокадном Ленинграде. Из переполненного зала музыка транслировалась через громкоговорители и по радио — рассказывают, что её слушали и фашистские солдаты, окружившие город.Музыкальные части симфонииСимфония стала седьмой по счёту у Дмитрия Шостаковича — а всего он написал 15. Произведение, основной темой которого стало сопротивление злу, войне и насилию, делится на четыре части. На первой странице композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».Благодаря этому посвящению, а также с лёгкой руки Анны Ахматовой симфонию стали называть «Ленинградской». Свою «Поэму без героя» поэтесса закончила посвящением произведению, которое назвала «ленинградкой» — так можно было бы назвать живого и разумного человека, личность, чья сила духа вдохновляет и поддерживает всех, кто знаком с ней:А за мною, тайной сверкаяИ назвавши себя «Седьмая»,На неслыханный мчалась пир,Притворившись нотной тетрадкой,Знаменитая ленинградкаВозвращалась в родной эфир.Часть первая: AllegrettoЭто рассказ о человеке и его любви к Родине. Музыка здесь написана в подвижном темпе Allegretto и в светлой тональности до мажор. Она развивается, нарастает, становится эпичной и жизнеутверждающей.Начальная тема в первой части — это главная партия, после неё звучит вторая тема — это побочная партия. Она лирична и воплощает образ семьи, любви, спокойного мирного счастья. И вдруг неожиданно в неё врывается дробь барабана.Изображение: Сначала тихо и безобидно, затем всё громче и ближе надвигается страшная, непреклонная, ритмичная тема. Так начинается эпизод нашествия — музыкальный образ фашистских захватчиков, гротескного зла.Теме зла не удаётся утвердиться, начинается сопротивление — снова возвращаются темы, которые мы слышали в начале, но они вернулись к нам окрашенными в минорные тона. Обе темы Родины словно спорят с элементами темы нашествия: угроза сильна, но и дух не сломлен. В конце первой части снова звучит мажор — это проблеск надежды.Строение этой части у Шостаковича выглядит так:Экспозиция. Это первый раздел; здесь представлены темы. У Шостаковича это главная и побочная партии.Разработка. В этой части сонатной формы обычно развиваются темы из экспозиции либо звучит новая тема. У Шостаковича — новая тема: нашествие.Реприза. Повторение тем экспозиции. У Шостаковича темы сначала повторяются в миноре и в конце — в мажоре.Часть вторая: ModeratoВторая часть симфонии звучит в тональности си минор, мягко, камерно. Она написана в умеренном темпе Moderato и жанре скерцо. Вообще, «скерцо» переводится с итальянского как «шутка», но в Ленинградской симфонии специфический юмор — это скорее смех сквозь слезы.Изображение: Шутливое звучание постепенно перерастает в героическое и страдающее: так сказочный герой из простачка становится победителем великанов, а обычный человек, которого настигла война, превращается в героя.Если первая часть — это внешнее сопротивление двух враждующих сил, то вторая переводит действие во внутренний мир человека.Часть третья: AdagioНаписанная в медленном темпе Adagio, эта часть начинается с мощного выступления аккордов. Они звучат так, как будто целый хор оплакивает погибших героев, — подобные аккорды можно услышать в хоралах и молитвах. Такое гармоническое слияние нескольких голосов даже называют хоральным — или аккордовым.Изображение: После хорала вступают скрипки. Они ведут героический монолог, и действие приобретает драматический характер. Противостояние продолжается.Часть четвёртая: Allegro non troppoПоследнюю часть симфонии принято называть просто финалом. Она подводит итог развитию всех тем; это последний акт драмы.Начало звучит приглушённо: тихое тремоло литавр, скрипки с сурдинами.Изображение: Постепенно музыка становится динамичнее — она словно призывает собраться с силами перед великой битвой. Звучит тема с просто сокрушительной энергией, которая развивается и становится всё масштабнее, — кажется, звук заполняет собой весь мир. Это тема борьбы, сопротивления, народного гнева.Но не только гнев звучит в финале симфонии: в ней есть печаль и горе. Мы слышим эти эмоции в эпизоде, написанном в духе старинной . Этот старинный испанский танец в эпоху барокко исполнялся на похоронах и напоминал траурное шествие. Шостакович, дополняя финальную героическую часть сарабандой, вспоминает всех погибших в борьбе с фашизмом.В заключении финальной части — рост героической темы, восхождение к торжеству и победе, которое композитор воплотил в музыке через мощное звучание труб и тромбонов. Это гимн силе духа народа, который ничто не сломит.