"Наш дом-Россия"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Наш дом-Россия"
Автор: Гудкова Юлия Евгеньевна
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш дом –Россия»Программное содержание:Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, городу, детскому саду.Развивать внимание, память, мышление, воображение.3) Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ и родного города, её назначении, символическом значении цвета и образов в ней.4)Продолжать работу по обогащению и уточнению словаря.Предварительная работа:Чтение и заучивание стихотворений о Родине.Рассматривание флага и герба РФ и города КинельПрослушивание гимнов РФ, песен о России.Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, городе, детском саде.Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».Материалы к занятию:Дидактическая игра «Собери флаг России»Аудиозаписи: гимн РФИзображения государственных символов России и КинельФотографии с изображением достопримечательностей города КинельХод занятия:Дети и воспитатель заходят в зал и встают полукругом, здороваются с гостями.Воспитатель: Ребята, садитесь, и послушайте меня внимательно. Я вам прочитаю очень красивое стихотворение Якова Обидова «Мать Земля».Скажи мне, как правильно Землю называть?Земля дорогая?Земля Золотая?Земля - наша милая,Добрая мать!Так ласковей будет звучать и вернее.Ведь всё, что мы любим,Всё создано ею –И горы, и реки,И лес, и цветы,И дождик и ты...Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое звучное имя. В какой стране мы живём?Дети: Мы живём в России.Воспитатель: Страна наша называется Россия. А как называют людей, живущих в нашей стране?Дети: Их называют россияне.Воспитатель: Россия необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?Дети: Родина - значит родная, как мать и отец.Родина – место, где мы родились.Родина – страна, в которой мы живём.Воспитатель: Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину?Дети: За то, что тут мы родились.За то, что она красивая и т.д.Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. Давайте и мы назовем эти слова.Игра: «Передай сердечко» (дети передают сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина. Например: милая, красивая, любимая, родная, единственная, сильная, могучая, чудесная, дорогая, хорошая).Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.Дети: Нет земли краше, чем Родина наша.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.Кто за Родину горой - тот истинный герой!Одна у человека мать - одна и Родина.Родина любимая, что мать родимая.Человек без Родины, что соловей без песни.Жить- Родине служить.Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы?Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.Воспитатель: Ребята, а вы хотите рассказать стихотворение о нашей Родине?Дети: Звучит аудиозапись «С чего начинается Родина»Дети читают стихи:—1—З.АлександроваЕсли скажут слово «Родина»,Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородинаТолстый тополь у воротУ реки берёза - скромницаИ ромашковый бугорА другим наверно вспомнитсяСвой родной московский дворИли степь от маков красная, золотая целинаРодина бывает разнаяНо у всех она одна.—2—С чего начинается Родина?С улыбок и слёз матерей;С тропинки, ребятами пройденной,От дома до школьных дверей.С берёзок, стоящих веками На взгорье в отцовском краю,С желанья потрогать руками Любимую землю свою.—3—Так что же такое ты, Родина?Поля в перелесках зари.Всё очень знакомое вроде бы,А глянешь - и сердце горит.И кажется: можешь с разбега Взлететь, не боясь вышины,И синюю звёздочку с неба Достать для родимой страны.Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы?Дети: Это герб, флаг и гимн.Воспитатель: Правильно ребята, давайте сейчас встанем и посмотрим наш Российский герб.Дети подходят к стене с изображением герба и встают полукругом.Герб - это отличительный знак нашего государства.Где мы сможем увидеть изображение герба?Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах...Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?Дети: На гербе изображены: Двуглавый орёл золотого цвета на темнокрасном щите.Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица?Дети: Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы?Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит он не пропустит ни одного врага.Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах?Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти.Воспитатель: На что похожи крылья орла?Дети: Крылья похожи на солнце.Воспитатель: А солнце - это символ добра и справедливости.Что расположено на груди у орла?Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла.А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом! Воспитатель: Ребята, Я предлагаю вам показать герб России. Разойдитесь по всему залу, встаньте так, чтоб не мешать друг другу.Динамическая игра«Герб России»Герб страны – орёл двуглавыйГордо крылья распустил, поднять руки в стороныДержит скипетр, державу, поочерёдно сжать в кулак пр. л. рукиОн Россию сохранил На груди орла – щит красный, нарисовать руками круг Дорог всем: тебе и мне приложить руки к груди Скачет юноша прекрасный шаг на месте, высоким подниманиемНа серебряном коне.Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак Побеждает всадник сильный, поставить руки на поясЗлой дракон у ног лежит показать рукамиПодтверждает герб старинный Независимость страны.Для народов всей России Наши символы важны. поднять руки вверхВоспитатель: А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России - флаге.Дети подходят к стене с изображением Российского флага.Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России?Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный.Воспитатель: Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая (наверху)?Дети: Белая полоса.Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага?Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки.Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой?Дети: Синяя полоса.Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага?Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра.Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей?Дети: Красная полоса.Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага?Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость.Воспитатель: Белый цвет - это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвага.Воспитатель: Ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня?Дети: Это гимн России.Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны - это тоже государственный символ. А что такое гимн?Дети: Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности.Воспитатель: Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн?Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России.Звучит аудиозапись гимна.Дети слушают стоя.Дети садятся.Воспитатель: Мы сейчас с вами много говорили о символах нашей страны.У каждого города тоже есть свои символы. А в каком городе мы с вами живём?Дети: Мы живём в городе КинельВоспитатель: У нашего города тоже есть свой герб.Воспитатель выставляет изображение герба Кинеля.Ребята, что изображено на гербе? Дети отвечают.Воспитатель: Правильно , дети. Наш город живет уже 177 лет. И он город железнодорожников. Поэтому на нашем гербе есть летящее колесо-символ железнодорожников. А также две серебристые полосы сливаются в одну – две реки Большой Кинель и Самарка сливаются в одну. А внизу изображена Алексеевская крепость. Она была построена более 300 лет назад для защиты города Самара. Воспитатель: В нашем городе есть много интересных, знаменитых мест. Посмотрите на эти фотографии и попробуйте узнать, что на них изображено.Воспитатель по очереди показывает фотографии, выставляет на доску.Площадь МираХрам Георгия Победоносца.Памятник, павшим в Великой Отечественной войны..Ж\д вокзал.Автовокзал. (дети отвечают)Воспитатель: Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.Детский сад - это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди?Дети: Сюда ходят дружные, весёлые, трудолюбивые люди и дети.Воспитатель: На одном из занятий, мы с вами ребята, придумали эмблему нашей группы. А вы хотели бы показать нашу работу гостям?Воспитатель: Эмблема у нас получилась вот такая.Воспитатель выставляет эмблему.Воспитатель: Почему вы выбрали солнце?Дети: Солнце - потому что в группе тепло и светло.Воспитатель: Почему - голуби?Дети: Голуби - нам здесь свободно, как птицам в небе.Воспитатель: Почему - цветы?Дети: Цветы - здесь красиво, уютно.Воспитатель: Почему - детские лица?Дети: Детские лица - мы здесь счастливы.Воспитатель: А почему - книга?Дети: Книга - мы в детском саду получаем знания.Воспитатель: Ребята, мы сегодня много говорили о России, о нашем городе, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину. Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь свой дом - свою Родину?Дети: Не мусорить на улице, не ломать деревья, дружить с ребятами...Воспитатель: Правильно ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много сделать для того, что бы наша Родина стала ещё краше.Воспитатель: Вы так много сегодня рассказали о нашей Родине, я горжусь вами, вы настоящие россияне.Мы жители огромной планеты, наш народ умеет не только хорошо трудиться, но и хорошо отдыхать. Давайте подарим нашим гостям небольшой подарок.Песня о Родине: (У моей России).Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями.Дети уходят в группу.Литература:1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. М., ЦТЛ, 2005.2. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников, изд. Скрипторий 2003, 20083.Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать...(Нетрадиционныеформы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). М., изд. Скрипторий 2003,2008