"Нейропсихологические упражнения с детьми ОВЗ на логопедических занятиях"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нейропсихологические упражнения с детьми ОВЗ на логопедических занятиях"
Автор: Александрова Анна Олеговна

Интеллект-карта, как инновационная технология в работе учителя-логопедаАвтор: Пермякова Анастасия АнатольевнаОрганизация: ГБОУ НСО «КШИ»Населенный пункт: Новосибирская область, город КуйбышевКоррекция звукопроизношения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является важной задачей в области логопедии. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с серьезными трудностями в артикуляции и фонемном восприятии, что может негативно сказаться на их общении и социализации. В последние годы растет интерес к внедрению инновационных технологий, которые могут существенно облегчить процесс коррекции и сделать его более эффективным. Одним из таких инструментов является интеллект-карта.Интеллект-карта — это визуальная схема, которая отображает связи между концепциями, идеями и информацией. Она помогает систематизировать знания, упрощает запоминание и способствует активному вовлечению в процесс обучения. Интеллект-карты могут быть использованы как для индивидуальной работы с детьми, так и в групповых занятиях.Метод интеллект-карт, изначально разработанный американским учёным Тони Бьюзеном, в дословном переводе обозначает «карты ума». В сферу дошкольного образования метод интеллект-карт пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая в своих исследованиях описала особенности применения этой технологии в обучении детей дошкольного возраста. Главным в методики является то, что в процессе усвоения информации задействованы оба полушария головного мозга, что повышает эффективность восприятия и обработки информации (полученные знания формируются как зрительный образ, так и словесное описание объектов, явлений).Концепция создания интеллект-карт для применения в процессе коррекции произношения звуков у обучающихся старшего дошкольного возраста с ОВЗ была адаптирована в дошкольных группах ГБОУ НСО «КШИ». Методическая разработка представляет собой визуальное представление информации, в котором структурированы звуки речи, их артикуляция и примеры использования в словах. Она состоит из трёх интеллект-карт для коррекции звукопроизношения: гласных звуков; твердых согласных звуков; мягких согласных звуков.Составление интеллект-карты предполагает использование готовых карточек с изображениями предметов, символов для коррекции звукопроизношения. По мере усвоения материала, в соответствии с индивидуальными возможностями развития детей, интеллект-карта заполняется практическим материалом (готовыми карточками) поэтапно. Карта расположена горизонтально, в центре страницы размещена главная идея - цветной звуковой символ (гласный звук – девочка в красном, твердый согласный звук –мальчик в синем, мягкий согласный звук – мальчик в зеленом). С помощью разноцветного выделения карта разделена на зоны. Каждая зона и карточка имеет свой цвет, который в других зонах уже не используются и заполняется постепенно.Уникальные свойства интеллект-карт:● Визуализация звуков: интеллект-карты позволяют визуализировать звуки и фонемы, что экономит время на объяснение и облегчает восприятие. Каждому звуку сопоставлен цвет, форма и изображение, что помогает детям быстрее запомнить информацию.● Структурирование материала: при помощи интеллект-карт можно структурировать занятия, делая акцент на определенные звуки или слова. Это позволяет создать логическую цепочку, которая облегчает понимание и запоминание.● Игровой подход: использование интеллект-карт в игровых формах делает обучение более увлекательным и доступным, а также способствует повышению мотивации у обучающихся дошкольного возраста.● Работа с ассоциациями: интеллект-карты позволяют использовать ассоциативное мышление, что особенно важно для детей с ОВЗ. Связывая звуки с образами и ситуациями, дети начинают лучше их запоминать и воспроизводить.Пример использования интеллект-карт в коррекции звукопроизношения с согласными звуками:I этап. Знакомство со звуком. Педагог дает обучающемуся тему занятия с определенным звуком. Ребенок дает характеристику звуку. Мягкость и твердость определяется на слух. Затем обучающийся выбирает из трех интеллект-карт – соответствующую согласному звуку (с мальчиком в синем или зеленом) и выбирает соответствующую букву-символ из алфавита, прикладывает ее к интеллект-карте.II этап. Формирование точных движений органов артикуляции. Перед обучающимся зеркало и набор карточек с артикуляционной гимнастикой, каждая из которых иллюстрирует конкретное артикуляционное упражнение. Педагог называет упражнение (сопровождая коротким стихотворением), ребенок выбирает и прикладывает карточку к интеллект-карте, выполняет артикуляционное упражнение перед зеркалом.III этап. Изолированное произнесение звука. Упражнение-игра «POP IT» (картинка кнопочной игрушки, получившей популярность среди детей). Обучающийся выбирает карточку с заданным звуком, прикладывает ее к интеллект-карте. Затем нажимает указательным пальцем на «POP IT», при каждом нажатии дошкольник должен четко произносить заданный звук.IV этап. Автоматизация звука в словах с опорой на слоги. В данной зоне интеллект –карты изображены стрелочки от согласного звука к гласным звукам и обратно. Задача обучающегося прочитать слоги по стрелочкам, затем подобрать карточки с изображением слова с этим слогом и приложить его к интеллект-карте. Звук сначала автоматизируется в прямых слогах, затем в обратных.V этап. Развитие фонематического восприятия. Обучающийся выбирает из предложенных карточку с изображением, которое ассоциируется с определенным словом, прикладывает ее к интеллект-карте. При произнесении (утрированном при необходимости) определяет, в какой части слова находится заданный звук и подходящую схему (начало, середина, конец).VI этап. Введение звука в связную речь. Педагог предлагает обучающемуся угадать какие слова спрятаны на карточке (с определенным звуком). Ребенок называет эти слова и составляет из них предложение.Таким образом, систематическое и профессиональное воздействие на звукопроизношение, включая игровые методики и индивидуальный подход, позволяет создать благоприятные условия для обучения и развития дошкольников с ОВЗ. Технология интеллект-карты способствует развитию фонематического слуха и улучшению артикуляции. Интерактивные элементы карты, позволяющие детям самостоятельно пересказывать ассоциации, связать звук с изображением, создают удобную среду для изучения и закрепления материала. Внедрение таких инновационных технологий в практику логопедов может существенно повысить качество коррекционной работы, помогая детям с ОВЗ развивать их коммуникативные навыки и уверенность в себе. Литература
  • Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. Журнал Начальная школа, вып. 7/12.
  • Бьюзен Т. «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления». Издательство Миф, 2019.