Шахматы в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Шахматы в начальной школе
Автор: Быкова Юлия Юрьевна

ШАХМАТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕУчитель: Быкова Юлия ЮрьевнаМКОУ «Ненашевская сош» Шахматы древняя и очень увлекательная игра, имеющая многовековую историю. Интерес к шахматам не ослабевает на протяжении многих столетий. Общеизвестно, что шахматы активизируют работу обоих полушарий мозга, улучшают когнитивные и творческие способности человека. Отличительная черта шахматной игры заключается в том, что она дает возможность развития интеллекта в игровой форме. А споры о том, что шахматы это спорт, наука или искусство не утихают и по сей день. А что же шахматы дают ребенку? Чем полезны занятия шахматами в школе? Шахматы улучшают память, развивают пространственное воображение и логическое мышление, вырабатывают у детей усидчивость, самостоятельность и внимательность. То есть все те компоненты, которые необходимы в школе по основным предметам. Ребёнок становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца и не унывать при неудачах. Если говорить более подробно о преимуществах игры в шахматы, то можно сказать, что игра в шахматы очень полезна для детей. Игра в шахматы развивает у ребенка способность принимать решения самостоятельно и отвечать за них итоговым результатом игры, когда он остается один на один с соперником, а спросить или посоветоваться с друзьями запрещено шахматными правилами.Шахматы развивают способность к анализу, учат мыслить системно и креативно, а самое важное – дети учатся создавать, сугубо свой, внутренний план действий. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы. Эксперты считают, что занятия шахматами развивают ребенка всесторонне, способствуют улучшению его логических способностей, благодаря чему дети начинают лучше учиться, больше запоминать, легче воспроизводить в памяти пройденное ранее. Самое главное, чему учится ребенок за шахматной доской, - анализировать обстановку и принимать правильные решения быстро. Это умение поможет не только в учебе, но и в повседневной жизни. Исследования зарубежных и российских учёных, накопленный опыт преподавания шахмат в школе говорит о том, что идеальный возраст для начала занятий приходится на интервал от 5 до 10 лет. После овладения родным языком, завершающимся в основном к возрасту примерно 5 лет, у детей начинает разворачиваться следующий чрезвычайно важный процесс – формирование умений действовать в уме. Опытным путем было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы на 40% выше, чем у неиграющих детей. В Бельгии и Венесуэле был проведён интересный опыт: среди 3000 детей младших классов начали проводиться уроки шахмат. В результате этого было зафиксировано ускорение умственного и физического(!) развития школьников. По шкале «Weshiler» школьники на 21% стали быстрее интеллектуально расти. Причём повысилась успеваемость по всем предметам школьной программы. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития ребенка. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать не стандартные решения и создавать прекрасные комбинации на шахматной доске. Обучение игре в шахматы – не самоцель! Нельзя стремиться из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы, как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом ребенке.