Мотивация детей на занятиях в детском саду Возраст Начало занятия Основной этап занятия Рефлексия Примечание 2-3 года Сюрпризный момент (герой, предмет, рисунок, загадка, музыка, игра света важно простой и привлекающий внимание) «Предметный разговор» манипуляции с предметом или материалами (орудийная деятельность: развернуть предмет, положить его куда-то, помять, скомкать и т.п., важно: таких манипуляций в «теле занятия» должно быть достаточно, каждое примерно на 1-2 мин, педагог наполняет их смыслом с помощью речи, картинок или игрушек, необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой «набор для манипуляций») «Сделал не сделал» - сопереживание успеху детей (важно создавать ситуацию успеха, неуспеха быть не должно: педагог помогает ребенку или просит помочь других детей, но в любом случае каждое действие должно быть успешным). Продукт того, что «было»: «рисунок», поделка материальный носитель успеха маленького человека. Рефлексия имеет материальный маркер - музыку, свет, предмет. Очень краткая по времени (2-3 мин), носит символический характер «точка» в конце предложения занятия. Главный принцип занятия с детьми раннего возраста «нет предмета нет интереса ребенка» Только устные инструкции и рассказы не стимулируют интерес малышей к занятию. Малыши консерваторы, не нужно стремиться их постоянно удивлять, в постоянно повторяемом наборе действий они самоутверждаются, что служит дополнительным стимулом к деятельности. В отношении детей раннего возраста повтор одних и тех же действий, но с разными предметами является дополнительным фактором мотивации. При этом важно опираться на наблюдение при введении нового: как только дети уверенно и с интересом справляются с очередным действием можно вводить новое. Не допускать падение интереса к уже освоенному действию. 3-4 года Проблемная ситуация (педагог формулирует его сам, с опорой на факты, наглядно: так должно быть, а у нас почему-то вот так. «Предметный разговор» продолжается, но его отличие в смене характера деятельности: место орудийной деятельности занимает игровая. «Сделал не сделал» - факт, педагог сопереживает любому результату: как успешному, так и неуспешному, показывает Учет «Примитивности» детских интересов условие высокой мотивации младших и средних дошкольников на занятии. Педагог будет способен Важно не предлагать готовые пути решения, а всячески помогать детям придумать самим, например через прием «может быть»). Сюрпризный момент (герой, предмет, рисунок, загадка, музыка, игра света важно простой и привлекающий внимание) Провокация в среде (явная: сломанный, запачканный крупный заметный предмет, новый крупный предмет, важно невозможно не заметить) Воздействие на все органы чувств - понюхать, потрогать, ощутить всем телом, увидеть, услышать (важно: изменение интенсивности воздействия от явных до едва ощущаемых это мотивирует детей к деятельности). Продуктивная деятельность как артефакт того, что «было». Предоставление возможности «быть взрослым» - делать общественно-полезные дела (традиция некоторые обязанности выполнять детям по принципу «от простого к сложному»). пример и вовлекает в сопереживание друг другу всех детей (учимся проживать любой результат) «Получилось не получилось» отличие от предыдущего личное внутреннее ощущение ребенка. Возможно только при установлении доверительного отношения к педагогу, иначе будут формальные ответы. Рефлексия имеет материальный маркер. Чуть более длительна, но по-прежнему достаточно краткая 3-5 мин. подметить такой интерес только при пристальном наблюдении за детьми: отвалилось колесо от машинки это важно для ребенка, но может быть незаметным для педагога. Правило для педагога, работающего с младшими и средними дошкольниками «больше наблюдать, меньше предлагать» 4-5 лет Провокация в среде (незаметная на первый взгляд «педагог в засаде»: новые, необычные, или, наоборот, сломанные грязные предметы, необычно большое, или неожиданно малое их количество). Эпатаж воспитателя (необычное поведение педагога, например, вход в группу нестандартным способом, загадочные фразы на неизвестном языке, общение жестами или загадками и т.п.) Сторителлинг увлекательные короткие истории от педагога по смыслу занятия (однажды…) Выключение одного из органов чувств (на ощупь узнать предмет, по звуку определить кто говорит и т.п.) Продуктивная деятельность как возможность творить и фантазировать, мотивирует ребенка на деятельность. Предоставление возможности «быть взрослым» - делать общественно-полезные дела (традиция некоторые обязанности выполнять детям по принципу «от простого к сложному»). Использование скаффолдинга выполнение сложной задачи с Сделал не сделал см. выше Получилось не получилось см.выше Почему так случилось? педагог через свой пример и пример сверстников учит детей анализировать причины получившегося результата (важно: не «залипать» долго на чем-то одном, потеряете внимание, хорошо использовать рефлексию через предметы: кубик выборы, бусы-жребии и т.п.) Задачей педагога во время рефлексии научить детей Второе полугодие пятого года жизни время «примерки» занятий для старших дошкольников. Приемы скаффолдинга (сложная задача уменьшающаяся поддержка) в этом будут очень кстати. Деятельность в зоне ближайшего развития при грамотной ненавязчивой поддержке взрослого в этом возрасте «я уже большой» - будут главным мотивирующим моментом. Проблемная ситуация (важно, чтобы педагог помог детям сформулировать противоречие самостоятельно). Сюрпризный момент (звонок, телемост, случайный гость, важно приближенно к реальности) Элементы ТРИЗ (старинный предмет в современных условиях, что было «до» / будет «после» у героя литературного произведения, новые единицы измерения - «длина в попугаях», строим фантастические миры и т.п.) Сторителлинг + рассказы в стиле Tedx захватывающие истории от воспитателя, а потом и от сверстников, опора на истории детей. Повседневная жизнь полна вызовов сама по себе, что является хорошим мотивом: подготовка мероприятия, участие в конкурсе и т.п. постепенно уменьшающейся поддержкой взрослого вплоть до полностью самостоятельного выполнения фокусировать внимание друг на друге. Продолжительность до 5-7 мин. 5 7 лет Использование ИИ (картинки, видео, презентации нарисованные ИИ по инструкции воспитателя под ситуацию, разговоры с Алисой, диалоги с умной колонкой) Сторителлинг рассказы историй (опора на жизненный опыт детей) «Минус один» - выключение чего-то одного из привычного алгоритма деятельности/рассказа/алгоритма и т.п.: органа чувств, компонента действия, слова (по аналогии с игрой «Да и нет не говорите, белый с черным не берите»). Использование скаффолдинга выполнение сложной задачи с постепенно уменьшающейся поддержкой взрослого вплоть до полностью самостоятельного выполнения. Невмешательство воспитателя в процесс выполнения заданий, если дети его об этом не просят Делегирование полномочий предоставление детям возможности выполнять часть функций педагога вплоть до полного самостоятельного контроля всего процесса. «Было не было» Почему так случилось? Что из случившегося мне пригодится? Важно: рефлексия постепенно становится более глубокой, а значит невозможно её провести одинаково глубоко сразу со всеми детьми в группе. Выход: на каждом занятии со всей группой рефлексировать поверхностно и только с частью детей погружаться глубоко. Очередность «погружений» от занятия к занятию обеспечит способность большинства детей в группе к глубокой рефлексии событий. Задача педагога во время рефлексии увлечь детей собственными переживаниями, научить слушать друг друга, проявлять заботу друг о друге во время высказываний. Длительность рефлексии- до 10 мин Увеличивающееся «Пространство ребенка» - лучшее «топливо» для занятия: чем более автономны дети, тем они больше мотивированы. Важно при этом соблюдать рамки правила взаимодействия в среде взрослых и сверстников. Если правила не встроены в жизнь группы к автономии не переходим. Иначе говоря, «площадь пространства ребенка ограничена степенью освоения им правил взаимодействия»