"Особенности мотивации детей на занятии"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности мотивации детей на занятии"
Автор: Доможирова Анна Борисовна. Шопанова Динара Исаевна

Мотивация детей на занятиях в детском саду Возраст Начало занятия Основной этап занятия Рефлексия Примечание 2-3 года Сюрпризный момент (герой, предмет, рисунок, загадка, музыка, игра света важно ‬ простой и привлекающий внимание) «Предметный разговор» ‬манипуляции с предметом или материалами (орудийная деятельность: развернуть предмет, положить его куда-то, помять, скомкать и т.п., важно: таких манипуляций в «теле занятия» должно быть достаточно, каждое примерно на 1-2 мин, педагог наполняет их смыслом с помощью речи, картинок или игрушек, необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой «набор для манипуляций») «Сделал ‬ не сделал» - сопереживание успеху детей (важно создавать ситуацию успеха, неуспеха быть не должно: педагог помогает ребенку или просит помочь других детей, но в любом случае каждое действие должно быть успешным). Продукт того, что «было»: «рисунок», поделка ‬ материальный носитель успеха маленького человека. Рефлексия имеет материальный маркер - музыку, свет, предмет. Очень краткая по времени (2-3 мин), носит символический характер ‬ «точка» в конце предложения занятия. Главный принцип занятия с детьми раннего возраста ‬ «нет предмета ‬ нет интереса ребенка» Только устные инструкции и рассказы не стимулируют интерес малышей к занятию. Малыши ‬ консерваторы, не нужно стремиться их постоянно удивлять, в постоянно повторяемом наборе действий они самоутверждаются, что служит дополнительным стимулом к деятельности. В отношении детей раннего возраста повтор одних и тех же действий, но с разными предметами ‬ является дополнительным фактором мотивации. При этом важно опираться на наблюдение при введении нового: как только дети уверенно и с интересом справляются с очередным действием можно вводить новое. Не допускать падение интереса к уже освоенному действию. 3-4 года Проблемная ситуация (педагог формулирует его сам, с опорой на факты, наглядно: так должно быть, а у нас почему-то вот так. «Предметный разговор» продолжается, но его отличие в смене характера деятельности: место орудийной деятельности занимает игровая. «Сделал ‬ не сделал» - факт, педагог сопереживает любому результату: как успешному, так и неуспешному, показывает Учет «Примитивности» детских интересов ‬ условие высокой мотивации младших и средних дошкольников на занятии. Педагог будет способен Важно не предлагать готовые пути решения, а всячески помогать детям придумать самим, например через прием «может быть»). Сюрпризный момент (герой, предмет, рисунок, загадка, музыка, игра света важно ‬ простой и привлекающий внимание) Провокация в среде (явная: сломанный, запачканный крупный заметный предмет, новый крупный предмет, важно ‬ невозможно не заметить) Воздействие на все органы чувств - понюхать, потрогать, ощутить всем телом, увидеть, услышать (важно: изменение интенсивности воздействия от явных до едва ощущаемых ‬ это мотивирует детей к деятельности). Продуктивная деятельность как артефакт того, что «было». Предоставление возможности «быть взрослым» - делать общественно-полезные дела (традиция некоторые обязанности выполнять детям по принципу «от простого к сложному»). пример и вовлекает в сопереживание друг другу всех детей (учимся проживать любой результат) «Получилось ‬ не получилось» отличие от предыдущего ‬ личное внутреннее ощущение ребенка. Возможно только при установлении доверительного отношения к педагогу, иначе будут формальные ответы. Рефлексия имеет материальный маркер. Чуть более длительна, но по-прежнему достаточно краткая ‬ 3-5 мин. подметить такой интерес только при пристальном наблюдении за детьми: отвалилось колесо от машинки ‬ это важно для ребенка, но может быть незаметным для педагога. Правило для педагога, работающего с младшими и средними дошкольниками ‬ «больше наблюдать, меньше предлагать» 4-5 лет Провокация в среде (незаметная на первый взгляд ‬ «педагог в засаде»: новые, необычные, или, наоборот, сломанные грязные предметы, необычно большое, или неожиданно малое их количество). Эпатаж воспитателя (необычное поведение педагога, например, вход в группу нестандартным способом, загадочные фразы на неизвестном языке, общение жестами или загадками и т.п.) Сторителлинг ‬ увлекательные короткие истории от педагога по смыслу занятия (однажды…) Выключение одного из органов чувств (на ощупь узнать предмет, по звуку определить кто говорит и т.п.) Продуктивная деятельность как возможность творить и фантазировать, мотивирует ребенка на деятельность. Предоставление возможности «быть взрослым» - делать общественно-полезные дела (традиция некоторые обязанности выполнять детям по принципу «от простого к сложному»). Использование скаффолдинга ‬ выполнение сложной задачи с Сделал ‬ не сделал ‬ см. выше Получилось не получилось ‬ см.выше Почему так случилось? ‬ педагог через свой пример и пример сверстников учит детей анализировать причины получившегося результата (важно: не «залипать» долго на чем-то одном, потеряете внимание, хорошо использовать рефлексию через предметы: кубик выборы, бусы-жребии и т.п.) Задачей педагога во время рефлексии ‬ научить детей Второе полугодие пятого года жизни ‬ время «примерки» занятий для старших дошкольников. Приемы скаффолдинга (сложная задача ‬ уменьшающаяся поддержка) в этом будут очень кстати. Деятельность в зоне ближайшего развития при грамотной ненавязчивой поддержке взрослого в этом возрасте ‬ «я уже большой» - будут главным мотивирующим моментом. Проблемная ситуация (важно, чтобы педагог помог детям сформулировать противоречие самостоятельно). Сюрпризный момент (звонок, телемост, случайный гость, важно ‬ приближенно к реальности) Элементы ТРИЗ (старинный предмет в современных условиях, что было «до» / будет «после» у героя литературного произведения, новые единицы измерения - «длина в попугаях», строим фантастические миры и т.п.) Сторителлинг + рассказы в стиле Tedx ‬ захватывающие истории от воспитателя, а потом и от сверстников, опора на истории детей. Повседневная жизнь ‬ полна вызовов сама по себе, что является хорошим мотивом: подготовка мероприятия, участие в конкурсе и т.п. постепенно уменьшающейся поддержкой взрослого вплоть до полностью самостоятельного выполнения фокусировать внимание друг на друге. Продолжительность ‬ до 5-7 мин. 5 ‬ 7 лет Использование ИИ (картинки, видео, презентации ‬ нарисованные ИИ по инструкции воспитателя под ситуацию, разговоры с Алисой, диалоги с умной колонкой) Сторителлинг ‬ рассказы историй (опора на жизненный опыт детей) «Минус один» - выключение чего-то одного из привычного алгоритма деятельности/рассказа/алгоритма и т.п.: органа чувств, компонента действия, слова (по аналогии с игрой «Да и нет не говорите, белый с черным не берите»). Использование скаффолдинга ‬ выполнение сложной задачи с постепенно уменьшающейся поддержкой взрослого вплоть до полностью самостоятельного выполнения. Невмешательство воспитателя в процесс выполнения заданий, если дети его об этом не просят Делегирование полномочий ‬ предоставление детям возможности выполнять часть функций педагога вплоть до полного самостоятельного контроля всего процесса. «Было ‬ не было» Почему так случилось? Что из случившегося мне пригодится? Важно: рефлексия постепенно становится более глубокой, а значит невозможно её провести одинаково глубоко сразу со всеми детьми в группе. Выход: на каждом занятии со всей группой рефлексировать поверхностно и только с частью детей погружаться глубоко. Очередность «погружений» от занятия к занятию обеспечит способность большинства детей в группе к глубокой рефлексии событий. Задача педагога во время рефлексии ‬ увлечь детей собственными переживаниями, научить слушать друг друга, проявлять заботу друг о друге во время высказываний. Длительность рефлексии- до 10 мин Увеличивающееся «Пространство ребенка» - лучшее «топливо» для занятия: чем более автономны дети, тем они больше мотивированы. Важно при этом соблюдать рамки ‬ правила взаимодействия в среде взрослых и сверстников. Если правила не встроены в жизнь группы ‬ к автономии не переходим. Иначе говоря, «площадь пространства ребенка ограничена степенью освоения им правил взаимодействия»