Коррекционно-развивающая программа для ребёнка старшего дошкольного возраста, направленная на снижение уровня агрессивности и поиска приемлемых способов самовыражения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающая программа для ребёнка старшего дошкольного возраста, направленная на снижение уровня агрессивности и поиска приемлемых способов самовыражения
Автор: Власова Екатерина Александровна
Коррекционно-развивающая программа для ребёнка старшего дошкольного возраста, направленная на снижение уровня агрессивности и поиска приемлемых способов самовыраженияЦель программы: создание условий для гармоничного развития личности ребёнка, снижение уровня агрессивности и демонстративности, обучение приемлемым способам самовыражения.Задачи программы:Снижение уровня агрессивного поведения.Развитие навыков саморегуляции и контроля над своими эмоциями.Обучение приемлемым способам выражения своих чувств и потребностей.Снижение уровня демонстративности и развитие умения взаимодействовать с окружающими на равных.Развитие коммуникативных навыков и умения работать в группе.Методы и приёмы работы:игровые методы (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);арт-терапия (рисование, лепка, аппликация);сказкотерапия;релаксационные техники;элементы телесно-ориентированной терапии.Структура занятий:Каждое занятие должно включать в себя несколько этапов:Вводная часть: приветствие, создание атмосферы доверия и безопасности, настрой на работу.Основная часть: проведение основных упражнений и игр, направленных на решение поставленных задач.Заключительная часть: рефлексия, обсуждение впечатлений и эмоций, прощание.Примерный план занятий:Описание упражнений:«Эмоциональный кубик»: на гранях кубика нарисованы разные эмоции. Ребёнок бросает кубик и должен изобразить ту эмоцию, которая выпала.«Эмоциональная мозаика»: ребёнку предлагается набор картинок с разными эмоциями. Он должен разложить их по категориям (радость, грусть, гнев и т. д.) и объяснить свой выбор.«Театр эмоций»: ребёнок выбирает карточку с эмоцией и показывает её с помощью мимики и жестов, остальные угадывают.«Угадай эмоцию»: взрослый показывает различные эмоции с помощью мимики и жестов, а ребёнок угадывает и называет их.«Мой мир чувств»: ребёнок рисует свой мир чувств, используя разные цвета и формы. Затем он рассказывает о своём рисунке, объясняя, что означают разные цвета и формы.«Дерево чувств»: ребёнок рисует дерево, на ветвях которого изображает разные эмоции. Затем он объясняет, что означают эти эмоции и когда он их испытывает.«Путешествие в страну чувств»: ребёнок представляет себя путешественником, который попадает в страну чувств. Он описывает свои впечатления и эмоции, которые он испытывает в этой стране.«Мои чувства в картинках»: ребёнок рисует картинки, которые отражают его чувства и эмоции. Затем он объясняет, что означают эти картинки.«Зеркало»: ребёнок и взрослый становятся друг напротив друга и копируют движения и выражения лица друг друга. Это помогает развить умение понимать и уважать чужое пространство.«Ладошки»: ребёнок и взрослый стоят друг напротив друга и кладут свои ладони друг на друга. Они должны почувствовать тепло и энергию друг друга. Это упражнение помогает развить умение взаимодействовать с окружающими.«Комплименты»: ребёнок и взрослый по очереди говорят друг другу комплименты. Это помогает развить умение выражать свои положительные чувства и уважение к другим.«Я тебя понимаю»: ребёнок рассказывает о ситуации, которая вызвала у него определённые чувства, а взрослый старается понять и поддержать его.«Дружеская цепочка»: дети встают в круг и по очереди говорят что-то приятное своему соседу, передавая ему мягкую игрушку или мяч.«Стоп-сигнал»: когда ребёнок чувствует, что начинает злиться или терять контроль над собой, он должен поднять руку и сказать «стоп». Это помогает ему остановиться и подумать о своих действиях.«Светофор»: ребёнок представляет себе светофор, где красный свет означает «остановись», жёлтый — «подумай», а зелёный — «действуй». Это помогает ему научиться контролировать своё поведение.«Я спокойный»: ребёнок закрывает глаза и представляет себе спокойное место, где он чувствует себя безопасно и комфортно. Это помогает ему расслабиться и успокоиться.«Управление эмоциями»: ребёнку предлагаются разные ситуации, в которых он должен выбрать, как лучше всего выразить свои эмоции.«Когда я злюсь»: ребёнок рисует или рассказывает, что он обычно делает, когда злится, и вместе со взрослым ищет более конструктивные способы выражения гнева.«Клубок эмоций»: ребёнок берёт клубок ниток и наматывает его на руку, называя при этом свои эмоции. Когда клубок закончится, он должен распутать его, называя противоположные эмоции. Это помогает ему понять, что эмоции могут меняться.«Мирные способы решения конфликтов»: ребёнку предлагаются разные ситуации, в которых он должен найти мирный способ решения конфликта. Это помогает ему научиться решать проблемы без насилия.«Как справиться с гневом»: ребёнку предлагаются разные стратегии для управления гневом, такие как глубокое дыхание, счёт до десяти, использование слов вместо действий.«Я не злюсь, я...»: ребёнок учится заменять агрессивные реакции на более конструктивные, например, вместо «Я злюсь» говорить «Я расстроен» или «Мне обидно».«Что чувствует герой?»: ребёнку рассказывается история, в которой герой испытывает разные эмоции. Ребёнок должен угадать, какие эмоции испытывает герой, и объяснить, почему он так думает. Это помогает развить эмпатию.«Истории с разными концовками»: ребёнку предлагается история, в которой герой сталкивается с проблемой. Ребёнок должен придумать несколько разных концовок истории, в которых герой решает проблему по-разному. Это помогает развить умение понимать разные точки зрения и находить компромиссы.«Поделись улыбкой»: дети по очереди дарят друг другу улыбки и добрые слова, передавая по кругу мягкую игрушку.«Доброе животное»: дети представляют себя разными животными и показывают, как эти животные выражают свои добрые чувства.«Рисование настроения»: ребёнок рисует своё настроение, используя разные цвета и формы. Затем он объясняет, что означают разные цвета и формы. Это помогает ему выразить свои чувства через творчество.«Лепка эмоций»: ребёнок лепит из пластилина разные эмоции. Затем он объясняет, что означают эти эмоции и когда он их испытывает. Это помогает ему выразить свои чувства через творчество.«Творческая история»: ребёнок создаёт историю, используя различные материалы для творчества (рисование, лепка, аппликация), и рассказывает её, выражая свои мысли и чувства.«Мой мир в аппликации»: ребёнок создаёт аппликацию, отражающую его внутренний мир, и объясняет, что означают различные элементы его работы.