Коррекционно-развивающая программа для ребёнка старшего дошкольного возраста, направленная на снижение уровня агрессивности и поиска приемлемых способов самовыражения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающая программа для ребёнка старшего дошкольного возраста, направленная на снижение уровня агрессивности и поиска приемлемых способов самовыражения
Автор: Власова Екатерина Александровна

Коррекционно-развивающая программа для ребёнка старшего дошкольного возраста, направленная на снижение уровня агрессивности и поиска приемлемых способов самовыраженияЦель программы: создание условий для гармоничного развития личности ребёнка, снижение уровня агрессивности и демонстративности, обучение приемлемым способам самовыражения.Задачи программы:
  • Снижение уровня агрессивного поведения.
  • Развитие навыков саморегуляции и контроля над своими эмоциями.
  • Обучение приемлемым способам выражения своих чувств и потребностей.
  • Снижение уровня демонстративности и развитие умения взаимодействовать с окружающими на равных.
  • Развитие коммуникативных навыков и умения работать в группе.
  • Методы и приёмы работы:
  • игровые методы (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
  • арт-терапия (рисование, лепка, аппликация);
  • сказкотерапия;
  • релаксационные техники;
  • элементы телесно-ориентированной терапии.
  • Структура занятий:Каждое занятие должно включать в себя несколько этапов:
  • Вводная часть: приветствие, создание атмосферы доверия и безопасности, настрой на работу.
  • Основная часть: проведение основных упражнений и игр, направленных на решение поставленных задач.
  • Заключительная часть: рефлексия, обсуждение впечатлений и эмоций, прощание.
  • Примерный план занятий:Описание упражнений:
  • «Эмоциональный кубик»: на гранях кубика нарисованы разные эмоции. Ребёнок бросает кубик и должен изобразить ту эмоцию, которая выпала.
  • «Эмоциональная мозаика»: ребёнку предлагается набор картинок с разными эмоциями. Он должен разложить их по категориям (радость, грусть, гнев и т. д.) и объяснить свой выбор.
  • «Театр эмоций»: ребёнок выбирает карточку с эмоцией и показывает её с помощью мимики и жестов, остальные угадывают.
  • «Угадай эмоцию»: взрослый показывает различные эмоции с помощью мимики и жестов, а ребёнок угадывает и называет их.
  • «Мой мир чувств»: ребёнок рисует свой мир чувств, используя разные цвета и формы. Затем он рассказывает о своём рисунке, объясняя, что означают разные цвета и формы.
  • «Дерево чувств»: ребёнок рисует дерево, на ветвях которого изображает разные эмоции. Затем он объясняет, что означают эти эмоции и когда он их испытывает.
  • «Путешествие в страну чувств»: ребёнок представляет себя путешественником, который попадает в страну чувств. Он описывает свои впечатления и эмоции, которые он испытывает в этой стране.
  • «Мои чувства в картинках»: ребёнок рисует картинки, которые отражают его чувства и эмоции. Затем он объясняет, что означают эти картинки.
  • «Зеркало»: ребёнок и взрослый становятся друг напротив друга и копируют движения и выражения лица друг друга. Это помогает развить умение понимать и уважать чужое пространство.
  • «Ладошки»: ребёнок и взрослый стоят друг напротив друга и кладут свои ладони друг на друга. Они должны почувствовать тепло и энергию друг друга. Это упражнение помогает развить умение взаимодействовать с окружающими.
  • «Комплименты»: ребёнок и взрослый по очереди говорят друг другу комплименты. Это помогает развить умение выражать свои положительные чувства и уважение к другим.
  • «Я тебя понимаю»: ребёнок рассказывает о ситуации, которая вызвала у него определённые чувства, а взрослый старается понять и поддержать его.
  • «Дружеская цепочка»: дети встают в круг и по очереди говорят что-то приятное своему соседу, передавая ему мягкую игрушку или мяч.
  • «Стоп-сигнал»: когда ребёнок чувствует, что начинает злиться или терять контроль над собой, он должен поднять руку и сказать «стоп». Это помогает ему остановиться и подумать о своих действиях.
  • «Светофор»: ребёнок представляет себе светофор, где красный свет означает «остановись», жёлтый — «подумай», а зелёный — «действуй». Это помогает ему научиться контролировать своё поведение.
  • «Я спокойный»: ребёнок закрывает глаза и представляет себе спокойное место, где он чувствует себя безопасно и комфортно. Это помогает ему расслабиться и успокоиться.
  • «Управление эмоциями»: ребёнку предлагаются разные ситуации, в которых он должен выбрать, как лучше всего выразить свои эмоции.
  • «Когда я злюсь»: ребёнок рисует или рассказывает, что он обычно делает, когда злится, и вместе со взрослым ищет более конструктивные способы выражения гнева.
  • «Клубок эмоций»: ребёнок берёт клубок ниток и наматывает его на руку, называя при этом свои эмоции. Когда клубок закончится, он должен распутать его, называя противоположные эмоции. Это помогает ему понять, что эмоции могут меняться.
  • «Мирные способы решения конфликтов»: ребёнку предлагаются разные ситуации, в которых он должен найти мирный способ решения конфликта. Это помогает ему научиться решать проблемы без насилия.
  • «Как справиться с гневом»: ребёнку предлагаются разные стратегии для управления гневом, такие как глубокое дыхание, счёт до десяти, использование слов вместо действий.
  • «Я не злюсь, я...»: ребёнок учится заменять агрессивные реакции на более конструктивные, например, вместо «Я злюсь» говорить «Я расстроен» или «Мне обидно».
  • «Что чувствует герой?»: ребёнку рассказывается история, в которой герой испытывает разные эмоции. Ребёнок должен угадать, какие эмоции испытывает герой, и объяснить, почему он так думает. Это помогает развить эмпатию.
  • «Истории с разными концовками»: ребёнку предлагается история, в которой герой сталкивается с проблемой. Ребёнок должен придумать несколько разных концовок истории, в которых герой решает проблему по-разному. Это помогает развить умение понимать разные точки зрения и находить компромиссы.
  • «Поделись улыбкой»: дети по очереди дарят друг другу улыбки и добрые слова, передавая по кругу мягкую игрушку.
  • «Доброе животное»: дети представляют себя разными животными и показывают, как эти животные выражают свои добрые чувства.
  • «Рисование настроения»: ребёнок рисует своё настроение, используя разные цвета и формы. Затем он объясняет, что означают разные цвета и формы. Это помогает ему выразить свои чувства через творчество.
  • «Лепка эмоций»: ребёнок лепит из пластилина разные эмоции. Затем он объясняет, что означают эти эмоции и когда он их испытывает. Это помогает ему выразить свои чувства через творчество.
  • «Творческая история»: ребёнок создаёт историю, используя различные материалы для творчества (рисование, лепка, аппликация), и рассказывает её, выражая свои мысли и чувства.
  • «Мой мир в аппликации»: ребёнок создаёт аппликацию, отражающую его внутренний мир, и объясняет, что означают различные элементы его работы.