«Путешествие в Лабораторию чудес» старшая группа
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Путешествие в Лабораторию чудес» старшая группа
Автор: Вечканова Татьяна Владимировна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» старшая группаЦель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Образовательные задачи:закрепить знания детей о свойствах воды,организовать познание детей через самостоятельный поиск;активизировать речь детей, обогащать словарный запас.Развивающие задачи:развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.Воспитательные задачи:воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.Демонстрационный материал: столы, накрытые клеенками, баночки, сахар, сода, штатив с пробирками, наполненных лимонной кислотой, содой, пищевыми красителями, шприцы без иглы, баночки с разбавленной акварельной краской, палочки деревянные, ложки пластмассовые, кисти для рисования, макет гейзера, сосуд с водой, колонка со музыкой, «волшебная палочка», воронка, презентация.Предварительная работа: просмотр презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе, разучивание подвижной игры «Капельки и тучка».Ход развлечения- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:- Она бежит, бурлит, играет, и даже по небу летает.Не уследишь — может пролиться,Высоко в небо испариться.А как наскучит ей летать,На землю падает опять.Встречается везде по свету,Скажите, что за чудо это?Дети: Вода.Воспитатель: - А давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? Дети: ответы детейВоспитатель: Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, она может находиться в трех разных состояниях. Каких?Дети: в жидком, твердом и газообразном состоянии.Воспитатель: - Что вы еще знаете о воде?Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? Дети: (ответы детей)Воспитатель: - Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.- Ребята, вы любите волшебство? Дети: (ответы детей)Воспитатель: - Вы знаете, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге нашла вот такую палочку. Мне кажется, что она волшебная. Давайте проверим!- Например, хотите сегодня стать юными волшебниками по превращению чудес с водой? Дети: (ответы детей).Воспитатель: - Сейчас я попробую с помощью вот этой палочки превратить нас в волшебников. Закройте глазки, только одно условие, не подглядывать, пока звучит музыка, глазки не открывать, считаем до 5. (Воспитатель быстро переодевается в волшебника и дети открывают глаза).Воспитатель: - Откройте глаза, вот теперь мы волшебники (воспитатель раздает детям колпачки), а раз мы волшебники, то должны творить чудеса. А творить мы их будем в «Лаборатории чудес».- Вы знаете, что такое лаборатория? Дети: (ответы детей).Воспитатель: - Какие вы умные ребятки, а, вы любите экспериментировать? Дети: (ответы детей).Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные волшебники, а какие явления природы связаны с водой?Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар.Воспитатель: как вы думаете, можем ли мы увидеть природные явления в нашей группе, которые происходят благодаря воде? (предположения детей)Воспитатель: сегодня мы с вами находимся в волшебной лаборатории, где сможем, как настоящие волшебники создать несколько природных явления в одной комнате.Воспитатель: только для начала запомним правила безопасности:Без разрешения запрещается вставать с места;приступать к опыту только после его объяснения и моего разрешения;трогать оборудование, приборы и реагенты;ничего не брать в рот;во время проведения наших «чудес» быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.Итак, я приглашаю вас сесть на стульчики.Опыт №1 «Дождик в стакане воды»Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.Белая вата плывет куда-то, Чем вата ближе,Тем он ближе.Дети: Дождик и облако.Воспитатель: - Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде Дети: (ответы детей).Воспитатель: - Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности. Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе? Дети: (ответы детей).Воспитатель: правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам.- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком (опыт сопровождается шумом дождя).- Что происходит? Дети: (ответы детей).Вывод: капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.Опыт №2 «Радуга в стакане воды»Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.На минуту в землю вросРазноцветный чудо-мост.Чудо-мастер смастерилМост высокий без перил. Дети: Радуга. (в руках у воспитателя появляется изображение радуги).Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?Дети: на небе.Воспитатель: когда она появляется?Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.Воспитатель: из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей).Воспитатель: Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу- только из четырех цветов – в пробирке. И, конечно же, независимо от погоды. И сейчас я вас этому научу. Воспитатель просит налить в чистую пробирку воду слоями с помощью воронки: синюю, красную, зеленую и желтую краску. Что происходит? Дети: (ответы детей)Воспитатель: Вода смешивается.- Не расстраивайтесь мои юные волшебники. Сейчас мы с вами при помощи сахара попытаемся сделать радугу. Итак, для нашего волшебства понадобятся: вода, стеклянные стаканчики, сахар, краски, ложечка и пробирка.Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.Теперь самое интересное. Возьмите шприцы и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку при помощи шприца начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.В пробирке образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? Дети: (ответы детей)Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.- В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)Воспитатель: В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.- В каком стакане было меньше всего сахара?Дети: В красном.Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а синяя жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.Воспитатель: Не устали? А теперь, давайте немного отдохнем.ФизкультминуткаЗдравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон)Разноцветный мостик! (Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют поклон).Принимай нас в гости. (Идут на месте, подняв руки).Мы по радуге бегом Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).Через радугу-дугу Перепрыгнем на бегу (делают четыре прыжка на носках) И опять бегом, бегом Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).Опыт №3 «Водяной вулкан»Воспитатель: А какой следующий волшебный фокус будет, вы догадаетесь после моей загадки.Бьёт источника фонтан,Струя до поднебесья.В соседях с ним живёт вулкан,Фонтан вам тот известен. (Гейзер) - Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан, т. е. гейзер! Вы знаете, что такое гейзер? Дети: (ответы детей)Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли.- Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать! Приглашаю помощников.Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, выливает в кратер воду и гейзер извергает шипучий фонтан. Что происходит? Дети: (ответы детей).Воспитатель: При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.Воспитатель: Ребята, вы стали настоящими волшебниками, и вам предстоит разгадать еще одну тайну. Подойдите, все к столам. (На столе стоят баночки с обычной прозрачной водой и лежат картинки).- Как вы думаете, сможем ли мы, используя воду, сделать картинку цветной? Дети: (предположения детей)Воспитатель: - Чтобы расколдовать картинку, мы должны взять волшебную кисточку и произнести заклинание: «Вода. Водица помоги!»Дети сырой кисточкой проводят по картинке Воспитатель: Ребята, как интересно! Что произошло с картинками? Дети: (ответы детей)Воспитатель: Да они стали цветными. Вот ребята вода-волшебница помогла вам расколдовать картинки. Как вы думаете, почему картинки стали цветными? Дети: (предположения детей).Воспитатель: Краска изначально была нанесена на листы бумаги, а вода помогла их сделать яркими и красочными.- Ребята, нам пора возвращаться домой из волшебной страны, но я к вам обещаю, что мы побываем здесь еще в ни раз.Воспитатель просит детей встать в круг, берет волшебную палочку (считаем от 5 к 0), дети закрывают глаза, воспитатель снимает костюм волшебника.Итог мероприятияВоспитатель: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? Дети: (Ответы детей).