"Работа над музыкальным произведением в классе баяна"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Работа над музыкальным произведением в классе баяна"
Автор: Шакирова Лейсан Фандусовна

Место проведения: МБОУ ДО «ДШИ№1» г.Альметьевск Предмет: Урок специального баянаПреподаватель: Шакирова Лейсан ФандусовнаТема урока: Работа над музыкальным произведением в классе баяна Цель урока: Раскрыть художественный образ музыкальных произведений.Задачи урока: 1.Образовательные.-дать определение понятию «художественный образ произведения», научиться раскрывать замысел произведения;-обучение навыкам, умениям играть музыкальные произведения с тщательным слуховым контролем.2.Воспитательные.-воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям. -формирование навыка конструктивного и творческого общения обучающегося с преподавателем.3.Развивающие.-развивать образное мышление, художественное воображение-развитие слухового восприятия музыки, эмоциональное отношение к исполнению изучаемых музыкальных произведений. 4. Здоровьесберегающая- правильная посадка, положение рук, корпуса, установка инструмента. Место урока в системе уроков:Работа над содержанием и качеством исполнения.Тип урока: обобщение и закрепление.Структура урока:1.Организационный момент.2.Теоретические сведения.3.Работа над произведениями.4.Подведение итогов урока. 5.Домашнее задание.Оборудование: Баян, пульт, ноты, стулХод урока:1.Организационный момент.Сегодня мы проводим открытый урок по теме: «Работа над музыкальным произведением в классе баяна» с учеником ___ класса народного отделения, обучающегося по ___________ программе, ___года ( ФИО ).Правильная посадка обучающегося за инструментом, правильные положения правой и левой рук.2. Теоретические сведения.Учитель: - Родион, сегодня на уроке мы с тобой поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»?Ученик: - (ответ ученика)Учитель: - Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности. А это-лад, ритм, метр, темп, динамические оттенки, (ведение меха), тембр, мелодия, гармония.Нужно особо обратить внимание на ведение меха.  В нашем инструменте это тоже очень важное средство музыкальной выразительности.Итак, работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.Хорошо, сегодня на уроке мы на примере твоих пьес проследим становление, выражение музыкального образа.3.Работа над произведениями.1.Р.Сабитов «Залида»Учитель: - Пьеса называется «Залида» а что это или кто это, как ты думаешь?Ученик: - (ответ ученика)Учитель: - Правильно Родион. Это татарская народная песня, где поется о молодой, красивой девушке. Эту песню еще называют татарская плясовая песня. Как ты думаешь, почему она народная? Ученик: - (ответ ученика)Учитель: - Эту песню придумали люди, народ, а авторов раньше не указывали, к сожалению, и она настолько понравилась людям, что она стала татарская народная плясовая песня. Какая форма произведения?Ученик: - (ответ ученика).Учитель: - Что означает слово «Вариация»?Ученик: - (ответ ученика).Учитель: - Давай определим, где в пьесе «Залида» тема, а, где вариации и сколько их?Ученик: - (ответ ученика).Учитель: - Какой темп у произведения?Ученик: - (ответ ученика).Учитель: - Каким штрихом просят нас тут играть?Ученик: - (ответ ученика).Учитель: - А еще тут есть акцент, ударение.Ученик: - (ответ ученика).Работа над звукомФразировка, динамикаПравильная смена меха2.С. Бредис «Считалочка»Учитель: - Родион, пьеса Сергея Бредиса называется «Считалочка». Сергей Бредис писал песни для детей и это пьеса получается детская. Считалочку, где обычно используют?Ученик: - (ответ ученика). Учитель: - В каком темпе ты будешь играть пьесу?Ученик: - (ответ ученика) .Учитель: - Сколько частей в этой пьесе?Ученик: - (ответ ученика). Учитель: - А если тут одинаковые части, как ты думаешь, и если есть в чем сходство и в чем различия?Ученик: - (ответ ученика).Работа над звукомФразировка, динамикаПравильная смена меха4.Подведение итогов урока. После исполнения произведений беседа с учеником над тем, что происходит с основным образом, его характером. Какую роль играют темп, динамические оттенки,  ритм, штрихи, цезурыПриходят к выводу – средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.При изучении произведений ученик осознает стилевые особенности музыки, проникает в понимание интонации, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, метро – ритмические особенности, учится «думать вперед».5.Домашнее задание.Отработать каждый раздел в произведениях предложенными приемами, поработать над штрихом и направлением в мотивах; над верной сменой меха, и ровным звуковедением при игре двумя руками;  достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образов.