«ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
Автор: Шарапова Ирина Александровна
ДОКЛАД: «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»Подготовила : Шарапова И.А.ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Вся наша жизнь — личная и общественная, трудовая и семейная строится на общении, на коммуникации. Грамматику человеческого общения мы «проходим» всю жизнь, где бы и с кем бы ни были: дома, на работе, в магазине, в транспорте, в гостях, с родственниками, соседями, друзьями и людьми совершенно не знакомыми. Общение — это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей друг с другом, с природой, с животным миром и, конечно, с самим собой. Общение более всего влияет на процесс формирования личности, и поэтому оно связано с воспитанием, взаимодействием человека с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлеченными в этот процесс. И если педагог будет знать механизмы восприятия человека человеком в процессе общения, то сможет разумно управлять воспитательным процессом через общение, предвидеть его результаты. Потребность в общении закладывается в человеке изначально, генетически, как естественное условие существования человека общественного и разумного. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание. Значение человеческого общения настолько велико, что нехватка его может оказаться для человека роковой. Младенцы, лишенные в течение длительного времени возможности общаться с другими людьми, постепенно деградируют и погибают. Сенсорная депрессия может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений.Общение в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Среди них:- коммуникативная — обеспечение связи между людьми; информативная — обогащение людей знаниями, умениями и навыками;- психотерапевтическая — предоставление возможности одним, одаренным и подготовленным индивидам, оказывать на других оздоровляющее влияние;- педагогическая — формирование сознания, организация деятельности и отношений детей и молодежи;- гедонистическая — введение человека в процессе общения в состояние духовного удовлетворения, наслаждения;- нравственно-эстетическая — умиротворение тревожного чувства человека, переживание чувства красоты. В жизни человека общение выполняет множество функций, но их можно свести, по мнению Б. Ф. Ломова, к трем разновидностям:1) информативно-коммуникативная;2) регуляторно-коммуникативная;3) аффективно-коммуникативная. Если же рассматривать общение с точки зрения его значения в общественной жизни, то можно выделить и такие функции: общение как фактор развития общества и как фактор развития личности. В структуре общения, по мнению Г. М. Андреевой, можно выделить три аспекта: 1) коммуникативный (обмен информацией); 2) интерактивный (обмен действиями и организация взаимодействия между партнерами); 3) перцептивный (взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания). Общение — это потребность каждого человека. Но есть люди, для которых общение является профессиональной необходимостью. К этой категории относятся, прежде всего, педагоги. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов, сложнейшим из них является общение. Через живое и непосредственное общение педагога с воспитанником осуществляется главное в педагогической работе — воздействие личности на личность. Психолого-педагогической наукой доказано, что эффективность воспитания зависит от того, насколько педагог сумеет вызвать положительное отношение воспитанника к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений общения. Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысливается и программируется педагогами. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Оно становится живой тканью учебно-воспитательного процесса, целенаправленным духовным взаимодействием педагогов и воспитанников. Педагогическое общение — это психологическое, состояние педагога и воспитанника, во время которого между ними образуется духовная, внутренняя взаимосвязь, «взаимное чувствование». В современных условиях изобилия источников и массы информации общение становится главным механизмом обучения: получения, анализа, отбора, переработки и усвоения знаний и навыков. Педагогическое общение занимает одно из приоритетных мест и среди механизмов воспитания. С его помощью в процессе делового взаимодействия обнаруживаются особенности восприятия ребенком окружающей среды, которые закрепляются в системе отношений и проявляются в свойствах и качествах личности. В целом подвижная, изменчивая, противоречивая, трудно управляемая сфера общения, состоящая из обмена мыслями, чувствами и переживаниями, отношениями, является, тем не менее, духовно- психологической основой педагогического процесса, той главной сферой, в которой и через которую реализуются законы и принципы, правила воспитания, активно работают механизмы формирования личности, обучения и образования. Педагогическое общение — это целостная система приёмов и навыков социально-психологического взаимодействия педагога с воспитанниками, коллегами, родителями, администрацией, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, так и в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений со студентами с помощью различных коммуникативных средств.Список используемой литературы1.Детская практическая психология. Под редакцией проф. Марцинковской Т. Д. Москва, 2001г, С.122-1272.Зимняя И. А. Педагогическая психология - Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. Москва, 2000. С. 2773. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1987 г., С. 474. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. – 1985 г, С. 85-885.Коджаспирова Г.М.. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. Москва, 2008, С. 167-169.