Мини - музей на полочке


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мини - музей на полочке
Автор: Т.В. Мизева

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 22» г. ПермиПроект«Мини-музей на полочке «Предметы быта в русской избе» (старшая группа) Воспитатели: Мизева Т.В., Русинова Ж.С., логопед Шумихина Е.А.Пермь - 2025г.Введение1.Введение:……………………………………………………………………1 стр.2.Пояснительная записка: …………………………………………………...2 стр.3.Актуальность: ………………………………..…………………………….3 стр.4.Цель и задачи: ………………………………………..…………………….4 стр.5.Структура: ……………………………………………………………………..(Вид проекта, сроки реализации проекта, участники проекта, формы реализации проекта, создание и размещение мини-музея, подготовительный этап, практический этап, заключительный этап, интеграция образовательных областей, результат проектной деятельности, план реализации проекта) ……………………………………………………………………………….5-7 стр.6.Приложения: ………………………….………………………………….8-10 стр.1Пояснительная записка: Дошкольный возраст самое лучшее время для приобщения детей к национальной культуре. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность. Повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной. Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре. В рамках модернизации образования акцент делается на личностно- ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, радости от собственных открытий, формирования начала личности, развития его индивидуальности. Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно- речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе.Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению детей с бытом и укладом жизни, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.2Актуальность: В нашей повседневной жизни в семье, в гостях, на улице дети окружены в основном современными вещами, современной музыкой.Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта прошлого одна из серьезных проблем современности. Необходимо уже с дошкольного возраста развивать у детей осознание и принятие культуры своего народа, культуры, созданной и оберегаемой целыми поколениями, воспитывать бережное к ней отношение.Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.Воспитатели сегодня редко вывозят за пределы дошкольного учреждения своих воспитанников по самым разнообразным причинам организационного характера. А вот создание интересного музея в одной из групп нашего дошкольного образовательного учреждения позволило решить данную проблему.Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей на полочке». Особенность создания мини-музея состоит в том, что музей всегда находится в свободном доступе для ребенка и его можно пополнять. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей. Это новое направление активизирует развитие всесторонней деятельности. «Мини-музей на полочке «Предметы быта в русской избе» в группе ДОУ» в соответствии с веяниями времени всегда актуален - он не предполагает скучного и затянутого лектория. «Мини – музей» позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует помимо патриотического воспитания, формированию нравственной готовности дошкольников к изменениям в социальном мире, где ребенок стремится к активному участию в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строит с учетом собственного внутреннего мира. Идея создания музея возникла из-за отсутствия достаточного места в помещении группы для размещения той или иной тематической выставки.3Цель и задачи:Цель проекта: создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.Задачи проекта:
  • Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
  • Обогащать воспитательно - образовательное пространство новыми формами работы с детьми и их родителями;
  • Формировать представление о Родине как месте, где человек родился;
  • Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье;
  • Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки;
  • 4Структура проекта:Вид проекта: познавательный, творческий.Сроки реализации проекта: ноябрь февраль 2025 г.Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.Формы реализации проекта:
  • познавательно-игровые занятия;
  • занятия-экскурсии;
  • беседы;
  • продуктивная деятельность
  • Создание и размещение мини-музея : В создании музея принимали участие не только педагог, но и родители группы. В процессе создания мини-музеев педагогу и детямдетского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников и роли музееведов. Всю работу можно разделить на три этапа. Мини-музейразмещен на полочках и занимает небольшой уголок, который привлекает к себе внимание не только детей, но и взрослых. Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать. После определения места размещения музея мы с воспитанниками группы определились с его профилем и направлениями работы. Выбор направлений рассматривали с точки зрения актуальности, возможности включения в работу музея каждого ребенка.Находясь постоянно в игровом пространстве, мини-музей позволяет сохранять к нему интерес и не утомляет детей. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании нашего музея учитывали эту особенность и чем младше возраст, тем с коллекцией больше можно действовать. В процессе создания коллекций дети постепенно становились активными участниками, что способствовало стимулированию их познавательной активности. Деятельный этап работы был самый значимый. В нем постарались использовать все методы работы с детьми.Ведущей деятельностью является игра, ребенок не только смотрит, но и прикасается, производит познавательную деятельность, он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть вблизи, произвести действия с экспонатом, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, заинтересованность помогает легче усваивать материал. «Мини-музей на полочке» помог практически претворить в жизнь самые свежие педагогические идеи и методики, стал одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с детьми. Практика показала, включенность музея в общеобразовательный процесс - способствует формированию нравственной готовности человека, к стремительным изменениям в мире, быть участником происходящих социальных преобразований.5Структура проекта:1.Подготовительный этап.В начале учебного года педагогический коллектив одобрил предложение методической службы ДОУ о разработке проекта «Мини-музей в детском саду» и проведение конкурса «Лучший мини-музей». Коллектив каждой группы: дети, воспитатели и родители должны были определить тему и название мини-музея, разработать его модель, выбрать место для размещения. Методическая служба разработала критерии конкурсана «Лучший мини-музей» которые были обсуждены с педагогическим коллективом ДОУ. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.Работа началась с планирования предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;- Изучение литературы по музейной педагогике.- Разработка модели мини-музея на полочке.- Разработка паспорта музея «Русская изба».2. Практический этап (этап реализации проекта).- Создание экспозиций в мини-музее.- Создание макета «Русская изба»- Разработка конспекта экскурсии в мини-музее.3. Заключительный этап (презентация результатов проекта)- Экскурсия в мини-музей- Открытое занятие для родителей.- Участие в конкурсе «Музей на полочке» Интеграция образовательных областей.В данном проекте осуществлялась интеграция следующих образовательных областей:«Художественное творчество» (лепка) лепка продуктов для мини музея;«Познание» дать представление о родном крае, его достопримечательностях, об истории 6родного народа.«Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;«Музыка» - знакомство детей с русским - народным фольклором. Результат проектной деятельности:- Формирование таких нравственных понятий, как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.- Развитие инициативы, сообразительности, потребности в общении, эстетического вкуса.- Заинтересованность родителей к проекту, к истории родного края.- Повышение профессионального мастерства педагогов.- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.Мини-музей на полочке стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды группы. Он позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет мини-музея может подсказать тему 7для интересного разговора.Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.Надеемся, что дальнейшем наши дети с большим удовольствием будут пополнять музей разными атрибутами, сделанными своими руками.План реализации проекта- Создание мини-музея Подбор экспонатов Создание макета избы- Музей на полочке. Участие в конкурсе детского сада;- Знакомство с русским бытом. Экскурсия в музей;- Знакомство с русским фольклором Прослушивание песен, заучивание потешек;- Народная кукла Мастер-класс по изготовление кукол;- Украсим посуду Занятие по художественному творчеству;- Изготовление кукол. Занятие по художественному творчеству;- В мире сказки Театральный досуг;- Самые добрые сказки Чтение художественной литературы. 7 Приложение 1Краткий конспект экскурсии.Экскурсовод: сегодня мы с вами побываем в мини музее - Русской избы. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Ответы детей).(Экскурсовод и дети рассматривают картинки с изображением русской избы). А Сейчас мы с вами побываем в русской избе (идут в мини - музей). В старину дом на Руси называли избой. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклониться хозяевам. Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.Большую часть избы занимает печь.  «Без печи изба - не изба», говорили в старину. Печь ставили посреди горницы. О ней говорили «Печь – всему голова», голова – значит самая главная. А как вы думаете, для чего нужна печка? (Ответы детей). Правильно, чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней. Печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля, Где, там в печке уголек Кашу сварит…. (Чугунок). Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун- это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался. Вот про него загадка: Не бык, а бодаетНе ест, а еду хватает. Что схватит - отдает, А сам в угол идет. ( Ухват.) Смотрите, как я ставлю чугунок в печь.(чугунок и прихват слеплены из пластилина). А теперь давайте вы попробуете достать из печи. (Дети достают). А еще на печке спали. Там было тепло. А еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял Выпуская жаркий пар Древний чайник… ( Дети Самовар, сделан из пластилина). Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Есть у меня для вас еще загадки: послушайте: «Всех кормлю с охотою, а сама буротая» (ложка деревянная). (Дети отгадывают загадку). Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: 8«Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянная ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена». А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом. Вместо шкафа в избе стоял сундук. Далее экскурсовод рассказывает об оставшиеся предметах избы….. (Дети слушают). В заключении экскурсовод говорит: Русский народ всегда был очень гостеприимным, своих гостей хорошо принимал да сладостями угощал, и я вас угощу сладостями (Экскурсовод угощает детей леденцами).Приложение 2Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Русская изба».ЦельПознакомить детей с интерьером русской избы, предметами русского быта малой РодиныЗадачи:- Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм;- Вызвать интерес к русским традициям; к предметам прошлого;- Научить детей делать народную куклу-оберег «день-ночь».Оборудование: материал разноцветная ткань для изготовления куклы; ленты для игры; схема русской избы; карточки с изображением предметов русской старины; презентация «русская изба», интерактивная доскаХод ханятия:-Давным-давно, в далекие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство наше называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве , а не в Москве как сейчас. И город наш Смоленск стоял на берегу Днепра, только был он не такой большой ,как сейчас, а умещался весь внутри нашей крепостной стены.-Ребята, скажите, а что такое «старина»? (Ответы детей) Это то, что было до нас , в далекие времена.Умный, сильный наш народСвою землю бережет.А преданья стариныЗабывать мы не должны!-И в старину, и в наше время у каждого человека должен быть дом. Для чего человеку дом? (Ответы детей)-Почему говорят «В гостях хорошо, а дома лучше»? (Ответы детей)-Трудно преуменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей. Уже в глубокой 9древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага. Русская народная пословица гласит « Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Что это значит? (Ответы детей)-Ребята, сейчас мы с вами посмотрим как выглядела русская крестьянская изба, какие предметы быта в ней были и для чего они служили. (Просмотр презентации «Русская изба»)Физкультминутка: За дровами мы идем… картотека).- Ребята, а теперь посмотрите, какие у меня есть карточки. На них изображены те предметы быта, которые мы видели в русской избе. Сейчас вы будете находить карточку с тем предметом, о котором я вам расскажу и располагать ее на схеме избы. Сначала я попрошу вас найти «красный угол».(Дети находят карточку и располагают ее на схеме.)-Красный угол от слова «красивый» располагался в переднем углу дома. Что мы увидели в красном углу? (Ответы детей)-Летом спитЗимой горит,Рот открывает,Что дают-глотает. (Печь) Дети находят карточку и располагают ее на схеме.Печь была центром избы. В одной избе она белая, в другой - расписная. Ее украшали особенно тщательно. Печь кормила семью , согревала дом, на ней спали детки, старики и даже мылисьечь находилась напротив «красного угла».-Не бык, а бодает,Не ест, а еду хватает,Что схватит-отдает.А сам в угол идет. (Ухват) Дети находят карточку и располагают ее на схеме.-Выпускает жаркий парДревний чайник…(Самовар). Дети находят карточку и располагают ее на схеме.-Пространство у печи- женская половина, «бабий кут». Здесь все, чем заведовала женщина, хозяйка дома.Мы уже поставили сюда ухват, самовар. Чего не хватает? (Кувшины, утюг, коромысло) Дети находят карточку и располагают ее на схеме.-Ножек четыре, шляпок одна, нужен, коль станет обедать семья. (Стол) Дети находят карточку и располагают ее на схеме.Стол- одна из основных частей избы. Его называли «белая ладонь», по нему нельзя было лазить, садиться на него. Это место семейной трапезы.-От двери до боковой стены располагалась лавка. (Дети находят карточку и располагают ее на схеме.)-Рядом с лавками стояли сундуки. (Дети находят карточку и располагают ее на схеме.)-Лавки и сундуки были спальными местами. Какая карточка осталась? Что это? Это светец- в него вставляли деревянную палочку, которую поджигали-лучину для освещения комнаты.-Вот такая изба у нас получилась. А еще люди в старину любили играть в игры.Хороводная игра. Вышел Ваня погулять (картотека).10