"Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Автор: Рываева Ирина Фёдоровна
Статья. «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».МДОБУ «Детский сад «Теремок»пос.Колтубановский, Бузулукского р-на Оренбургской областиВоспитатель: Рываева И.Ф.«Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Математика как наука постоянно развивается, а значит и самые азы познания этой науки не могут оставаться однообразными.Математическое развитие способствует развитию умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должен развиваться устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. Но как же можно с интересом получать хорошие знания? Большое значение восприятия математических представлений имеет педагогическое руководство со стороны взрослого. И как сможет педагог на начальном этапе развития детей представить это знакомство, таким и будет представление «…царицы всех наук». Для того чтобы элементарное представление точной науки было интересным, а может даже и захватывающим, педагогу необходимо идти в ногу со временем, вооружаться современными знаниями, даже где-то «быть похожим на пытливых и любопытных дошколят», но при этом уметь дать ответ на всегда задаваемые вопросы. Какой же вариант для развития интереса к математическим представлениям является приоритетным? Конечно, игра. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - отмечал в своих работах В.А.Сухомлинский. Так с чего же начать? Конечно с игровых приёмов, которые обогащают новые представления о математике, происходит знакомство с новыми понятиями и закрепление с хорошо знакомыми, закрепляются знания, активизируется мыслительная деятельность, дети отрабатывают умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать.Дидактические игры необходимы в обучении и воспитаниидетей дошкольного возраста, которые целенаправленно направляют развитие детей на творческую деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять ихпредставления о количестве, величине, геометрических фигурах, учаториентироваться в пространстве и во времени.А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Намнеобходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формойусвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общемуразвитию ребенка». Дидактические игры отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей всех возрастных групп. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую. Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование, игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры При обучении началам математики педагоги широко используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:1. Игры с цифрами и числами (игры обучают детей счету в прямом и обратном порядке)2. Игры путешествие во времени (служит для знакомства детей с днями недели, месяцами)3. Игры на ориентирование в пространстве (дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому)4. Игры с геометрическими фигурами (ознакомления детей с формой предметов)5. Игры на логическое мышление (развитие интеллектуальных способностей)Для детей младшего и среднего дошкольного возрастов в основном используется три группы дидактических игр и упражнений:- на усвоение особенностей геометрических фигур. Например, «Назови геометрическую фигуру», «Домино фигур», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек»;- сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. Например, «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди то, что я тебе покажу», «Магазин», «Поручения»;- анализ сложной формы: «Выкладывание орнамента», «Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Склеим чайник», «Составь целое из частей», «Изменилось ли?».В старшей и подготовительной к школе группе можно провести игры и упражнения со следующим содержанием:- ознакомление с разновидностями геометрических фигур;- овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов (найди такой же узор, найди по описанию, кто больше увидит, у кого такая же игрушка, найди на ощупь);- аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов («Мы составляем петрушку», «Мастер с молотком», «Выложи из цветной мозаики», «Придумай сам» и др.);- развивающие игры: «Фабрика», «Обручи», «Дерево» и др. (А. А. Столяр). Ценность таких игр-упражнений в том, что у детей формируется внутренний план деятельности, план представлений. Ребенок может предусматривать будущие изменения ситуации, наглядно представлять разные преобразования и смену объектов. При этом, как отмечают психологи, у старших дошкольников познавательная активность сопровождается часто проговариванием вслух. Важно, чтобы воспитатель правильно организовывал эту активность на выделение существенных признаков и отношений в данной деятельности.Игры на логическое мышление: Блоки Дьенеша. В играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина). Своеобразие логических кубиков - это возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям. Логические блоки Дьенеша способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать.Цветные палочки Кюизенера помогают детям усвоить различные абстрактные понятия. Дети узнают, что у каждого цвета палочки своё число, усваивают правило построения числового ряда, состав числа из двух меньших чисел. Палочки Кюизенера способствуют решению задачи на формирование понятий «левее», «правее», «между», позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают самостоятельность в поиске способов действия с материалом.Игры плоскостного моделирования: это такие игры как «Тантрам», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др. Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающих от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры. Из «Колумбова яйца» - силуэты птиц, людей. А «Волшебный круг» даёт возможность составлять ракеты, человечков, птиц и другие фигуры. Опыт использования различных игровых приёмов с дошкольниками показал, что у детей повышается познавательный интерес, активизируется мыслительная деятельность, развивается память, внимание, логика рассуждений, повышается творческий подход к деятельности.