Открытый урок по ОРКСЭ "Праздники и календари".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок по ОРКСЭ "Праздники и календари".
Автор: Жукова Евгения Александровна
Урок ОРКСЭ, модуль: Основы мировых религиозных культур
Тема: Праздники и календари
Тип урока: комбинированный
Личностные целевые ориентиры:
- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий
Личностные результаты:
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Метапредметные целевые ориентиры:
-способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;
- способствовать формированию умений смыслового чтения текста
- совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение на основе текста выделять особенности культурных явлений (праздников)
- развитие коммуникативных умений работы в группах
- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли
- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи
Предметные целевые ориентиры:
- познакомить с традициями праздников в религиях мира
Предметные результаты:- формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках.
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Урза-байрам. Дунчод-хурал. Салгаалган.
Межпредтметные связи: история, МХК, обществознание, география
Оборудование: раздаточный материал, ватман, клей, презентация, маркеры, конверт с иллюстрациями.
Тип урока : Комбинированный
Ход урока
Организационный момент и эмоциональный настрой на урок
Актуализация знаний:
Выделение темы урока и постановка цели
Посмотрите ролик (фейерверк).
-Скажите, в каких случаях мы могли бы увидеть подобное зрелище. (Предполагаемые ответы детей: фейерверки запускают на праздники, поэтому мы будем говорить о праздниках) Какие бывают праздники? (семейные, государственные, детские, народные, спортивные, международные, национальные и т.д.)
- А в рамках нашего предмета нас интересуют прежде всего какие праздники?.......
- Правильно, ребята, религиозные!
- Кто знает, что такое религиозный праздник? (работа со словарями)
ПРАЗДНИК. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений. Словарь Ожегова
ПРАЗДНИК 1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). 2. день торжества в память какого-н. выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. 3. Официально установленный общий день отдыха 4. Веселье, бал, устраиваемый кем-н. 5. День массовых игр, развлечений 6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-н. важным, приятным событием, удачей и т. п. Словарь С.А. Ушакова
В мире существует очень много различных религий и все они имеют большое количество своих религиозных праздников. У каждой религии свои ритуалы, традиции и обряды, сопровождающиеся грандиозными празднествами.
Давайте поиграем в игру Верите ли вы, что…
Заполним таблицу, поставьте + и - в колонке "В начале урока" напротив утверждений
(Ученики индивидуально заполняют таблицы)
Утверждения
В начале урока
В конце урока
В каждой религии свои праздники?
Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
Сагааган – буддийский Новый год?
Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?
В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?
Символ пасхи – крашеные яйца?
-В каких вопросах вы точно не сомневаетесь и считаете, что правильно ответили?
- Почему вы уверены в правильности ответов?
-А в каких вопросах сомневаетесь?
Освоение новой темы:
Предлагаю вам сегодня побыть исследователями и, поработав в группах, представлять праздники одной из известных нам религий.
План работы для всех групп:
1. Внимательно прочитайте текст учебника, по той религии, которую выбрала ваша группа.
Иудейские праздники стр. 62-63
Православные праздники стр. 63 - 65
Исламские праздники стр. 65-66
Буддиские праздники стр. 66-67
2. Выделите карандашом названия основных праздников
3. Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к праздникам вашей темы (религии). (Приложение 1)
4. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.
5. Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились.
Класс делится на 4 группы, капитаны вытягивают по жребию название религии, которую будут изучать его соратники. В результате групповой работы учащиеся. используя плакаты, рассказывают о праздниках. Учитель сопровождает выступления групп презентацией.
Закрепление:
Назовите праздник по трем словосочетаниям.
*Крашеные яйца, омовение ног, Тайная вечеря (Пасха)
*Иоанн Креститель, река Иордан, святая вода (Крещение)
*Священная Тора, гора Синай, молочные продукты (Шавуот)
*Запрет на пролитие человеческой крови, совершить хадж, жертвенный барашек (Курбан-Байрам)
Рефлексия:
Вернемся к нашей таблице и заполним столбик "В конце урока", поставьте теперь + и - напротив утверждений. Есть ли изменения? Какие? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели на уроке? (Дети заполняют таблицу)
Домашнее задание:
Выберите одно задание из предложенных:
- подготовить рассказ-рассуждение на тему: Какой смысл несут праздники традиционных религий России? (вопрос на с. 67)
- нарисовать рисунок, изображающий празднование какого-нибудь религиозного праздника
- составить кроссворд из 5 слов по теме.
Утверждения
В начале урока
В конце урока
В каждой религии свои праздники?
Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
Сагааган – буддийский Новый год?
Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?
В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?
Символ пасхи – крашеные яйца?
Утверждения
В начале урока
В конце урока
В каждой религии свои праздники?
Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
Сагааган – буддийский Новый год?
Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?
В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?
Символ пасхи – крашеные яйца?
Название религии
Название праздника
Событие, с которым связан данный праздник
Христианство
День рождения Иисуса
Светлое Христово Воскресенье
Праздник, прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа
Ислам
Праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови
Праздник окончания поста
День рождения пророка Мухаммада
Буддизм
День рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды
Буддийский Новый год
Иудаизм
Освобождение еврейского народа из египетского рабства
Праздник дарования еврейскому народу Десяти заповедей на горе Синай
Праздник свечей у евреев
Название религии
Название праздника
Событие, с которым связан данный праздник
Христианство
День рождения Иисуса
Светлое Христово Воскресенье
Праздник, прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа
Ислам
Праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови
Праздник окончания поста
День рождения пророка Мухаммада
Буддизм
День рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды
Буддийский Новый год
Иудаизм
Освобождение еврейского народа из египетского рабства
Праздник дарования еврейскому народу Десяти заповедей на горе Синай
Праздник свечей у евреев
Название религии
Название праздника
Событие, с которым связан данный праздник
Христианство
День рождения Иисуса
Светлое Христово Воскресенье
Праздник, прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа
Ислам
Праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови
Праздник окончания поста
День рождения пророка Мухаммада
Буддизм
День рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды
Буддийский Новый год
Иудаизм
Освобождение еврейского народа из египетского рабства
Праздник дарования еврейскому народу Десяти заповедей на горе Синай
Праздник свечей у евреев
Религия
Праздники
Иудаизм
Православие
Буддизм
Ислам
Религия
Праздники
Иудаизм
Православие
Буддизм
Ислам
Религия
Праздники
Иудаизм
Православие
Буддизм
Ислам
Христи-
анство
Ислам
Иудаизм
Буддизм
План работы для всех групп:
1. Внимательно прочитайте текст учебника, по той религии, которую выбрала ваша группа.
Иудейские праздники стр. 85-87
Православные праздники стр. 87 - 89
Исламские праздники стр. 89-90
Буддиские праздники стр. 91-92
2. Выделите карандашом названия основных праздников
3. Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к праздникам вашей темы (религии). (Приложение 1)
4. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.
1.
2.
3.
4.
5. Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились.
План работы для всех групп:
1. Внимательно прочитайте текст учебника, по той религии, которую выбрала ваша группа.
Иудейские праздники стр. 85-87
Православные праздники стр. 87 - 89
Исламские праздники стр. 89-90
Буддийские праздники стр. 91-92
2. Выделите карандашом названия основных праздников
3. Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к праздникам вашей темы (религии). (Приложение 1)
4. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.
5. Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились.
План работы для всех групп:
1. Внимательно прочитайте текст учебника, по той религии, которую выбрала ваша группа.
Иудейские праздники стр. 85-87
Православные праздники стр. 87 - 89
Исламские праздники стр. 89-90
Буддийские праздники стр. 91-92
2. Выделите карандашом названия основных праздников
3. Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к праздникам вашей темы (религии). (Приложение 1)
4. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.
5. Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились.
План работы для всех групп:
1. Внимательно прочитайте текст учебника, по той религии, которую выбрала ваша группа.
Иудейские праздники стр. 85-87
Православные праздники стр. 87 - 89
Исламские праздники стр. 89-90
Буддийские праздники стр. 91-92
2. Выделите карандашом названия основных праздников
3. Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к праздникам вашей темы (религии). (Приложение 1)
4. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.
5. Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились.
1.
Библия, храм, икона, коран, Иисус Христос
2.
Коран, мечеть, мантра, Махаммад
3.
Типитака, Будда, Стена, плача, Пагода
4.
Танах, Стена плача, Синанога, алтарь
1.
Библия, храм, икона, коран, Иисус Христос
2.
Коран, мечеть, мантра, Махаммад
3.
Типитака, Будда, Стена, плача, Пагода
4.
Танах, Стена плача, Синанога, алтарь
1.
Библия, храм, икона, коран, Иисус Христос
2.
Коран, мечеть, мантра, Махаммад
3.
Типитака, Будда, Стена, плача, Пагода
4.
Танах, Стена плача, Синанога, алтарь
1.
Библия, храм, икона, коран, Иисус Христос
2.
Коран, мечеть, мантра, Махаммад
3.
Типитака, Будда, Стена, плача, Пагода
4.
Танах, Стена плача, Синанога, алтарь
1.
Библия, храм, икона, коран, Иисус Христос
2.
Коран, мечеть, мантра, Махаммад
3.
Типитака, Будда, Стена, плача, Пагода
4.
Танах, Стена плача, Синанога, алтарь
Утверждения
В начале урока
В конце урока
1. В каждой религии свои праздники?
2. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3. Сааган – буддийский Новый год?
4. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
5.Курбан-байран – праздник жертвопри ношения?
6. В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?
Утверждения
в начале урока
в конце урока
1. В каждой религии свои праздники?
2. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3. Сааган – буддийский Новый год?
4. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
5.Курбан-байран – праздник жертвопри ношения?
6. В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?
Утверждения
в начале урока
в конце урока
1. В каждой религии свои праздники?
2. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3. Сааган – буддийский Новый год?
4. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
5.Курбан-байран – праздник жертвопри ношения?
6. В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?