Методические рекомендации по проведению учебных занятий по теме: плетение оберега «Мандала».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по проведению учебных занятий по теме: плетение оберега «Мандала».
Автор: Рыжук Снежана Николаевна

Методические рекомендации по проведению учебных занятий по теме: плетение оберега «Мандала».3.1 Цели и задачи.Целью занятий данным видом изобразительного искусства служит:
  • развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей; создание условий для самореализации в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; знакомство с творчеством народных умельцев.
  • Работы в технике плетения оберега «Мандала» несут в себе определённый блок задач.
  • Блок задач по развитию у детей математических представлений:
  • дать понятие о разных углах; величине, длине сторон, об окружности, хорде разной длины;
  • упражнение детей в количественном и порядковом счёте;
  • закреплять знание направлений: вверху, внизу, слева, справа;
  • дать понятие о середине, центре, вершине, крае;
  • дать опережающие знания по теме: «Замечательные кривые» (астроида, кардиоида, и др.)
  • развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, образное мышление.
  • Речь идёт не только о геометрических фигурах, а также о композиции их орнамента.
  • Блок задач по умственному воспитанию:
  • развивать абстрактное мышление;
  • обучить плоскостному моделированию
  • закреплять понятие «зеркальное изображение»;
  • развивать креативность, нестандартный подход к передаче изображения или внутреннего ощущения.
  • Блок задач по сенсорному развитию:
  • развивать цветовое восприятие: понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону;
  • научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия
  • Блок задач по трудовому воспитанию:
  • научить детей владеть ниткой, ножницами;
  • научить детей аккуратно выполнять свою работу.
  • Набор инструментов зависит от поставленной фантазии исполнителя. Обучить ребёнка технологическим операциям и, прежде всего, творческому подходу к любой работе.
  • Блок задач по физическому воспитанию:
  • Развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движения рук под контролем глаз.
  • А ещё соизмерять силу натяжения нити со свойствами материала (толщины, сопротивлением на разрыв, растяжимостью).6. Блок задач по нравственному воспитанию:
  • воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
  • 7. Блок задач по эстетическому воспитанию:
  • познакомить с новым видом изобразительного искусства;
  • развить умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
  • привить умение использовать полученные знания на видах изобразительной и трудовой деятельности.
  • Развивать чувство товарищества: сделал сам – помоги другому!
  • Речевой блок:
  • развивать активный и пассивный словарь детей;
  • развивать объяснительную и доказательную речь.
  • 3.2. Общие методические рекомендации.На занятиях по плетению оберега по теме «Мандала» используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетают их.Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала (история возникновения оберега, материалы и инструменты, используемые в процессе плетения, приёмы заполнения нитью угла и окружности) информация познавательного характера.Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают в себя: рисунок-схема будущего узора и выполнение плетение по специальным правилам (заполнение угла или заполнение круга нитью). На занятиях дети приобретают практические навыки ( ножницами, трафаретами), опыт копирование рисунка.К концу освоения раздела плетение оберега «Мандала» учащиеся должны знать:
  • геометрические фигуры (квадрат, ромб, круг, треугольник, овал, прямоугольник);
  • счёт;
  • основные понятия и термины (обкрутка, толщина нити, хорда, угол, вершина угла, левая и правая стороны угла, острый и тупой угол, их отличия)
  • правила безопасности работы с ножницами, нитками, клеевым пистолетом);
  • Уметь:
  • владеть (правильно соединять отдельные элементы оберега, правильно привязывать нить к палочкам, , закреплять нитку в работе, правила сборки оберега);
  • пользоваться линейкой (отмечать 5мм, 1см);
  • пользоваться трафаретами;
  • научиться последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления);
  • выполнять аппликативные оформления работы;
  • подбирать цветовое соотношение;
  • свободно работать в технике плетение;
  • выполнять узоры в круге, квадрате и овале, звезде;
  • Педагогу необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающимися.Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям педагогу рекомендуется разнообразить методы работы.Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому занятия надо разнообразить. Например, практическое задание по выполнению каждой композиции включает:
  • Создайте эскиз задуманного оберега.
  • Выберете и подготовьте материал для работы
  • Соедините палочки основным узлом.
  • Сделайте две основные намотки и соедините две детали.
  • Выполните плетение оберега по правилам и соблюдая эскиз.
  • Важно, чтобы по времени каждая часть практической работы не была слишком затянута.Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснить просто и доходчиво, обязательно закрепляя показом наглядным материалом. Теоретический материал можно преподносить в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением педагогом графических работ на доске и на большом листе бумаги, прикреплённом к доске. Демонстрация последовательности выполнения определённого задания даёт наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде, форме, декоративном оформлении.При объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приёмов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением педагога.Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие ещё только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с обучающимися, зачастую дополнительно объяснять задание.При выполнении коллективных заданий, работая над отдельным изделием или тематической композицией, дети выполняют часть работы, и они должны сознавать, что от их мастерства и качества исполнения зависит результат коллективной работы.Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой или это должна быть хорошо выполненная копия образца.Наиболее подходящая форма оценки – это организационный просмотр выполненных образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде или просто на доске. Обучающиеся высказывают мнения о своей работе и работах товарищей. Педагог подводит итоги выполнения работ.Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ приучают обучающихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.Педагог постоянно развивает интерес детей к занятиям в объединении, предоставляет возможность самостоятельного творческого подхода, проявление фантазии возможного разнообразия работ. Предоставляя обучающимся как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность ребят, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи. Выполнение заданий должно способствовать познавательной активности обучающихся, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.Наглядные схемы, используемые на занятиях по плетению оберега «Мандала».Применение наглядных схем играет большую роль в усвоении обучающихся нового материала. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определённого задания, способствуют более прочному усвоению материала.К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях по плетению оберега, относятся красочные эскизы. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции при выполнении работы.На занятиях широко применяются образцы готовых изделий.Наглядным пособием служит и различный иллюстрированный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу.Интересно могут быть использованы на занятиях цветные фотографии, на которые можно снять лучшие работы, композиции, выполненные детьми.