«Игровой самомассаж - как одна из форм оздоровления детей в детском саду»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игровой самомассаж - как одна из форм оздоровления детей в детском саду»
Автор: Кравчук Оксана Александровна

«Современные здоровьесберегающие технологии» «Игровой самомассаж - как одна из форм оздоровлениядетей в детском саду»Материал подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 49 «Жемчужинка» город Димитровград                                                      Игровой самомассаж        Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе и итенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.        Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.       В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.       В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять  нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стрейчинга, танцев и другие.                Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.         Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.         Мы хотела представить картотеку  «Игрового самомассажа». В данной картотеке подобраны упражнения  игрового самомассажа из собственного опыта, опробированные с детьми нашего дошкольного учреждения. Некоторые упражнения взяты из опыта работы М.Ю.Картушиной.          «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.         Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.       Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников. Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме. Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья. Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно. Точечный самомассаж лица для детейЦель массажа – предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица. Выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора.
  • Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.
  • Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.
  • Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.
  • Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.
  • Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.
  • Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!»
  • «Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
  • «Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
  • «Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.
  • «Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.
  • «Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
  • «Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
  • «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
  • «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.
  • Самомассаж для лица и шеи для детей «Индеец»Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица и шеи при выполнении массажа перед зеркалом. Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.
  • «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.
  • «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.
  • «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.
  • «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.
  • «Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.
  • «Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.
  • «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.