«Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребёнка с нарушение коммуникативных навыков»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребёнка с нарушение коммуникативных навыков»
Автор: Норицына Людмила Александровна

«Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребёнка с нарушение коммуникативных навыков» Подготовил Учитель-дефектолог: Норицына Л.А. В современном коллективе детям не хватает эмоционального контакта, общения, так как общение заменяется просмотром мультфильмов по телевизору и компьютерными играми. Всё чаще сталкиваемся с тем, что у воспитанников наблюдаются и речевые нарушения в сфере общения.Для разрешения всех этих проблем мною предложена копилка игр и упражнений для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Организация данных игр и упражнений способствуют снятию эмоционального напряжения, воспитания доброжелательных взаимоотношений между детьми, развивают коммуникативные способности, формируют умения осознавать и адекватно выражать свои переживания, способность сопереживать и замечать положительные качества других детей, умение считаться с интересами и мнениями своих сверстников, справедливо разрешать различные конфликтные, спорные ситуации.При организации игры и упражнения сплачивают детский коллектив, дети лучше понимают друг друга, формируется чувство симпатии, уважение друг к другу, способствуют снятию психоэмоционального напряжения и тревоги. В игровой деятельности совершенствуются коммуникативные способности детей.Игра «Детский сад»Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции, развивать коммуникативные способности.Описание. Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.Игра «Художники»Цель: развивать способность выражать различные эмоции на бумаге, развивать связную речь.Описание. Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.Игра «Пингвины»Цель: снятие напряженияразвитие эмпатических способностей.Описание. Дети изображают пингвинов на холодном острове. Самое теплое место- в его центре. Все двигаются к нему, чтобы согреться. Желательно, чтобы каждый «пингвин» побывал там, иначе он «погибает», и «стая» становится меньше. Обсуждается, что чувствовал «пингвин», когда его не пропускали, отталкивали, и наоборот.Игра «Ласковые лапки»Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.Описание: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры«зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.Игра «Разговор через стекло»Цель: развитие внимательности и наблюдательности, способности понимать невербальные средства общения.Описание. Детям предлагаются ситуации общения со сверстником, который отъезжает в поезде и хочет что-то сообщить. Ребенок заранее подготовлен к демонстрации ряда ситуаций:
  • просит позвонить;
  • показывает, что в вагоне жарко (холодно);
  • просит написать письмо;
  • ест мороженое и предлагает детям купить себе;
  • открывает бутылку с водой и пьет, предлагает детям сделать то же самое;
  • просит детей уже уходить домой и др.
  • Затем другие дети играют роли, придуманные ими, и сопровождают действия невербальными средствами общения.Игра «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся»Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.Описание. Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): — Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»— Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. — Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.Обсудите, как проходило упражнение.Литература:1.Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2011г.