Календарное планирование работы по сохранению и укреплению здоровья участников воспитательно-образовательного процесса
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Календарное планирование работы по сохранению и укреплению здоровья участников воспитательно-образовательного процесса
Автор: Геранина Ольга Анатольевна
Программа работыпо сохранению и укреплению здоровья участников воспитательно-образовательного процесса1. Отражение данной темы в целеполагании и задачах деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Цель и задачи деятельностиЦель: Создание благоприятных условий, способствующих становлению и формированию эмоционально-волевой сферы, познавательных интересов у детей дошкольного возраста, их физическому, психическому и нравственному развитию как факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей.Задачи1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.3. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье4. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей6. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 2. Организация режима дняОсновные компоненты режима:дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность),прием пищи,время прогулок. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.4. Формирование культурно-гигиенических навыков.5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.6. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы. Основные принципы построения режима дня:ü Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.ü Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в детском саду для каждой возрастной группы определен свой режим дня.ü Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года. Организация сна. При недостатке сна выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Поэтому общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,5- 3 часа отводят дневному сну. При организации сна учитываются следующие правила:1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов. 4. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.5. Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов.6. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постелиОрганизация прогулки. Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с. (Сан Пин 2.4.1.2660-10, п. 12.5.) Прогулка состоит из следующих частей:ü наблюдение,ü подвижные игры,ü самостоятельную игровую деятельность детей,ü индивидуальную работу с детьми по развитию физических качеств. Продолжительность прогулки регулируется индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности. В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, тоОтветственность за проведение экскурсии возлагается на воспитателя данной группы. Вывод на экскурсию разрешается только после проведения инструктажа, издания приказа по ДОУ и ознакомления с ним воспитателя, записи в журнале «Журнал учета проведения экскурсий»3. Организация питания. В детском саду для детей организуется 4-х разовое питание. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на медицинскую сестру. Осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания:ü мыть руки перед едойü класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевыватьü рот и руки вытирать бумажной салфеткойü после окончания еды полоскать ротДля того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, вилкой, столовой и чайной ложками. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице.В организации питания принимают участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Работа дежурных сочетается с работой каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.Организация рационального питания:Выполнение режима питанияКалорийность питанияЕжедневное соблюдение норм потребления продуктов;Гигиена приема пищи;Правильность расстановки мебели;Организация второго завтрака (соки);Соблюдение питьевого режима;Индивидуальный подход к детям во время приема пищи.4 Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через физическое развитие Физическое и психическое развитие воспитанников отражает образовательная область «Физическая культура» и образовательная область «Здоровье»Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.Задачи:Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;Ежегодная работа ДОУ начинается с диагностики здоровья и физического развития детей. Мы выделяем группы здоровья вновь прибывших детей, определяем уровень физических качеств детей, производим антропометрические замеры. «Физическая культура» Образовательная область «Здоровье»Цель: охрана здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.Задачи:сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;воспитание культурно-гигиенических навыков;формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Организационно - технологические условия физического развития детейФизкультурные занятия на улицеОБЖФизкультурные занятия в залеМинутки здоровьяФизкультурно-оздоровительная работаФизическое развитиеОрганизационные формы физического развитияНаглядные:Наглядно-зрительные (показ, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры)Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)Словесные:Объяснения, пояснения, указания;Подача команд, распоряжений, сигналов;Вопросы к детямОбразный сюжетный рассказ, беседа;Словесная инструкцияПрактические:Повторение упражнений без изменения и с изменениями;Проведение упражнений в игровой форме;Проведение упражнений в соревновательной форме Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУДвигательный режим в течение дняПрием детей, самостоятельная двигательная деятельность детейУтренняя гимнастикаФизкультурные занятия в залеФизкультурное занятие на прогулкеФизкультминутки во время занятийМузыкальные занятияПрогулкаПрогулка за пределы участкаКорригирующая гимнастика после снаФизкультурный досугСпортивные упражнения, игры (лыжи, велосипед)Спортивный праздник6. Оздоровительные, профилактические и закаливающие мероприятияЗакаливание (солнце, воздух, вода)Лечебные мероприятия (витаминотерапия, употребление лука и чеснока, игры, которые лечат, употребление йодбаланса )Профилактика нарушения осанки и плоскостопияНетрадиционные методы (музыкотерапия, выращивание и употребление зеленого лука)ПсихогимнастикаИгры- тренинги на подавление отрицательных эмоцийКоррекция поведенияПропаганда ЗОЖНаглядно-печатная информацияКурс лекций и бесед для родителейВид двигательной активностиДвижения во время бодрствованияПодвижные игрыДвижения под музыкуСоздание условий для двигательной деятельности:оборудование зала (спортинвентарь)наличие прогулочных площадокодежда, не стесняющая движениеигрушки и пособия, побуждающие ребенка к движению спортивные уголки в группахзнание правил игрыкартотека игратрибутымузыкальное сопровождениезнание воспитателями комплексов гимнастикиналичие места для гимнастики после снаналичие массажных дорожек Система закаливающих мероприятий1.Воздушно-температурный режимОбеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей2. Воздушные ванны:5.Водные процедуры:Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры В летний период мытье ног6. Гигиенические процедурыЗакаливание воздухом:ü утренний прием на свежем воздухеü утренняя гимнастикаü облегченная одеждаü солнечные ванныü воздушные ванныü ходьба босиком по ковру и массажным дорожкам (после сна)ü сон при открытых фрамугахЗакаливание водой:ü умывание водойü мытье рук до локтя водой комнатной температурыü мытье ног 7. Интегрированные занятия.Интегрированные занятия - одна из наиболее эффективных форм работы по здоровьесбережению.Интеграция в детском саду проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительнее, чем влияние каждого из них по отдельности. Это обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания дошкольников.Интеграция в нашем детском саду проходит в 3 формах через синтез:– содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения,– предметов образовательного цикла между собой,– деятельности нескольких педагогов.Интегрированные занятия существенно отличаются от традиционных, являются более эффективными и имеют ряд преимуществ:– ввиду своей нестандартности способствуют формированию познавательного интереса детей, тем самым повышая мотивацию обучения,– традиционные занятия предусматривают дробное восприятие окружающего мира, а интегрированные занятия способствуют целостности усвоения материала, формируют умения сравнивать, обобщать, делать выводы.– за счет смены видов деятельности, интегрированные занятия препятствуют перенапряжению, перегрузке детей.– время, высвободившееся при объединении занятий, педагог может использовать для свободной деятельности детей, в том числе и двигательной. Интегральная модель здоровьесберегающей деятельности представляет собой взаимосвязанные между собой сферы и предусматривает тесное взаимодействие и объединение усилий всех сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.