«Национальная система квалификаций: внедрение в регионах» Методист ГБПОУ «УМТ» Баженова И.В. . Варианты ответа Доля ответивших респондентов, % высшее образование среднее профессиональное образование 2015 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. Высокая (выпускники вузов в целом готовы к выполнению своих должностных обязанностей, если они соответствуют направлению их профессиональной подготовки) 5,5 5,6 8,0 - Средняя ( выпускникам вузов необходимо освоить некоторые умения и навыки по конкретным должностным обязанностям, чтобы успешно применить на практике знания) 60,8 57,6 58,3 - Низкая ( выпускникам требуется довольно длительный период для адаптации и обучения на рабочем месте, несмотря на соответствие выполняемой работы направлению профессиональной подготовки) 31,4 33,3 26,5 - Затруднились с ответом 2,3 3,5 7,2 - Итого 100,0 100,0 100,0 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы оцениваете готовность выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования к работе на предприятии без дополнительного обучения на рабочем месте?» Опрос руководителей организаций, ФСО, 2014-2015 годы Готовность выпускников к работе 26% 68% 6% 0% без вложения средств Дообучение (переобучение) выпускников образовательных организаций 2010-2015 годов выпуска, трудоустроившихся по найму на первую работу, связанную с полученной профессией (специальностью, в первые 3 мес. работы) Проходили обучение в первые 3 мес. работы – 72% выпускников Из прошедших обучение: за счет средств работодателя за счет собственных средств Потребность в дообучении (переобучении) выпускников ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ 1. Стандартизация и обеспечение единства требований к работникам путем внедрения профессиональных стандартов; 2. Внедрение независимой оценки квалификаций как инструмента, обеспечивающего: - количественное измерение знаний, навыков и умений работников; - объективность при оценивании знаний, навыков и умений работников (независимость оценки квалификации от системы образования); 3.Приведение образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования в соответствие с профессиональными стандартами и, как следствие, повышение эффективности национальной экономики (посредством профессионально- общественной аккредитации); 4. Экстенсивное и интенсивное развитие национальной системы квалификаций (планомерное расширение территориально-отраслевого охвата параллельно с развитием методологической базы НСК) Пути повышения кадрового потенциала Основные нормативно-правовые акты НСК Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 02.05.2015, № 122-ФЗ), вступил в силу с 01.06.2016 г.; Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» (от 03.07.2016, № 238-ФЗ), вступил в силу с 01.01.2017 г. ; Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" (от 03.07.2016 N 239-ФЗ), вступил в силу с 01.01.2017 г. ; Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" (от 03.07.2016 N 251-ФЗ), вступил в силу с 01.01.2017 г. ; Постановление Правительства РФ «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (от 27.06.2016 № 584), вступит в силу с 01.01.2020 г. Модель системы независимой оценки квалификаций Основные принципы независимой оценки квалификаций ДОБРОВОЛЬНОСТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОЦЕНКИ, ОТКРЫТОСТЬ ЛЕГИТИМНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИЗНАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Повышение профессиональной мобильности работников; Оценка качества профессионального образования и обучения; Создание условий для участия работников в непрерывном образовании; Усиление роли профессиональных сообществ в развитии профессиональных квалификаций; Установление и (или) подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям ПС; Повышение конкурентоспособности на рынке труда лиц, прошедших оценку квалификации. Задачи независимой оценки квалификаций РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РСПП или иных деловых объединений (ТПП, Опора России, межотраслевое объединение и др.), взявшее на себя функции регионального методического центра. ОТДЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, УЧРЕЖДЕННАЯ С УЧАСТИЕМ объединений работодателей, государственных органов, других социальных партнеров (например, региональное агентство развития квалификаций). СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ крупной компании, вуза, колледжа, исследовательской организации и др. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НАРК В РЕГИОНЕ либо иная форма присутствия НАРК в регионе (прежде всего в «столицах» федеральных округов). Модель утверждена протоколом заседания НСПК от 23 ноября 2015 г. № 13 НАРК КООРДИНАЦИОННЫЙ ОРГАН СУБЪЕКТА РФ (например, Совет при руководителе субъекта РФ по развитию трудовых ресурсов), в функции которого входит поддержка системы квалификаций на уровне субъекта РФ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО КВАЛИФИКАЦИЯМ Отвечает ряду установленных критериев (в частности - наличие коллегиального органа управления, в котором не менее 50% мест принадлежит работодателям). ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ (НСК) В СУБЪЕКТЕ РФ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ Региональная модель НСК Список ключевых регионов-партнеров НАРК В 2016 году: 1.Белгородская область; 2.Красноярский край; 3.Город Санкт-Петербург; 4.Ленинградская область; 5.Нижегородская область; 6.Новосибирская область; 7.Республика Коми; 8.Самарская область; 9.Свердловская область; 10.Хабаровский край; 11.Челябинская область. В 2017 году (предварительно)͗ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Алтайский край; Республикой Алтай; Иркутская область; Калужская область; Курская область; Оренбургская область; Республика Марий Эл; Ростовская область; Смоленская область; 10.Тульская область; 11.Тюменская область; 12.Ульяновская область. 1.КОНСУЛЬТАЦИИ Проведение НАРК консультаций с представителями регионов по организации деятельности региональных площадок. 2.ДЕТАЛЬНЫЙ ПЛАН Разработка детального плана работ по организации деятельности площадки каждым регионом, согласование с НАРК. 3.РАБОЧЕЕ СОГЛАШЕНИЕ Подписание рабочего Соглашения между НАРК и Региональным методическим центром региона. 4.ОБУЧЕНИЕ Проведение обучения экспертов. 5.КОНФЕРЕНЦИИ Проведение межрегиональных конференций и круглых столов по данной теме. 6.КООРДИНАЦИОННЫЙ ОРГАН Определение координационного органа при правительстве региона и наделение его полномочиями по обеспечению внедрения национальной системы квалификаций на региональном уровне. 7.СМИ Широкое освещение мероприятий в СМИ. 8.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Оказание НАРК информационно-методической поддержки регионов по организации деятельности региональных площадок на постоянной основе. Мероприятия для отработки модели внедрения НСК на региональном уровне Совет по развитию профессиональных квалификаций при Губернаторе Иркутской области 2 Совет по развитию профессиональных квалификаций при Губернаторе Иркутской области (указ Губернатора Иркутской области от 15 декабря 2016 года № 303-уг) Представители объединений работодателей Иркутской области Представители ВУЗов Иркутской области Представители исполнительных органов государственной власти Иркутской области Представители общественных организаций Иркутской области Ключевые задачи Совета Координация деятельности по реализации государственной политики в области развития системы профессиональных квалификаций Распространение лучших практик сотрудничества образовательных организаций и предприятий Рассмотрение предложений по вопросам проведения независимой оценки квалификаций Содействие внедрению профессиональных стандартов в организациях в Иркутской области Профессионально- общественная аккредитация образовательных программ Основные решения Координационного совета по развитию профессиональных квалификаций при Губернаторе Иркутской центра по профессиональным Определение как квалификациям регионального Государственное автономное учреждение образования Иркутской области и развития профессионального дополнительного профессионального «Региональный центр мониторинга образования» (РЦМ РПО) регионального центра Утверждение плана мероприятий профессиональных квалификаций Утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению в Иркутской области системы профессиональных квалификаций Создание отраслевых рабочих групп по внедрению и развитию на системы профессиональных территории Иркутской области квалификаций и кадрового потенциала Региональный центр по развитию профессиональных квалификаций Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования» (РЦМ РПО) (решение Координационного совета по развитию профессиональных квалификаций при Губернаторе Иркутской области от 14 декабря 2016 года) Задачи РЦМ РПО: Поддержка внедрения нормативных и методических документов Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, советов по профессиональным квалификациям (в настоящее время действует 28 отраслевых советов, в том числе в агропромышленном комплексе, машиностроении, ЖКХ и т.д.). Консультационная работа в регионе по общим вопросам применения национальной системы квалификаций (осуществление оценки квалификаций и сертификация квалификаций, проведение профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, внедрение профессиональных стандартов и др.). Взаимодействие с отраслевыми сообществами, Национальным агентством развития квалификаций, отраслевыми советами по профессиональным квалификациям и со всеми заинтересованными лицами. Центры оценки квалификации в Иркутской области Создание первого Регионального центра оценки квалификаций в области управления персоналом В сфере жилищно- коммунального хозяйства В области сварочных работ Центры оценки квалификации в Иркутской области В лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта Ведется работа по созданию центров оценки квалификаций в сфере индустрии питания и гостеприимства, строительства, финансов, общественного питания и торговли. Региональный центр по профессиональным квалификациям Роль профессионального образования в формировании регионального сегмента национальной системы квалификаций 1 Национальная система профессиональных квалификаций Уровни (рамки) квалификаций Профессиональные стандарты Профессиональные квалификации Система подготовки кадров ФГОС Образовательные программы Система оценки Независимая оценка квалификаций Профессионально- общественная аккредитация Управление персоналом Локальные акты Должностные инструкции Минтруд России НСПК Минобрнауки России Пилотные региональные площадки по апробации и внедрению профессиональных стандартов в профессиональных образовательных организаций Иркутской области 1.ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический колледж» 2.ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий» 3.ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования» 4.ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства» 5.ГАПОУ ИО «Иркутский технологический колледж» 6.ГБПОУ ИО «Нижнеудинский техникум железнодорожного транспорта» 7.ГБПОУ ИО «Профессиональный колледж г. Железногорска- Илимского» 8.ГБПОУ ИО «Тулунский аграрный техникум» 9.ГБПОУ ИО «Ульканский межотраслевой техникум» 10. ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж» ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ (ДОРОЖНОЙ КАРТЫ) РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2017-2020 ГОДЫ В УСЛОВИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Анализ квалификации педагогических работников ПОО Иркутской области на соответствие требованиям ПС и выявление запросов на развитие профессиональных компетенций педагогов Формирование региональной модели подготовки педагогических кадров СПО с учетом требований ПС и проведенного анализа квалификаций педагогов Создание единой базы данных о программах ДПО (в том, числе реализуемых в форме стажировки), реализуемых для педагогических работников ПОО Разработка проектов локальных нормативных актов пилотных площадок (трудовые договоры, должностные инструкции, коллективный договор, штатное расписание и пр.) Обновление моделей внутренней системы оценки качества образования в ПОО с учетом требований ПС Разработка методики определения соответствия профессионального уровня педагогических работников СПО требованиям ПС Распространение опыта работы пилотных площадок по вопросам апробации ПС Переход Профессиональных образовательных организаций Иркутской области к реализации ФГОС СПО по ТОП-50 37 ПОО приступили к реализации ФГОС СПО по ТОП-50 по профессиям: «Повар, кондитер»; «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» 10 ПОО = 10 ФГОС СПО по ТОП-50 316 человек прошли курсы повышения квалификации «Организационно-методические условия внедрения ФГОС СПО по ТОП-50» Пилотная апробация проведения демонстрационного экзамена в Иркутской области Апробация демонстрационного экзамена май-июнь 2017 года На базе 9 ПОО Иркутской области По шести профессиям/специальностям 453 обучающихся из 50 ПОО Иркутской области 6 Опыт независимой оценки квалификаций выпускниками профессиональных образовательных учреждений июнь 2017 года Прошло НОК – 12 студентов Внесено в реестр свидетельств о квалификации и выдано – 21 свидетельство Полезные ресурсы: Нормативно-правовые акты о национальной системе квалификаций Нормативно-правовые акты о профессиональных стандартах О ВНЕДРЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (2017-2019 гг.) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!