Кинезиологическая сказка как средство развития связной речи дошкольников 5-6 лет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кинезиологическая сказка как средство развития связной речи дошкольников 5-6 лет
Автор: Оспельникова Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с 159Тема: «Кинезиологическая сказка как средство развития связной речи дошкольников 5-6 лет».Подготовила: Оспельникова Е.Н., воспитательТверь В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Эта фраза заставила меня задуматься над тем, что уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Изучая, методическую литературу по этому вопросу меня заинтересовала «Кинезиология» - наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Самый благоприятный период для интеллектуального и речевого развития – это возраст до 7-8 лет, то есть дошкольный период, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития мозолистого тела (межполушарного взаимодействия), которое можно развивать через кинезиологические упражнения. Что же такое кинезиологические упражнения? Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Одно из направлений этого комплекса – пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействиея коры головного мозга ребенка. Оценив, какое положительное воздействие оказывают пальчиковые кинезиологические упражнения на развитие речи детей, я стала применять их в своей практике. Пальчиковые кинезиологические упражнения просты, но их выполнение требовало от детей внимания и сосредоточенности. Упражнения проводились ежедневно, сначала правой рукой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Обязательным условием была передача положительных эмоций. Начала свою работу работа с простых упражнений, типа «Мальчик-пальчик, где ты был?». Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей были непослушные или слишком напряженные. Приходилось недели две повторять этот вид упражнений. «Эта команда – белочки, а эта команда – зайчики», – говорила я, показывая левую и правую руки. «Это капитан белочек, а это капитан зайчиков», – показывала большие пальцы. Каждый капитан как бы здоровается со своей командой (прикасания большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнения делаем сначала только с белочками, затем с зайчиками. Через несколько дней обе руки одновременно выполняют эти упражнения. Это же упражнение, назвав его по - другому «Пальчики здороваются» использую для автоматизации определенного звука и при сливании звуков в слоги.  Упражнение «Колечки», для заучивания названия пальцев (как правило, дети не знают названия пальцев).упражнение «Фонарики», использую для понятия правой и левой руки у ребенка.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь», использую для запоминания времен года: «Зимний месяц называй декабрь, январь, февраль», дети соответственно показывают «кулак, ребро, ладонь». Такое упражнение, как «Лезгинка» - стимулирует речевые зоны головного мозга.Некоторые упражнения, использую в разных лексических темах: «Домашние птицы» - «Гусь-курица-петух»«Домашние животные»«Коза-собака-лошадка»«Птицы» - «Птичка - птичка в гнезде - птенцы в гнезде» и т. д. Когда мы с детьми изучили большую часть упражнений, чтобы детям было интереснее при закреплении кинезиологических упражнений, я решила использовать в своей работе сначала небольшие кинезиологические рассказы, а затем сказки. Рассказ про птицу и птенчиков: «На дереве было гнездо (показ - соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать) с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочередно к остальным четырем, по две букашки (одновременно двукратное прикасание большого пальца к остальным четырем) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно). Кинезиологические сказки, которые мы разучивали с детьми.Сказка «Городской парк»В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья.деревья») Каждый вечер в парке зажигались фонари, а утром их гасил смотритель парка, который жил в домике на окраине этого парка. («фонарики») Когда рано утром вставало солнышко, смотритель открывал окошко и шел гасить фонари. («солнышко»)Все жители города любили этот парк, там росли очень красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали.бутоны») Дети очень любили этот парк, потому, что там продавали вкусные баранки – большие, средние и маленькие. («колечки»)А еще в этом парке был красивый пруд, где все желающие могли покататься на лодке «»лодочка») и увидеть серебристых рыбок, которые выныривали из воды, как – будто здороваясь с людьми.рыбки») Вечером все люди уходили домой, смотритель закрывал парк на замок и ложился спать. («замок»)Сказка «Две обезьянки» (дети сидят за столами, руки на коленях)«Жили-были две озорные обезьянки- Мики (левый кулачок на стол) и Кики. (Правый кулачок на стол)Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились. («кулачок-ладошка»)По дороге они встретили, ежа с ежатами.ежик»).Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. («колечки»)Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками: («оладушки»).Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им. («кулак» - «ладонь» - «ребро»)А потом друзья стали танцевать («лезгинка»)Сказка «Два котёнка» (дети сидят за столом)Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок.(Дети показывают правый кулачок)Он очень любил прогуливаться по своему саду. («кошка»)В саду росли высокие деревья («деревья»)И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться. («кошка» - правой рукой)И увидел, что на полянке бегает чёрный котёнок. («кошка» - левой рукой).Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться. («кошка» в быстром темпе).Котёнка звали Уголёк. Они подружились и стали бегать друг за другом. («кошка» с одновременной сменой позиции)И тут Снежок нашёл на траве кольцо. («кольцо», «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»)Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголёк стал его примерять.(«кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой»)И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним. («кошка»)И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала от того, что ей было грустно одной. Котята решили её развеселить и показали ей интересную игру. («ладушки-оладушки»)Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать.(«лезгинка»)Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается в ночь, и ей пора в пруд.(«лягушка», «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»)Котята попрощались с ней и тоже отправились домой.(«кошка»)По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звёзды.(«фонарики»)Вот они дошли до дома, уставшие, они улеглись на коврике и уснули.(вытянуть пальцы из кулачка) Сказка «Лесные истории» (дети сидят за столами, руки на коленях)Жил-был зайка – длинные уши. («зайчик»)А жил он в маленькой избушке. («дом») На краю леса. («лес»)Рано утром просыпалось солнышко и своими лучами будило нашего зайку. («солнышко»)Он быстро вскакивал с кровати, делал зарядку, умывался и завтракал. («колечки»)Каждое утро зайка выглядывал в окошко.окошко»), чтобы проверить, как растёт роза на его клумбе. («бутон»)Он брал леечку и поливал розу. («дождик»)Солнышко пригревало («солнышко») и цветок распускался. («Бутон-цветок»)Полюбоваться прекрасной розой приползала улитка.(«улитка с домиком»)Приходил гордый олень – ветвистые рожки,(«олень»)Мишка-топотышка, («колечки» с нажимом на подушечки)Колючий Ёжик – ни головы, ни ножек. («ежик»)Подкралась однажды к заячьей избушке лиса – хитрая плутовка, рыжая головка. («колечки» с нежным нажимом)Мягко, неслышно ступала она лапками, хвостиком заметая следы.(плавные движения кистью правой и левой руки вправо-влево)Ушки у лисоньки слушают, нос всё вынюхивает.(«ухо - нос»)Захотела она сорвать красивый цветок. Свернулась роза в бутон от страха, обнажила свои иголки-шипы.(«Бутон», «Шипы»)Уколола лиса свои лапки и ни с чем убежала. («колечки» с нежным нажимом в быстром темпе)А звери на опушке разбили сад. То-то стало весело, то-то хорошо!(Хлопать в ладоши)Сказка («В гости к бабушке») (дети сидят за столами)В гости бабушка звала. Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой). По дорожке пять внучат, в гости к бабушке спешат («гости»)Топ-топ (ладони хлопают по коленям или по столу)Прыг-прыг (кулачки стучат по коленям или по столу)Чики-брики,(ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)Стоит дерево высокое («лес»)Дальше - озеро глубокое (волнообразные движения кистями)Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («кулачек-ладошка»)Сказка «Лесной домик» (дети сидят за столами)Стоял с лесу домик («дом»). Бежал мимо ёжик («ёжик»).  Увидел он чудесный домик, и обошел вокруг него 3 раза («кулак-ребро-ладонь»), зашел в него и стал в нем жить. Бежала мимо лягушка-квакушка («лягушка»). Увидела она домик, очень он ей понравился, попросилась она у ёжика («ёжик»). Пустил ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки и играли в ладушки («ладушки-оладушки»: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).Каждый день им светило ласковое солнышко («солнышко»), вокруг порхали красивые бабочки («бабочка»), а деревья шелестели своими листиками на ветру («дерево»). Однажды они услышали, как кто – то плачет. Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка (рука сжата в кулак, лежит на столе), они позвали котенка, и он подбежал к ним («кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать. Лягушка и ёжик, пригласили котенка жить к себе в дом («дом»). Котенок с радостью забежал в чудесный домик («кошка» со словами: «кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и стал жить вместе с лягушкой («лягушка») и ёжиком («ёжик») Ладони под углом друг к другу.Сказка «Новые приключения маленького щенка» (дети сидят за столами)Жил-был маленький щенок.  Однажды он уснул на крылечке. И тут ему на нос села маленькая жёлтая бабочка.бабочка»)Щенок открыл глаза, увидел бабочку и радостно залаял. Бабочка испугалась, полетела в сторону леса и скрылась за высокими деревьями.  Наш щенок был очень любопытным, и он побежал за ней.  На полянке в кругу сидели зайцы. («зайчик»)«Как сосновые верхушкиЗайцы к солнцу тянут ушки.Лапки поднимаются,Ушки распрямляются.А сосны, лесные подружки,Сверху улыбаются,Зарядкой занимаются».Щенок выбежал на полянку с радостным лаем: «Ав-ав-ав!». Он стал носиться по кругу, виляя хвостиком. Но зайцы его восторга не поняли и ускакали. Щенок сначала огорчился, но потом его внимание привлекли какие – то звуки.Щенок огляделся вокруг. Как красиво было на полянке! А какие запахи кружились в воздухе! Он глубоко вдохнул воздух.  Тут мимо него пробежал ёжик.ежик»). Рядом над цветком кружилась пчёлка. Малыш замер и стал внимательно следить за ней глазами.Жужжание пчелы стало ближе, щенок насторожился и зарычал.На всякий случай он решил спрятаться в траве. Каких только ягод не было вокруг! («колечко»)«Раз, два, триСколько ягод посмотри.Раз – малина,Два – калина,Три – черника,А четыре – ежевика»Тут наш щенок услышал далёкий голос хозяина. Да, что-то он проголодался!И он с радостным лаем помчался домой.кулачок – ладошка»)Когда дети запомнили сказки и рассказы, они стали использовать их в свободной самостоятельной игровой деятельности, что способствовало развитию их связнй речи. Родители тоже принимали активное участие: придумывали сюжеты сказок на заданную тему, закрепляли уже выученные детьми кинезиологические упражнения. В результате данной работы у детей и родителей повысился интерес к сказке как жанру. В дальнейшем планирую с детьми использовать кинезиологические упражнения в народных и авторских сказках, а так же самостоятельное придумывание сказок вместе с детьми, используя изученные кинезиологические упражнения. В результате использования кинезиологических сказок улучшается физическая форма детей, повышается пластичность головного мозга. Обогащается словарный запас, дети начинают употреблять в речи образные выражения, обороты из сказок, становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Сказка для ребёнка становится верным другом и помощником. В. А. Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика не только наука, но и искусство. Без игры, творческого подхода к детям, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.