Профессиональная ориентация воспитанников детского дома
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональная ориентация воспитанников детского дома
Автор: Гашников Сергей Николаевич
Проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации подростков в условиях детского дома.Актуальность социально профессиональной ориентации в новых условиях, связанна с развитием страны и необходимостью формирования у воспитанников способностей к успешной подготовке выбора профессии.Необходима целенаправленная подготовка к реальным условиям обучения будущей профессии и будущей трудовой деятельности. Каждого человека волнует судьба его детей, их будущая профессия и их занятие, обеспечивающее материальное и моральное благополучие. Потому родители прикладывают немалые усилия, чтобы помочь своему ребенку эту важную жизненную проблему. Проблема адаптации – одна из функциональных проблем в условиях детского дома. Профессиональная ориентация воспитанников детского дома является одной из важнейших показателей, определяющих их дальнейшую адаптацию в социуме. Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о выборе профессии является одним из центральных. Для ребёнка-сироты профессиональное самоопределение можно рассматривать как средство для личностного самоопределения. Через выбор профессии он определяет своё место в жизни и ту систему отношений, в которой будет чувствовать себя значимым и востребованным.Данная проблема актуальна для детей нашего учреждения в том, что многие воспитанники при поступлении в детский дом в возрасте 13-15 лет имеют низкий уровень знаний о выборе профессий, и у них отсутствует потребность в трудовой и профессиональной деятельности. Эта проблема реализации профориентационной деятельности в детских домах приобретает особую актуальность в связи с тем, что большинство воспитанников, находящихся в детских домах и выбывших из них, планируют получить рабочие профессии и лишь немногие думают о получении среднего и высшего образования. Повышенный риск со временем оказаться среди малообразованных и неквалифицированных работников, семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей снижает шансы воспитанников детских домов вырваться из бедности. Более того, в настоящее время учебные заведения не обеспечивают гарантийного места работы. Выпускникам приходиться заниматься поиском работы на рынке труда. Сложность в том, что подростки получили начальные профессиональные знания и умения, но и не имеют опыта работы.В настоящее время социально-экономическая ситуация в России ставит детей-сирот в жесткие условия. Данную категорию воспитанников никто не ждет: ни специфический рынок труда, ни, испытывающая современные преобразования, система профтехобразования, ни полная средняя школа. Поэтому очень важно проводить работу в данном направлении, искать современные подходы к воспитанию детей-сирот, отвечающим реальным событиям нашего времени.Деятельность детского дома направлена на социально-педагогическую реабилитацию детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включает решение вопросов, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, безнадзорностью несовершеннолетних, содействие в дальнейшем жизнеустройстве. Преодоление иждивенческой позиции подростков, воспитывающихся в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот возможно через построение новых социально-одобряемых форм поведения, способствующих формированию трудовых умений и навыков у воспитанников.Профессиональная ориентация является руководством для выбора профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. Ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его собственной воли и желания. Если сознание подростка формировалось в асоциальной среде в течение 14-15 лет, можно ли ожидать молниеносных результатов в его исправлении? Работа в данном направлении требует взаимодействия всех педагогов и специалистов детского дома, которые помогают определиться воспитанникам с жизненными ситуациями, учат планировать и достигать цель социально приемлемыми способами.Основной целью профориентационной работы в детском доме является: подвести подростка к самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению, призванному сыграть положительную роль в формировании личности воспитанника, приобщить его к труду. К психологическим трудностям относится высокая степень неопределенности жизни, поэтому в этих условиях задачи помощи в освоении практических профессиональных навыков и приводят к необходимости создания непрерывной системы педагогической поддержки, социальной и профессиональной адаптации в учреждениях профессионального образования.Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению привычной опеки и изменению образа жизни. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости 14-15 летнего выпускника детского дома имеют первостепенное значение. Подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, таит особые опасности для воспитанников детских домов. Области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения являются ключевыми для формирования личности в этот сложный период, а с другой – в наибольшей степени уязвимы в условиях воспитания вне положительного семейного влияния. Именно на них должна сосредотачиваться основная работа по преодолению отрицательных последствий по подготовке подростков к взрослой жизни за его стенами. Многие воспитанники детских домов не могут определиться с выбором профессионального самоопределения. Это связано с тем, что социально-педагогическая запущенность подростков обусловлена нездоровой средой, в которой он развивался или с негативным влиянием семьи. Из-за неудовлетворительного состояния здоровья, индивидуально-психологических особенностей, проблем мотивации и целеполагания, уровня зрелости, отличного от большинства сверстников в учебном заведении, слабой информированности о себе и мире профессий, возможности поступления в любое учебное заведение, несвоевременной актуализации необходимого выбора в связи с поздним поступлением в детский дом.Воспитанникам детских домов, в большей степени приходится рассчитывать на свои силы. У таких подростков чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Особая важность данной проблемы обусловлена тем, что от ее решения во многом зависит успешность социальной адаптации выпускников детских домов. При этом в условиях экономического кризиса, растущей безработицы, а также в условиях нашего малого города ее острота усиливается в несколько раз.Единственные помощники и опора воспитанников детских домов при решении данной проблемы – те взрослые, которые с ними работают. Это – воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги. Кроме того, на подростков, проживающих в детских домах, негативно влияют следующие факторы: замкнутость и ограниченность пространства жизни. Ограниченные и однообразные социальные контакты, у подростков нет перед глазами примеров самоопределения родственников, состояния здоровья, сложившиеся подходы к воспитанию, обучению и организации жизнедеятельности воспитанников в детских домах уже не отвечают требованиям современного мира. Педагогическое сопровождение направлено на содействие профессиональных перспектив в трудовой деятельности на подготовку к самостоятельной трудовой деятельности.Педагогический коллектив детского дома традиционно занимается вопросами профессионального просвещения, формированием гражданской позиции молодого поколения, понимая, что выбор профессии равносилен выбору судьбы. Особенно сейчас, в новых политических экономических условиях, когда трудоустройство воспитанников является одной из наиболее актуальных проблем. Поэтому педагогический коллектив детского дома считает необходимым долгом оказать помощь подросткам в приобретении знаний по основам выбора профессии и дальнейшего самоопределения. Жизнь обошлась с нашими ребятами сурово. Как нужно выстроить жизнь ребенка в детском доме, чтобы он почувствовал не хуже своих сверстников и понял, что сможет занять свое вполне достойное место в жизни, обрести уверенность в себе, в завтрашнем дне? Живя в рыночных условиях, они должны получить профессию, которая будет их кормить. У наших детей нет родителей, которые помогли им стать на ноги, поддержать их. Это должны сделать мы – педагогический коллектив за то время, пока воспитанники находятся в стенах детского дома Таким образом, профессиональное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании дете Аналитическая справка о деятельности воспитателяМКУ«Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» воспитателя Лазьковой Ксении Сергеевны Сведения о педагоге1. Фамилия, имя, отчество Лазькова Ксения Сергеевна2. Адрес постоянного места проживания воспитателя г.Юрга, ул. Исайченко д.17, кв.653. Место работы Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» Юргинского городского округа 4. Почтовый адрес ОУ, контактный телефон, факс, e mail: 652050, Кемеровская область, г.Юрга, ул. Машиностроителей, дом 14, 8(38451) 3-82-84 deti39@yandex.ruКвалификационная категория воспитателя первая Стаж педагогической работы по специальности в образовательном учреждении 1,1 год7.Образование Кузбасская государственная педагогическая академия по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация «Учитель начальных классов», 2008 г. Владение современными образовательнымитехнологиями и методиками.Ксения Сергеевна осуществляет педагогическую деятельность с воспитанниками школьного возраста. Она владеет информационными коммуникационными технологиями, в своей работе использует различные интернет ресурсы: электронную почту, собственные мультимедийные продукты, работает в интернет-сообществах: , . ,.,создает электронные презентации. Владеет формами и методами анализа воспитательно-методической работы. Применяет в своей практической деятельности на занятиях активные методы. Привлекает воспитанников к проектной деятельности. Особое внимание уделяет системе взаимодействия и сотрудничества с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Эффективность применения современных воспитательных технологий и методик. Главное направление в работе Ксении Сергеевны - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, социальной и постинтернатной адаптации. Ксения Сергеевна осуществляет оптимальный отбор методов средств и форм воспитания, учитывая психологические и индивидуальные особенности воспитанников. Педагог придерживается принципов концептуальной основы деятельности воспитателя: -партнерство и приоритет интересов воспитателя и воспитанников; -личностно-ориентированный стиль общения, направленный на самореализацию, самоутверждение, творчество воспитанников группы; -формирование ценностных ориентаций. Педагогическая деятельность Лазьковой К.С. даёт положительные результаты. Её подопечные активные участники конкурсного движения на разных уровнях, что подтверждается многочисленными грамотами и благодарственными письмами. Стабильные результаты освоения воспитанниками программ деятельности общественных объединений.С момента начала своей педагогической деятельности Лазькова К.С. способствует развитию творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей детей, организует досуг воспитанников. Воспитанники имеют стабильные результаты освоения программ деятельности общественных объединений и показатель динамики их достижений. Под её руководством воспитанники участвуют в городских, областных и Всероссийских конкурсах, что подтверждается грамотами и дипломами: - 2016г.- Почетная грамота МВД России «Юргинский» за участие в конкурсе рисунка « Дети и полиция»; - - 2016г.- Почетная грамота областного конкурса рисунков, посвященного Дню сотрудника органов Внутренних Дел РФ «Полиция и дети»;- 2016г.- Грамота за III место в конкурсе презентаций «Иллюстрации к профессиям»;- 2016г. -Участвовали в городском фестивале «Вместе ярче» по теме «Энергосбережение»;- 2017г. – Грамота за II место общегородского месячника борьбы с туберкулезом в рамках акции «Белая ромашка», Т. Макарова в номинации «Плакат»;- 2017г. - Всероссийский конкурс рисунков «Узнавай-ка! Дети» в номинации «Этот День победы», диплом победителя II степени за рисунок «Победа» К. Внукова;- 2017 г. - Грамота за I место в конкурсной игре «Правила дорожные, знать каждому положено»- 2017г.- Плакат «Берегите воду!», диплом победителя III степени в номинации «Узнавай-ка! Художник» К. Внукова;- 2017г. - Городской конкурс рисунков ко дню космонавтики, грамота за участие А. Лукашенко; 2017г. Благодарственное письмо ЮМО «Российский Красный Крест» за социально- значимую общественную деятельность и активное участие в общегородском месячнике борьбы с туберкулезом «Белая ромашка»;- 2017г. - Городской конкурс рисунков ко дню космонавтики, грамота за участие участники К.Внукова;- 2017 г.- I место на сайте «Изумрудный город» за работу «Первый человек в космосе» Д. Мацкевич;- 2017 г.- Всероссийский конкурс «Узнавай-ка! Дети» Д. Мацкевич победитель III степени в номинации «Узнавай-ка! Художник»;- 2017 г.- Международный конкурс рисунков «Изумрудный город» А. Лукашенко, I место в номинации «Летнее вдохновение», «Лето моей мечты»;- 2017 г. - Диплом победителя I степени Всероссийского конкурса «Радуга Талантов» А. Былицкая «Подсолнух»; -2017 г. Благодарственное письмо ООО «Юргинский машзавод» за подготовку победителя конкурса детского рисунка и поделок «Юрга - город машиностроителей»; -2017 г.- Грамота директора «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» за участие в квест – игре, посвященной «Дню Знаний».4. Личный вклад в повышение качества воспитания на основе совершенствования методов обучения и воспитания.Ксения Сергеевна вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания через участие в методических и педагогических мероприятиях: проводит открытые мероприятия, применяет активные методы обучения, участвует в работе методических объединений воспитателей. Участвует в работе Всероссийских педагогических порталов. Её работы опубликованы в Международном сетевом педагогическом издании «Солнечный свет», «Завуч», «Учсовет». Педагог систематически занимается самообразованием. Работает над темой: «Развитие экологических ценностей у воспитанников детского дома». По данной теме разработан перспективный план, проведены различные беседы, мероприятия, созданы презентации. Развивает интерес детей к природе, воспитывает бережное отношение к растениям и животным. Для этого провела путешествие по стране экологии: «Белокурая береза – символ Родины моей», этические беседы «Почему плачет лужок», «Не ломайте веточку». Дети рисовали рисунки «Осенний лист - краса природы», «Мой цветник». Через воспитательные мероприятия воспитывает трудолюбие и творческое отношение к любому порученному делу, провела беседу-диалог: «Сделаем дом красивым», конкурс «Пословиц и загадок о труде», «Мой уютный дом» - конкурс рисунков, выставка поделок из природного материала к празднику осени.Воспитание ценностного отношения к прекрасному проходит через этические беседы «Где живет красота», «Какая красота вокруг!» - экскурсия на природу, рисунки детей «Мой любимый уголок», игру «Чем мы прекрасны»; разработала сценарий и провела экологическую викторину «Земля – наш общий дом». Создала электронную базу дидактического и методического материала по всем направлениям воспитательной работы. Её деятельность подтверждается многочисленными грамотами, дипломами и благодарственными письмами: -2016 г. – Диплом победителя (1 место) Всероссийской олимпиады «ФГОС ПРОВЕРКА» «Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста»;-2016 г. – Инновации в действии «Педагогика XXI век» - Диплом за 2 место во Всероссийской олимпиаде для педагогов «Требования ФГОС к системе основного общего образования»;- 2017г. - Личное участие в международном конкурсе «Изумрудный город», I место в номинации «Экологическое воспитание по ФГОС», «Экологическая викторина «Земля – наш общий дом»; -2017 г. – Всероссийский портал «Завуч» Диплом победителя (1 место) во всероссийском конкурсе «Красная Книга глазами детей»;-2017 г. - Образовательный портал «Завуч» Благодарственное письмо за активное сотрудничество и участие в организации дистанционных мероприятий; 2016 г.- Приказ директора МКОУ «Детский дом «Радуга» № 260 от 04.10.2016 г. за высокий уровень исполнительской дисциплины и подготовке к работе учреждения; 2016 г.- Приказ директора МКОУ «Детский дом «Радуга» № 266 от 07.10.2016 г. О выплатах по итогам работы из стимулирующего фонда работникам; 2015г. Приказ директора МКОУ «Детский дом «Радуга» № 295 от 11.11. за успешное выполнение особо важных и срочных работ; 2017 г. – Приказ директора МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» №68 от 17.03.2017 г. О выплате единовременной премии; 2017 г. – Приказ директора МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» № 91 от 10.04.2017 г. О стимулирующей премии сотрудникам; 2017 г. – Приказ директора МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» № 167 от 08.06.2017 г. О выплате единовременной премии ; 2017 г. - Благодарственное письмо Управления культуры и кино Администрации города Юрги за подготовку победителя в городском конкурсе; 2017 г. - Благодарственное письмо ООО «Юргинский машзавод» за подготовку победителя конкурса детского рисунка и поделок «Юрга город машиностроителей»; 2016г. - Благодарственное письмо МКУ «Центр содействия семейному устройству «Радуга» за участие в военно-патриотическом мероприятии « Гонка сибиряков 2017». Директор К.В.Бабуковй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.