Интегрированные уроки изобразительного искусства, как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированные уроки изобразительного искусства, как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.
Автор: Хамитова Люция Мансуровна
Интегрированные уроки изобразительного искусства, как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.Создание и развитие инновационной образовательной среды актуализировало проблему межпредметной интеграции, обеспечивающей преодоление предметноцентризма в обучении. В описании опыта прослеживается интеграция изобразительного искусства с разными предметами, анализируются используемые на практике технологии, методы и методики.Актуальность проблемы интеграции обучения и воспитания продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Интеграция содержания образования способна сформировать у учащихся универсальные и одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личностиСуществует множество видов интеграции: по методам, приёмам, способам, уровням, направлениям.Наиболее эффективным следует считать обращение к трем видам искусства, соответствующим трем учебным предметам гуманитарного цикла: музыке, литературе и изобразительному искусству. Комплексное использование вышеперечисленных предметов помогает учителю вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают учащимся преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет «наглядности» другого. Например, при пластообразной форме интеграции – образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п. Например, при спиралевидной форме интеграции – можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков изобразительного искусства с уроками литературы и русского языка, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у учащихся. Восприятие художественных произведений литературы и изобразительного искусства носит схожую природу, неразрывно связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного восприятия, как искусства слова, так и изобразительного искусства. Восприятие произведений искусства и литературного текста неразрывно связано и во многом дополняет друг друга. Использование иллюстративного принципа так же создает условия для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством литературного искусства, например при изучении таких тем, как «Мой любимый литературный герой», «Иллюстрации к литературным произведениям» и др. Учитель изобразительного искусства в целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков может оказывать методическую поддержку учителям литературы в подборе произведений изобразительного искусства к урокам.В рамках предметов изобразительного искусства и музыки, возможна тематическая интеграция, когда разные учебные предметы раскрывают одну тему, например «Ритм», «Композиция», «Средства выразительности» и др.Межпредметные связи изобразительного искусства и математики позволяют рассматривать одни и те же объекты с разных позиций, что создает условия для развития умений обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений (например, при ознакомлении с понятием золотого сечения).Интеграция изобразительного искусства и психологии, осуществляющаяся в разнообразных формах (использование рисуночных проективных методик на уроках изобразительного искусства, применение элементов арт-терапии, использование психолого-педагогических техник, психологических сказок, метафор, притч и др.), позволяет не только нестандартно подать тему соответствующего урока, но и получить диагностический материал для последующей коррекционно-профилактической работы; позволяет обогатить урок нестандартными техниками и материалами, которые выросли из арт-терапии, обратиться к эмоциям ребенка ; разнообразить уроки, получить обратную связь от учащихся.Одним из направлений работы, в рамках интеграции изобразительного искусства и психологии, является использование здоровьесберегающих технологий, а именно приемов арт-терапии. Арт-терапевтические игры-упражнения, например такие, как «Рисунок на асфальте», «Наскальная живопись», «Рисунок на стекле», «Восковой рисунок», «Пластилиновая живопись», «Изображение своего настроения», «Победа над страхом», «Кляксы», «Рисование в воздухе», «Графическая музыка», «Пальцевая живопись», «Волшебные пятна» развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести ребенку коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление. Арт-терапия обращается к эмоциям человека, заставляя активно работать правое полушарие. Кроме того, учитель, вооружает учащихся одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения на будущее. Такое прикладное использование навыков, полученных на уроках, позволяет не только реализовать компетентностный подход, но влияет на повышение познавательного интереса к предмету.Возможности для проведения интегрированных уроков значительно расширились с появлением компьютерных средств, новых информационных технологий. Одна из главных задач изобразительного искусства — знакомить детей с различной техникой и приемами рисования для того, чтобы в будущем учащиеся могли самостоятельно, по настроению, по впечатлению, выбирать технику для создания творческих композиций. В этом может помочь компьютер с его различными графическими программами. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, а источником мотивации является занимательность.Большие возможности для интеграции с уроками изобразительного искусства есть и уроков технологии. Выполненные на уроках изобразительного искусства эскизы и чертежи учащиеся используют в практической деятельности на уроках технологии. Обращение к интеграции уроков изобразительного искусства и технологии продиктовано и тем, что она (интеграция) является еще и основой развития у детей пространственного представления, позволяющих обучаемым выработать эффективный способ переработки информации – ее визуализацию.При проведении интегрированных уроков возможно применение различных методов и технологий, эффективно способствующих развитию познавательной деятельности учащихся: методы уровневой дифференциации; игровые методы обучения; методы личностно-ориентированной и деятельностной педагогики; методы проблемно-поискового обучения; метод проектов; методы и приемы технологии развития критического мышления; методики психолого-педагогической диагностики и др.Использование на интегрированных уроках изобразительного искусства проектного метода обучения способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности и в то же время умения работать в коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся. Привлечение к проектной деятельности учителей-предметников обеспечивает наибольшую эффективность развития познавательной активности учащихся. Проект может начинаться на уроке и продолжаться во время изучения элективного курса «Ландшафный дизайн», тем самым интегрируя изобразительное искусство и предпрофильную подготовку, как, например, в творческом проекте «Дизайн детской площадки на школьном дворе».