Карточки для автоматизации
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Карточки для автоматизации
Автор: Байгазова Елена Николаевна
Автоматизация звука Л (карточки для индивидуальной работы и домашних заданий)Полноценное развитие ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь – одна из важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов и на общее развитие ребёнка. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. Она является основным средством общения людей между собой. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития.Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и со взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.Нормативным возрастом для формирования правильного звукопроизношения долгое время считался возраст от 4 до 5 лет. Но большой практический опыт работы логопедом ДОУ позволяет мне отметить, что у большого количества детей звукопроизношение не формируется полностью к 5 годам, а у некоторых детей и к 7 годам. Часто бывает так, что поставленный звук произносится ребёнком изолированно, а в потоке речи не используется. Так, например, бывает с сонорными звуками. Ребёнок научился произносить звук [л], а в речи пользуется звуком [в] , или не произносит звук [л], пропускает. Предлагаемые карточки составлены для таких детей. По ним может заниматься, как логопед на индивидуальном занятии, так и родитель дома.Заинтересованность ребёнка – важная составляющая успеха. Поэтому в карточках предложены различные речевые игры и игры с картинками. Ребёнку интереснее, когда на занятии предлагают какие-нибудь игры.Советы логопеда родителямПеред выполнением заданий из карточки сделайте с ребёнком артикуляционную и пальчиковые гимнастики, тем самым подготавливая ребёнка к основному занятию.Старайтесь, чтобы занятия с ребёнком были регулярными, какими бы важными ни были ваши собственные дела.Будьте доброжелательны и терпеливы, если не всё будет получаться с первого раза (иногда это может вызвать отказ от продолжения занятия). Подбодрите ребёнка и вернитесь к уже отработанному материалу.Не ругайте ребёнка за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные победы.Рекомендуемое время занятий 15 – 30 минут. Вы можете заниматься каждый день по 15 минут, или через день (можно 2 раза в неделю) по 30 минут.КАРТОЧКА № 11. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить слоги:Ла ла-ла-лаЛо ло-ло-лоЛу лу-лу-луЛы лы-лы-лы3.Повторить слова:Лак, лавка, ласка, лампа, лапа, ландыш, лоб, лодка, ложка, локоть, лось, лошадь, лом.4. Счёт от 1 до 5. Слова: лодка, лампа, лужа, лосьОдна лодка, две лодки, … и т.д.5.Произносить предложения:Лапа у кота.Лампа светит.У Вовы лыжи.Ласточка в небе.У Луши лупа.Маме нужен лук.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Закончи предложение нужным по смыслу словом:Суп и кашу едят … ложкой.В лесу расцвёл душистый … ландыш.Бабушки сидели возле дома на … лавке.Ребята плыли на … лодке.В лесу живёт рогатый … лось.Луша едет на … лошади.Вова включил настольную … лампу.У кошки мягкие … лапы.КАРТОЧКА № 21. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить слоги:Ла ла-ла-лаЛо ло-ло-лоЛу лу-лу-луЛы лы-лы-лы3.Повторить слова:Лук, лужа, лупа, луч, Луша, луковица, лысый, лыжи, лыжник, лыко, лысина.4.Изменять слово (спрягаем глагол):Лакать.Я лакаю. Мы … .Ты … . Вы … .Он … . Они … .5.Произносить предложения:Лада моет ложку.Луша едет на лошади.Катя ловко ловит мяч.Лада топает по лужам.Петя моет лоб и локти.Собака лает на лося.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Отгадайте загадки (отгадки в картинках):Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой…(Лыжи)Злой он очень, но полезный,Защищает от болезней.Всем микробам враг, не друг…Как его назвали?.. (Лук)Ручка есть, и есть оправа.Не очки же это, право.Ведь в оправе лишь одноУвеличительное стекло. (Лупа)В сентябре и в октябреИх так много во дворе!Дождь прошел - оставил их,Средних, маленьких, больших…(Лужи)КАРТОЧКА № 31. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить слоги:Ла ла-ла-ла алаЛо ло-ло-ло олоЛу лу-лу-лу улуЛы лы-лы-лы илы3.Повторить слова:Ладонь, лапша, ладья, лавина, лопата, лото, ловушка, лошадка, луна, лужайка, лукошко, лунатик.4.Игра «10 – 4 – 1»:Десять ладоней, четыре ладони, одна ладонь и т.д.Ладонь, лопата, лукошкоОдна ладонь, две ладони, … и т.д.5. Повтори предложения:На лужайке много ландышей.На лугу пасутся лошади.Луша покупает лото.Ловушки ставят ловить мышей.Лыжник бежит по лыжне.Лавина ломает дома.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Закончи предложение нужным по смыслу словом:Дети играли в … лото.Папа копал грядку …лопатой.Мама сварила … лапшу.Лада собирала грибы в … лукошко.На ночное небо вышла … луна.Сегодня дети катались на … лошадке.С гор сошла снежная … лавина.Шахматная фигура – … ладья.КАРТОЧКА № 41. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить слоги:Ла ла-ла-ла алаЛо ло-ло-ло олоЛу лу-лу-лу улуЛы лы-лы-лы илы3.Повторить слова:Пила, скала, салат, халат, пчела, палатка, пилот, болото, солома, талон, Володя, голодный, холодный.4.Доскажи слова в рифму:Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт… (пчела)Ла-ла-ла, как у тебя идут…? (дела)Ло-ло-ло, зимой от снега всё … (бело)Ло-ло-ло, поля все снегом … (замело)Лу-лу-лу, все танцуют на … (балу)Лы-лы-лы, в кухне вымою … (полы)5.Повтори предложения:Лавка мала.Лыжи малы.Шалун ушиб лоб.У дома была лужа.Лавка стоит у стола.Володя унёс колун.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Упражнение «Волшебная палочка». Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: пила – пилы, скала – скалы… Какие слова не изменились?КАРТОЧКА № 51. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить слоги:Ла ла-ла-ла алаЛо ло-ло-ло олоЛу лу-лу-лу улуЛы лы-лы-лы илы3.Повтори слова:Шалун, колун, валун, тулуп, получка, голубка, белуга, волы, полы, столы, колы, улыбка, малыш, полынь.4.Игра «Назови ласково».Салат – салатик, талон, халат, булавка, улыбка.5.Повторить предложения:У дяди Володи была лодка.У мамы на халате была булавка.Лайка ласкается к Володе.У деда была лысая голова.Лохматый пёс ловит пчелу.6.Учить чистоговорку:Ла – ла – ла, у меня юла.Ло – ло – ло, еду я в село.Лу – лу –лу, газеты на полу.Лы – лы –лы, забиваю я голы.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Игра «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери нему слово-предмет (картинку) и проговори два слова вместе.Взлетела … голубка.Плывёт … белуга.Колет … колун.Пашут … волы.Надевают … тулуп.Пахнет … полынь.Играется … малыш.Лежит … валун.КАРТОЧКА № 61. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить слоги:Ла ла-ла-ла ала – ла Ло ло-ло-ло оло – ло Лу лу-лу-лу улу – лу Лы лы-лы-лы илы – лы 3.Повтори слова:Мыла, учила, писала, читала, ходила, упала, мыло, голос, голова, молоко, золото, половина.4. Игра «Один – много» (взрослый называет один предмет, ребёнок много таких предметов).Пила – пилы, пчела, скала, акула, пиала, сила, шпала, школа, одеяло.5.Повторить предложения:Катя ела лапшу.Мила села на лавку.Лампа упала со стола.Мама купила ландыши.Мила вымыла лоб.Лодка качалась на воде.6. Учить чистоговорку:Лы – лы – лы, стоят в комнате столы.Лу – лу – лу, идёт Милочка к столу.Ла – ла – ла, стоит Мила у стола.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.КАРТОЧКА № 71. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить слоги:Ла ла-ла-ла ала – ла Ло ло-ло-ло оло – ло Лу лу-лу-лу улу – лу Лы лы-лы-лы илы – лы 3.Повтори слова:Голубь, голубок, жёлудь, палуба, голубой, милый, белый, целый, алый, тяжёлый, каникулы.4.Вставь в предложение подходящие по смыслу слова со звуком [Л].Алла тихо пела, у неё тихий … (голос).Малыш пьёт белое … (молоко).У Володи в ванной висит голубое … (полотенце).Из золота можно сделать чайную … (ложку).Пилот не боится ничего, он … (смелый).5.Повтори предложения:Вода затопила луга.Мама купила молоко, лук и салат.Володя нёс белого голубя.На небе светила белая луна.Мила надела голубой халат.6.Учить:Болонка пила у колонки.Колонка поила болонку.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Отгадайте загадки (отгадки в картинках):В этот гладкий коробокБронзового цветаСпрятан маленький дубокБудущего лета. (Жёлудь)Вафельное и полосатое,Гладкое и лохматое,Всегда под рукою —Что это такое? (Полотенце)Эта птица — символ мира, Чердаки её квартира, Там, где площади, фонтаны, Ищет крошки постоянно! (Голубь)Видят над водой плавник, поднимают люди крик! И от страха сводит скулы! Дети, это кто? (Акула)КАРТОЧКА № 81. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить слоги:ал ала – ла ол оло – ло ул улу – лу ил илы – лы 3.Повтори слова:Пенал, вокзал, сигнал, металл, овал, пол, стол, ствол, футбол, баскетбол, дал, спал, упал, звал, пил, был, жил, дул, надул, тянул, махнул, пел, сел, одел, висел.4.Проговори предложения:Пенал упал.Вова искал пенал.Дима мёл пол.Митя дул на воду.Миша дал Вове пенал.Отец уехал на вокзал.Федя читал и писал.Кот сел на стул.Павел ушёл на футбол.5.Учить:Веник пол подметал.Веник очень устал.Он чихнул, он зевнулИ тихонько лёг под стул.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Закончи предложение нужным по смыслу словом:Луша сложила ручки в … пенал.Поезда приходят на … вокзал.Мама вымыла … пол.У берёзы белый … ствол.Дети играют в … футбол, баскетбол.Геометрическая фигура … овал.Гости сели за … стол.Гвозди делают из … металла.КАРТОЧКА № 91. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить слоги:ал ала – ла ол оло – ло ул улу – лу ил илы – лы 3.Повтори слова:Мул, стул, мускул, гул, тыл, мел, отдел, Павел, новосёл, узел, читал, писал, сказал, скакал, давил, остыл, звонил, ходил, заснул, боднул, кинул, хотел, успел, свистел, задел.4.Изменять фразы:Мыть пол. Идти на футбол.Я мою пол. Мы … .Ты … . Вы … .Он … . Они … .5.Повторить предложения:Федул губы надул.Козёл боднул Петю.Дедушка забил кол.Нападающий забил гол.Петя был мал, да удал.Щегол звонко пел.Мел упал на пол.Дятел сидел на суку.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Закройте (квадратиком бумаги, фишкой и т.д.) одну картинку. Пусть ребёнок вспомнит, что на ней было нарисовано, какое было слово.КАРТОЧКА № 101. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить цепочки слогов:ла – ло – лу ал – ил – ол лу – ла – ло ул – ил –ал лы – лу – ла ил – ал – ул ло – лы – лу ол – ул – ил 3.Произносить слова:Алмаз, алфавит, халва, шалфей, балкон, чулки, вулкан, дятел, Павел, выдал, выпал, капал, падал, стукнул, дунул, вышел, обидел.4.Посчитай от 1 до 5 и обратно.Алмаз, дятел, балкон.Один алмаз, два алмаза, три … и т.д.5.Доскажи слово в рифму.Заставил плакать всех вокруг,Хоть он и не драчун, а … (лук).Лейся дождь весёлый, мы с тобою дружим!Хорошо нам бегать босиком по … (лужам).Сшил себе котёнок тапки,Чтоб зимой не мёрзли … (лапки).Два берёзовых коня по снегам несут меня.Кони эти рыжи, а зовут их … (лыжи).6.Повтори предложения:Ластик упал.Митя кушал халву.Петя выучил алфавит.Папа спал в шалаше. Мама мыла пол.7.Учить: – Заяц белый, заяц белый!Ты куда за лыком бегал?Заяц белый отвечал: – Я не бегал, я скакал!Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Назвать картинку по ассоциации (вы называете слово, ребёнок подходящую картинку):буквы, дерево, дом, ноги, чай, трава, огонь, мальчик, драгоценность.КАРТОЧКА № 111. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить цепочки слогов:ла – ло – лу ал – ил – ол лу – ла – ло ул – ил –ал лы – лу – ла ил – ал – ул ло – лы – лу ол – ул – ил 3. Изменять фразы в прошедшем времени:Купить лыжи. Сидеть за столом.Я купил лыжи. Мы … .Ты … . Вы … .Он … . Они … .4.Повтори слова, найди лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.Пример: сокол, щегол, лук, соловей. – Лишний – лук, потому что это – овощ, а всё остальное – птицы. лось, лошадь, ландыш, буйволюла, колун, пила, долоточулок, халат, калоши, тулуплодка, полочка, стол, стулсалат, мел, шоколад, калачласточка, козёл, осёл, мулпилот, водолаз, лампа, велосипедистбелуга, лосось, дятел, акула5.Повторить предложения:Таня села за стол.Петя заснул на лугу.Мама шила одеяло.Папа наточил пилу.На ветке пел соловей.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.КАРТОЧКА № 121. «Самолёт» - произносить длительно звук [Л], раскинув руки, имитируя самолёт.2.Произносить цепочки слогов:ла – ло – лу ал – ил – ол лу – ла – ло ул – ил –ал лы – лу – ла ил – ал – ул ло – лы – лу ол – ул – ил 3.Произносить слова:Лапти, колодец, поломка, дупло, Мила, голубцы, получать, вилы, смелый, спелый, унылый, бокалы, пеналы, каналы4. Изменять фразы :Положить мел на стол. Ловить белого голубя.Я положу мел на стол. Мы … .Ты … . Вы … .Он … . Они … .4.Произносить предложения:Шалун скакал на палочке.Володя пошёл в школу.Стол стоял около окна.Таня поставила локти на стол.Володя погасил лампу.Михаил успел сделать задание.Ученик положил мел на стол.Володя хотел сделать полочку.Дима ходил по болоту и устал.5.Выучи скороговорку:Сел и всё съел.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Отгадайте загадки (отгадки в картинках):Он построен под землёй, Поит свежей всех водой. Всё в деревне его знают,Воду ведрами черпают…(Колодец)На коробку я похож,Ручки ты в меня кладешь.Школьник, ты меня узнал?Ну, конечно, я — … (пенал).Не ботинки, не сапожки.Но их тоже носят ножки.А чтоб с ножки не спадали,Их верёвкой привязали. (Лапти)Под Новый год их достают,Гостям напитки в них нальют,И, славные своим вокалом,Под бой часов звенят... (Бокалы)КАРТОЧКА № 131.Произносить слоги:пла бла хла кла глапло бло хло кло глоплу блу хлу клу глуплы блы хлы клы глы2. Повтори слова:Плач, платок, платье, плот, планета, план, блузка, блокнот, яблоко, каблук, облако, область, хлам, хлопок, хлопоты.3.Игра «У гномика» (Изменить слова по образцу).Платок – платочек, глоток, яблоко, каблук, облако, клубника.4.Проговори предложения:Плотник чинил пол.Мила купила платье и платок.Алла купила блокнот.По небу плывёт белое облако.Кот катал клубок по полу.5.Учить:Свёкла у Фёклы сохла и мокла,Мокла и сохла, пока не засохла.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Закончи предложение нужной по смыслу картинкой:На яблоне висит спелое … (яблоко).Сапожник починил у туфли … (каблук).Мила записала задание в … (блокнот).Светлана надела нарядное … (платье).Вату делают из … (хлопка).Мама гладила новую … (блузку).По небу плыло белое … (облако).Луша накинула на плечи большой … (платок).КАРТОЧКА № 141.Произносить слоги:пла бла хла кла глапло бло хло кло глоплу блу хлу клу глуплы блы хлы клы глы2. Повтори слова:Класс, клоун, клумба, клубника, кладовка, подкладка, хлопать, хлынуть, хлопотать, глаз, глотка, глобус, главный, глубокий, глупый.3.Игра «У гномика» (Изменить слова по образцу).Голубое платье – голубенькое платьице, голубой глаз, голубое стекло, голубой блокнот, голубая закладка, голубой клубок.4.Повтори предложения:Клава сажала цветы на клумбу.У Глаши голубые глаза.Павел хлопает в ладоши.Алла хлопочет на кухне.Луна не видна из-за облаков.5.Учить загадку:Я клумбу копала,Ничуть не устала.А кто мною копал,Тот и устал. (Лопата)Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Отгадайте загадки: отгадки в картинкахДва братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)В цирк придешь-он там всегда,Без него- ну никуда!Всех смешит, такой веселый-Догадались? Это… (клоун).Круглый мячик, словно карта, Только с ним нельзя играть.Лучше вам на нем, ребята Страны мира показать. (Глобус)Красный «кругляшик» На грядке нашей В ясную погоду Слаще мёда! (Клубника)КАРТОЧКА № 151.Произносить слоги:сла зла фла вла шласло зло фло вло шлослу злу флу влу шлуслы злы флы влы шлы2. Повтори слова:Слон, слово, слух, злоба, злость, злой, флаг, флажок, флакон.3. Посчитай от 1 до 5: весло, метла, узел, флажок.Одно весло, два весла и т.д.4.Повтори предложения:Слава подал стул.У слона сломан клык.Мама испекла слойку с клубникой.Около слона стоял слонёнок.Зоя везла куклу.Лада плохо завязала узлы.Павел видел козла на лугу.5.Продолжи предложения словом со звуком [л].Заяц летом серый, а зимой … (белый).Силач сильный, а малыш … (слабый).Таблетка горькая, а шоколадка … (сладкая).Персик сладкий, а лимон … (кислый).Лужа мелкая, а река … (глубокая).Асфальт шершавый, а камень … (гладкий).6.Выучить:Мила шла, колобок нашла,Села, поела и опять пошла.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Назвать картинку по ассоциации (вы называете слово, ребёнок подходящую картинку):сиденье, игрушка, лодка, духи, булочка, хобот, знамя, дворник.КАРТОЧКА № 161.Произносить слоги:сла зла фла вла шласло зло фло вло шлослу злу флу влу шлуслы злы флы влы шлы2. Повтори слова:Власть, Владик, влажный, шланг, шлагбаум, шашлык, метла, атлас, отлучка.3.Игра «У гномика». (Изменить слова по образцу).слон – слоник флакон – …флаг – … шашлык – …слово – … весло – …4.Произнеси предложения:Флажок упал на пол.На площади много флагов.На клумбе цветут белые и голубые флоксы.Владик сел в лодку.Павел попал в лужу.В ложке было масло.Алла сушила влажное полотенце.5.Продолжи предложения словом со звуком [л].Кипяток горячий, а лёд …(холодный).Волк летом сытый, а зимой … (голодный).Шарик лёгкий, а валун …(тяжёлый).Волшебница добрая, а колдунья … (злая).Пьеро грустный, а Буратино … (весёлый).Зимой погода холодная, а летом … (тёплая).6.Учить загадку:Лежало одеяло Мягкое, белое.Солнце напекло – Одеяло потекло. (Снег)Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Игра «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты назови соответствующую картинку.Розовый … фламинго.Жареный … шашлык.Гибкий … шланг.Цветущие … флоксы.Разноцветные … фломастеры.Морской … флот.Преграждающий … шлагбаум.Смеющийся … Владик.КАРТОЧКА № 171.Произносить слоги:алпа алба алда алга алмаолпо олбо олдо олго олмоулпу улбу улду улгу улмуилпы илбы илды илги илмы2. Повтори слова:Палка, полка, булка, белка, вилка, волк, волна, солдат, балкон, молния.3.Изменяй фразу:Гладить белую блузку.Я глажу белую блузку. Мы … .Ты … . Вы … .Он … . Они … .4.Повтори предложения:У кино стояла толпа.Володя взял палку.Мама купила булку и халву.Лодка качалась на волнах.Лукошко было наполнено спелой клубникой.Мама положила лук и салат на полку.5.Учить загадку:Одеяло белое,Не нами сделано.Не ткалось и не шилось,С неба на голову свалилось. (Снег)Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Закончи предложение нужным по смыслу словом:Сверкнула ослепительная … молния.Мясо мы едим … вилкой.Папа повесил на стенку … полку.Грызёт орешки … белка.На берег набежала … волна.Мы застеклили … балкон.Алла ела … булку.Михаил занимался с гимнастической … палкой.По парку шёл … солдат.КАРТОЧКА № 181.Произносить слоги:алпа алба алда алга алмаолпо олбо олдо олго олмоулпу улбу улду улгу улмуилпы илбы илды илги илмы2. Повтори слова:Катался, одевался, обувался, купался, мылся, оделся, наелся, нашёлся, стукнулся, кинулся, возился, смеялся.3. Изменить прилагательные (ребёнку говорим, что надо соединять слово с другими словами и изменять его).тяжёлый – груз, работа, дело, дни;белый – снег, тарелка, мороженое, чашки;целый – день, неделя, блюдо, коробки.4.Исправь предложения:Лодка села во Владика. (Владик сел в лодку.)Влажное полотенце сушило Аллу. Школа пошла в Аллу.Шашлык ел в столовой Михаила.Масло ушло в магазин за Клавой.Из воды потёк шланг.5.Учить загадку:Как взялась кума за дело,Завизжала и запела.Ела, ела дуб, дуб,Поломала зуб, зуб. (Пила)Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.Закройте (квадратиком бумаги, фишкой и т.д.) одну картинку. Пусть ребёнок вспомнит, что на ней было нарисовано, какое было слово.КАРТОЧКА № 191.Произносить слоги:лал пла – лпа лол пло – лполул плу – лпулыл плы – лпы2.Проговори слова:колокол ловил глоталаскалолаз колол гладилабалалайка лаял плавалагладиолус ласкал платила головоломка лакал плакала3. Посчитай от 1 до 5: белая скакалка, клоунский колпак.Одна белая скакалка, две белых скакалки и т.д.4.Изменяй предложения по образцу.У бабушки платок из шёлка. – У бабушки шёлковый платок.У Клавы блузка из хлопка. – У Клавы …У мамы сумка из соломы. – У мамы …Мама сделала салат из лука. – Мама сделала …У Николая сок из яблок. – У Николая …У Аллы компот из клубники. – У Аллы …5.Учить:Дятел на дубу сидит.Дятел долго дуб долбит.День долбил, два долбил – В небо носом угодил.Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок.КАРТОЧКА № 201.Произносить слоги:ла –ла – ля ал – аль – альло – лё – ло оль- ол – ол лю – лю – лу ул – ул – ульлэ – ле – лэ ел – ель – ел ли – лы – ли иль – ил – иль 2.Замени звук ль на звук л. Какое слово получилось?моль – мол цель – цел быль – даль – мель – жаль – ель – сталь – пыль – уголь – 3.Повтори предложения:Стояло тёплое лето.Лиса поймала белку.Коля сделал лодочку.С дуба упали жёлуди.В лесу запела малиновка.Кончились летние каникулы. 4.Ответь на вопрос полным ответом:Кто живёт в улье? – В улье живут пчёлы.Где живёт лягушка? – (в болоте)Где цветёт ландыш? – (в лесу)На чём висят яблоки? – (на яблоне)Откуда капают слёзы? – (из глаз)Из чего делают сливки? – (из молока)Какая птичка поёт лучше всех? – (соловей)Какие птицы селятся около жилья человека? – (голуби и ласточки) Работа с картинками:- назвать картинки, уточнить понимание;- взрослый закрывает картинки, предварительно направив внимание ребёнка на запоминание. Ребёнок вспоминает и называет картинки. Надо постараться запомнить не менее шести картинок. Список используемой литературы:Анищенкова Е.С. «Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей» Москва Издательство АСТ - Астрель, 2007Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей» Москва Издательство Просвещение, 1979Жихарева Ю.Б. «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Л» Москва Гуманитарный издательский центр Владос, 2014Руденко В.И. «Домашний логопед» Ростов-на-Дону Феникс, 2000Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей» Москва Издательство АСТ, 2005Спивак Е.Н. «Звуки Р, Рь, Л, Ль» Москва Издательство Гном, 2012Картинки взяты с различных сайтов Интернета.