"Коррекционно - развивающая работа в процессе музыкальной деятельности"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Коррекционно - развивающая работа в процессе музыкальной деятельности"
Автор: Широтова Ирина Анатольевна
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Музыкальное воспитание является сложным по содержанию и структуре педагогическим процессом. Его содержание обусловлено спецификой музыки как формы эмоционально-образного отражения окружающего мира. Музыка как искусство ритма и звука исторически признана средством разностороннего воздействия на человека. Целесообразность обращения к музыке, обладающей безграничными психотерапевтическими и психолого-педагогическими возможностями, подтверждается многовековым человеческим опытом, зафиксировавшим исторические прецеденты использования искусства звука и ритма с целью влияния на психическое и соматическое состояние человека. Формирующее начало музыкальной ритмики обусловливается сочетанием движения и музыки. Наш детский сад посещают дети с нарушениями речи и с задержкой психического развития. К специфическим характеристикам музыкального развития детей дошкольного возраста с ОВЗ относятся: выраженное недоразвитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, звуковысотного, динамического, тембрового слуха, музыкальной и двигательной памяти, не сформированность исполнительских способностей. Недоразвитие ладового чувства проявляется в наличии неустойчивого интереса к музыкальной деятельности, низком уровне сформированности у детей слухового внимания и сосредоточения на музыкальном звучании, неумении адекватно выражать эмоции в соответствии с характером музыки. Неразвитость музыкально-слуховых представлений выражается в не сформированности умения чисто интонировать мелодию. При организации коррекционно-педагогического процесса учитываем психофизическое развитие детей дошкольного возраста , которое характеризуется наличием нарушений: эмоциональной нестабильности, зажатости, заторможенности, поведенческих расстройств. У некоторых детей присутствует аритмичность двигательных актов, трудности зрительно - пространственной ориентировки. Все это объясняется тем, что зрительный, слуховой и речедвигательные центры коры головного мозга находятся в одной зоне, пересекаются и воздействуют друг на друга как отрицательно, так и положительно. Целью музыкального воспитания в нашем детском саду является создание благоприятных условий для полноценного музыкального развития и воспитания ребенка, формирование основной музыкальной культуры личности, развитие психологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.Коррекционные возможности музыкального воспитания детей дошкольного возраста заключаются, прежде всего, в вызывании позитивных эмоций, активизации потребности в элементарном познании окружающего мира через включение в доступную музыкально-ритмическую, музыкально-речевую и музыкально-коммуникативную деятельность, в создании условий для удовлетворения потребности в движении различной интенсивности. Вся образовательная организованная деятельность построена на взаимодействии специалистов - психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, воспитателя. Это взаимодействие по-разному выражается на различных этапах работы.На первом этапе - диагностическом проводится обследование детей всеми специалистами. Только после этого музыкальный руководитель определяет возможности и перспективы развития ребенка средствами музыкальной деятельности.Второй этап – консультативный. Это взаимодействие всех специалистов проявляется в совместном планировании коррекционно-развивающей работы, намечаются формы и методы, выбираются пособия, атрибуты.На третьем этапе проводится коррекционная работа с детьми музыкальным руководителем и воспитателем.На четвертом этапе проводится анализ проведенной работы и корректируется дальнейшая работа с детьми. Главной задачей музыкального руководителя в работе с такими детьми является создание на музыкальных занятиях условий эмоционального комфорта. С помощью разных видов музыкальной деятельности удается развивать эмоциональную сферу, снимать у детей психологическую зажатость, помогает детям обрести уверенность в себе.В раздел ритмики входят упражнения, пляски, игры, хороводы, музыкально-игровое и танцевальное творчество.При разучивании музыкально-ритмических движений часто используем подговорки- это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению первоначальных навыков танцевальных движений. Они образны, музыкальны, ритмичны. При начальном этапе разучивания ритмично произносится текст, а по мере усвоения, дети самостоятельно декламируют текст. Часто используем приемы: выполнение упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров, хлопков, отражающих ритмическую характеристику. В процессе работы над музыкально-ритмическими движениями развивается пространственная ориентировка, координация движений. Значительную помощь в решении этой проблемы оказывают пособия для развития мелкой моторики. Это погремушки, платочки, листочки, ленточки, мячи, кубики, султанчики, флажки, цветы. Использование пособий и игрушек дает возможность максимально разнообразить детские игры, пляски. Музыка в сочетании с яркими, разнообразными пособиями вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать. Меняя предметы, можно не снижая интересы у детей в упражнениях добиваться развития долговременной памяти и двигательных навыков.Методика разучивания танцевальных движений, музыкальных игр соответствует возрастным особенностям дошкольников и состоит из трех этапов:I начальный этап - прослушать музыкальное произведение, создать целостное впечатление о музыке и движениях, разучивание.II этап - углубленное разучивание, многократное повторение. Педагог напоминает последовательность и оценивает достижения детей.III этап закрепление совершенствования двигательных навыков - работа нацелена на качество.Для развития пластичности включаем танцы и пляски разных жанров, но отдаем предпочтение сюжетным танцам.Дети старшего дошкольного возраста умеют образно передавать в движениях настроение, чувства. Они передают не просто образ, могут показать характер персонажа. Если танец сложный, движения предварительно разучиваются в упражнениях в медленном темпе, под счет.Применяем такие приемы: показ исполнения детьми; показ упражнения условными жестами, мимикой, «провокации» - это специальные ошибки при показе с целью активизации внимания и побуждения к тому, чтобы дети заметили и исправили ошибку. Для того, чтобы детям было, легче перестроиться используем зрительные ориентиры: узор ковра, мебель, расположение окон, стен.... Так же метод моделирования - выкладывание на столе различные танцевальные фигуры и последовательность перестроений. Танцуют дети на третьем этапе самостоятельно, без помощи взрослого. Для активизации внимания детей, координации движений, развития чувства ритма используются сюжетные, музыкально-дидактические, пальчиковые, речевые игры И. Бодраченко и др.«Колобок» Мы лепили колобок, Колобок - румяный бок. Лепят Мы его катали,(катают), в печке выпекали (показывают развернутые кверху ладони) Колобок лежал – лежал (ладошки к уху сложить),потом взял и убежал( на прыжке присесть). Вот он катиться по лесу (идут гуськом), а в лесу ему навстречу. Кто? Очень важен синтез поэтического слова и движения, на основе которого создаются образно-игровые композиции. В таких мини композициях движение конкретизирует слово, делает его более понятным ребенку, а слово помогает более четко и выразительно исполнить то или иное движение. Ценность таких игровых упражнений в образности, художественности. Речевые игры помогают развивать у детей речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, различные двигательные умения и творческие способности. Они собирают внимание, помогают снять усталость, зажатость, развивают выразительную интонацию. Музыкально - игровое и танцевальное творчество на занятиях являются не самоцелью, а средством коррекции, помогающим преодолевать неуверенность, стеснение, а также развивают воображение, внимание и память. В занятия включаем этюды психогимнастики Чистяковой. В них заложены движения, которые формируют образные выражения эмоционального состояния («сердитый дедушка», «потерялся», «разное настроение»).Этюды помогают раскрыть сюжет, развивают воображение детей, помогают внутреннему раскрепощению. Дети любят играть на инструментах, изготовленных своими руками, с помощью воспитателей и родителей. С этой целью проводим конкурсы по изготовлению музыкальных игрушек самоделок. Мы не используем инструменты, где требуется точное попадание, чтобы извлечь нужный звук (металлофон, арфа). На занятиях закрепляем умение играть на детских шумовых инструментах (трещотка, ложки, бубен, маракас…), развиваем умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Игра на детских музыкальных инструментах приобщает к совместному коллективному музицированию. Таким образом, раздел ритмики носит занимательно-обучающий и корректирующий характер. Все это способствует снятию двигательной скованности, раскрепощению, дает выход эмоциям. Пение – это вид исполнительского искусства, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ребенка, на развитие психических функций. На занятиях используем авторский метод В.В. Емельянова, т.к. он благотворно влияет на развитие фонематического слуха, является лечебным средством, регулирует дыхание, развивает легкие, кровообращение, сердечную деятельность, эндокринную систему, укрепляет голосовой аппарат. В качестве подготовительного этапа используем артикуляционную гимнастику, речевые игры и упражнения, направленные на развитие певческого диапазона. Применяем такие приемы: - показ песен голосом без сопровождения; - напевание на ушко детям, которые плохо справляются с подстройкой голоса; - поглаживание кистей рук во время пения (с гудошниками); - предлагаем прикрыть пальчиком одно ухо, чтобы хорошо слышать свое исполнение, а второе слышит пение других детей; - если в пении встречаются трудные мелодические обороты – пропеваем в виде распевок; - чтобы дети лучше освоили певческие навыки, используем элементы моделирования (показ движения мелодии рукой); - выкладывание ритмического рисунка на фланелеграфе; - чтобы выучить мелодию поем без слов по показу, по фразам;проводим словарную работу, чтобы текст был понятен каждому ребенку; - с целью формирования правильного дыхания используем следующие упражнения: подуть на пушинку; вдохнуть аромат цветка; погасить свечку; изобразить шипящего гуся-«ш»; согревание рук- «х»; фырканье ежика-«ф». В работе над дикцией проговариваем текст в разных темпах; - отгадывание песни по мелодии; - отгадывание песни по губам, - по ритмическому рисунку.Варианты исполнения песен могут быть разными: с запевалами, пение подгруппами, по фразам, по цепочке, сольное исполнение. Полезно петь, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Певческая деятельность детей с ОВЗ обеспечивает формирование его музыкальной культуры, сглаживает вторичные отклонения в развитии. Использование пения в быту, в досуговой деятельности тем самым создает условия для социальной адаптации детей. Одной из важных задач музыкального развития дошкольников является развитие музыкального восприятия, способности различать звуковысотную и ритмическую стороны музыки, соотносить отдельные средства музыкальной выразительности с пространственными представлениями (громкое звучание - это приближение предмета, затихание - удаление).Раздел слушания мы не выделяем в какой-то специальный раздел. Все занятие базируется на слушании музыки. То есть слуховое восприятие происходит во всех видах музыкальной деятельности. Мы руководствуемся основным принципом К.Орфа: «Музыка понимается телом, а не рассудком. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке».Материал подготовила музыкальный руководительШиротова И. А.