"Реализация технологии проектной деятельности в ДОУ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Реализация технологии проектной деятельности в ДОУ
Автор: Попондопуло Наталья Павловна

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 163 «Цветочек» комбинированного вида городского округа Мариуполь» Донецкой Народной РеспубликиМетодическая разработка Реализация технологии проектной деятельности в ДОУ Воспитатель ГКДОУетский сад №163 г.о. Мариуполь"Попондопуло Наталья ПавловнаМариуполь 2025 год.Содержание
  • Рецензия………………………………………………………….3
  • Введение………………………………………………………….5
  • Метод проектов…………………………………………………..6
  • Развитие проектных умений у детей…………………………….7
  • Этапы и виды проектной деятельности………………...………9
  • Проект: «Помним. Гордимся. Благодарим…»……………..13
  • Вывод……………………………………………………………17
  • Список литературы……………………………………………..19
  • ВведениеАктуальность методической разработки: Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.Задачи проектной деятельности в ДОУ:
  • Развитие познавательной активности. Стимулирование интереса к исследованию окружающего мира. В процессе проектной работы дети сталкиваются с новыми, увлекательными для них задачами, что развивает их познавательные способности. 
  • Формирование самостоятельности и ответственности. Дети учатся принимать решения, решать возникающие проблемы, брать на себя ответственность за выполнение задач. 
  • Развитие коммуникативных навыков. Проекты часто подразумевают работу в команде, где дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, делить обязанности и вместе добиваться поставленных целей. 
  • Интеграция различных областей знаний. В процессе проектной деятельности дети получают возможность применять знания из разных образовательных областей (математика, чтение, рисование, окружающий мир) в одном проекте. 
  • Формирование навыков самоорганизации. Дети учатся самостоятельно планировать своё время, распределять обязанности и следовать плану действий. 
  • Цель исследования: изучить возможности реализации технологии проектной деятельности в ДОУ.Цель проектной деятельности в ДОУ — активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.Метод проектовМетод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.Первый этап –подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.Развитие проектных умений у детейПроектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:
  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.
  • Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.Последовательность работы педагога над проектом
  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
  • Этапы проектной деятельности1 этап«Выбор темы»Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.2 этап«Реализация проекта»Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.3 этап«Презентация»Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).4 этап«Рефлексия»Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающеорганизующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегративного обучения дошкольников,  позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Развить творческое мышление, умение детей самостоятельно,  разными способами поэтапно, в  практической  деятельности  по достижению поставленной цели,   находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же  делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.        Роль педагога при использовании метода проектов заключается в следующем: это учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей, строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, мотивировать  деятельность детей, использовать игровые методы и приемы.Роль дошкольника заключается в том, что он  является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем.План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями, привлекаются социальные  партнеры, выбирается проектная группа. После защиты проекта начинается его реализация.Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.Педагоги должны соблюдать принципы реализации проектов они следующие:
  • Системность.
  • Сезонность.
  • Учет личности.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
  • При использование метода проектов необходимо соблюдать ряд требований:
  • Во- первых  результат, на который сориентирован проект должен быть практическим и познавательно значим для его участников.
  • Во- вторых, поставленная проблема, должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение, гипотеза о способах ее решения; обсуждения и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.
  • В - третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей. Спланированной ими на подготовительном этапе работы.
  • Используя метод проектов воспитатель, становиться организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.Хочу подробно остановиться на классификация  проектов. Все проекты делятся:1 по доминирующему методу: 
  • Исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
  • Информационные -  дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
  • Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
  • Игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
  • 2 по характеру содержания: 
  • Включают ребенка и его семью.
  • Ребенка и природу.
  • Ребенка и рукотворный мир.
  • Ребенка, общество и его культурные ценности.
  • 3 по характеру участия ребенка в проекте: 
  • Заказчик.
  • Эксперт.
  • Исполнитель.
  • Участник от зарождения идеи до получения результата.
  • 4 по характеру контактов: 
  • Осуществляется внутри одной возрастной группы.
  • В контакте с другой возрастной группой.
  • Внутри ДОУ.
  • В контакте с семьей.
  • Учреждениями культуры.
  • Общественными организациями (открытый проект).
  • 5. по количеству участников:
  • Индивидуальный.
  • Парный.
  • Групповой.
  • Подгрупповой.
  • Семейный.
  • 6. по продолжительности: 
  • Краткосрочный: (несколько ООД до 1 недели).
  • Средней продолжительности: (от 1 до 3 месяцев).
  •  Долгосрочный: (До года).
  • Результативность работы при использовании проектного метода:Положительными моментами использования проектной деятельности заключается в том, что в процессе исследовательской работы у детей: проявляется культура мышления, умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, появляются навыки исследовательского поведения, умения выдвигать идеи, преодолевая трудности вместе с взрослыми и сверстниками. Дети приобретают способности сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслитьПереживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых - создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.Предлагаю вашему вниманию сценарий проекта на тему: «Помним их подвиги великие…». ПроектТема: «Помним. Гордимся. Благодарим…»Тип проекта: - творческий - информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководительЦель: воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.Задачи:
  • Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
  • Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
  • Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
  • Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
  • Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
  • Привлечь родителей к совместной деятельности.
  • Актуальность проекта:Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Предварительная работа:1. Рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы.2. Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне, слушание военных песен, вальсов, заучивание стихов и песен. Этапы реализации проекта1 этап подготовительный: Обдумывание идеи проекта введение в тему проекта2 этап Организационный:1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.2. Информация родителей о предстоящем проекте.3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов, составление планов. 3 этап практический:Физическое развитие», «Здоровье»:
  • комплекс общеразвивающих упражнений «Мы – защитники».
  • «Познавательное развитие»:
  • «Беседа о защитников Родины».
  • Беседа: «Знакомство с разными родами войск»: пехотинцы, танкисты, моряки, лётчики, ракетчики, пограничники.
  • «Труд» (рукотворный мир):
  • Коллаж «Аллеи славы» (семейная военная хроника).
  •   «Речевое развитие»
  • Составление рассказа «День Победы в моей семье».
  •  «Чтение художественной литературы»
  • Прочитать стихотворение Н. Френкеля «Вспоминают наши деды».
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • Плакат «Пусть всегда будет солнце!».
  • Цель: Рассмотреть плакаты, открытки, посвященные празднику, продолжать знакомить детей с выразительными средствами искусства графики, предложить создать эскиз плаката «Путь всегда будет солнце!» или поздравительной открытки. Совершенствовать умение детей самостоятельно определять содержание своей работы, использовать знакомые технические приемы и способы изображения, развивать воображение, композиционные умения, художественный вкус.Рисование
  • «Салют, посвященный Празднику победы»
  • «Военная техника: Танк» Цель учить создавать в своем рисунке образ танка.
  • Лепка
  • «Вечный огонь». Цель: Продолжать учить детей выполнять композицию вечного огня в технике барельефа, дополнять работу деталями (изображение огня) в технике торцевания на пластилине. Совершенствовать композиционные умения детей. Воспитывать уважение к героям великой Отечественной войны.
  • Аппликация:
  • Тема: «Танк» выполненный в технике «Аппликация из мятых салфеток».
  • Конструирование
  • «Крепость для укрепления города»
  • Цель:  совершенствовать композиционные умения при создании коллективных построек, надстраивать постройки в длину, высоту, делать сложные перекрытия, закреплять умение распределять работу, договариваться.
  • Знакомство с художественной литературой:
  • Е. Благина «Шинель»;
  • чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»;
  • Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;
  • А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»
  • Л. Кассиль из книги «Твои защитники».
  • Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы»
  • Дидактические игры:
  • «Подбери картинку».
  • «Воину солдату своё оружие».
  • «Колесо истории».
  • «Чья форма».
  • «Что изменилось».
  • «Военный транспорт».
  • Сюжетно-ролевые игры:
  • «На границе»
  • «Мы военные»,
  • «Моряки»,
  • «Летчики».
  • Подвижные игры:
  • «Разведка» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.
  • «Встречные перебежки» Цель: закрепить умение детей бега наперегонки.
  • «Попади в цель» Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.
  • «Меткий стрелок». Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров
  • ИКТБеседы с презентациями:«Солдат – победитель»«О городах героях» Предметно развивающая среда:
  • фотографии, иллюстрации на военную тему, с изображением военных разного рода войск (моряки, пограничники, танкисты, летчики, ракетчики и др.);
  • иллюстрации: Зайцев «Война и Мир глазами художника», С.Присекин «Наше дело правое», Ю.М.Непринцев «Отдых после боя», В.М.Сибирский «Штурм Берлина», А.Кривоногов «Победа»;
  • альбом с изображением медалей и орденов военных лет;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры «На заставе», «Мы танкисты», «Военный госпиталь»;
  • строительный материал, схемы создания военизированной техники;
  • книги, открытки, марки по теме Дня Победы;
  • коллекция наборов солдатиков;
  • мини-музей Дети войны;
  • коллаж  «На параде»;
  • диск с музыкальным клипом «День Победы» муз. Д. Тухманова.
  • Работа с родителями:
  • Оформление стенда «Слава тебе победитель солдат»
  • Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России»
  • Оформление папки-передвижки «9 Мая».
  • Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме проекта целесообразно рекомендовать родителям:
  • побеседовать с детьми о природных богатствах, о народах, населяющих Россию, известных людях, о подвигах людей во время войны;
  • просмотреть телепередачи «Парад на Красной площади» – показать мощь и силу Российской Армии;
  • понаблюдать с детьми за праздничным салютом;
  • поздравить прадедушку и прабабушку;
  • возложить цветы к памятникам воинской славы;
  • подобрать изображения военной техники, солдат и др. к теме «День Победы» из газет, журналов для создания коллажа;
  • прочитать детям: Ю.М.Непринцев «Отдых после боя»;
  • просмотреть фильмы о героях войны, совместно обсудить;
  • просмотреть м/ф: «Василёк» Союзмультфильм 1973г., «Солдатская сказка», «Дедушкин бинокль» Союзмультфильм 1982г;
  •  4 Итог проекта (заключительный)
  • Выставка поделок (совместно с родителями)
  • Литературно-музыкальный досуг конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне «Поклон Вам низкий», с приглашением ветеранов.
  • Возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату.
  • Трансляция опыта (город, республика, Россия).Участие в различных дистанционных конкурсах, посещение семинаров, мастер-классов. Выступление на педагогических часах по актуальным темам. Творческое сотрудничество по теме самообразования: дети, родители и педагоги ДОУ, г. Мариуполя.Для речевого развития детей мною было организован мини-музей «Почемучки», где наблюдали за природой, сезонными изменениями, смотрели различные презентации, видеоролики, а также виртуально путешествовали по красивым местам нашего города Мариуполя.Для развития художественно-эстетических способностей детей, мы рисовали, лепили, читали несложные чисто-говорки, пословицы, ознакомились с Донбасскими народными промыслами. Познакомились и опробовали игру на музыкальных инструментах и тд.Для развития физических качеств, мы познакомились с русскими национальными играми.Коллективные композиции из разных видов материалов: «Милым мамам», «Новогодние Забавы» «Блокадный Хлеб», «Блокадная ласточка» и т.д. Для познавательного развития детей, разучивали стихотворения.Была организована выставка «Домашний очаг», Мастер – класс для детей и родителей: «Семейный очаг. Изготовление свечи из вощины»Краткосрочные проекты для детей и родителей: - «В мире животных»- «Зимние праздники. Рождество»- «Книга наш друг»- «Ко дню матери»- «Магазин игрушек»- «Международный женский деньВывод: Проектная деятельность выступает как эффективная форма взаимодействия педагога и детей посредством которой можно решать образовательные задачи.В данном исследовании средствами организации проектной деятельности нами была реализована задача этнокультурного развития детей, которая определена одним из обязательных принципов осуществления современного дошкольного образования. Этот принцип прописан в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Она основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.Смысл технологии проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.Исходя из выше изложенного, можем сделать вывод о том, что тема «Реализация технология проектной деятельности в ДОУ является раскрытой. Цель исследования: изучить возможности реализации технологии проектной деятельности в ДОО – достигнута. Задачи решены.   Список литературы
  • Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников
  • Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова Образовательные проекты в детском саду.
  • Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.2006.
  • Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \\ Развитие личности. 2000 №1.
  • Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 2007.
  • Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993.
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.
  • Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: Учеб. Пособие. М., 2011.
  • Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.
  • Комратова Н.Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников.\\Дошкольное воспитание.2010 №8.