"Народная игра как средство развития и обогащения словаря детей 5 года жизни в ДОУ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Народная игра как средство развития и обогащения словаря детей 5 года жизни в ДОУ"
Автор: Елина Надежда Михайловна, Волкова Елизавета Александровна
Народная игра как средство развития и обогащения словаря детей 5 года жизни в ДОУ.Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».Л. С. Выготский: игра - это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Народная игра – это игра, придуманная народом, передающаяся из поколения в поколение.Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. На гробницах и в храмах древних египтян, ассирийцев и вавилонян сохранились изображения гимнастических и других игр наряду с изображением героических битв и самих героев. Вместе с утварью первобытных народов в глубоких слоях земли иногда находят игрушки и игровую атрибутику. В исторических документах сказано, что во все времена игре придавалось большое значение. Очень высоко ценили игры древние греки. Они придавали особое значение народным играм, их роли в воспитании детей. Занятие играми уже тогда считалось важной задачей образования. Существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую непременно входили разнообразные народные состязания.Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения . Народные игры в детском саду - не только развлечение, но и особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств .Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.В народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях. В них много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.Внимание необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правилаНародная игра – неиссякаемый источник развития речевой личности детей дошкольного возраста. Раскрывая значение в развитии речи, К. Ушинский выделял в ней, прежде всего, народность. Он считал, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-то другим. Из языка народа рождается и поэт, и музыкант, и художник. В этой связи большой педагог призывал любить и не забывать никогда родной язык. Поскольку язык является универсальным средством общения, накопления и передачи информации, обучения, воспитания и формирования духовного мира, она немыслима без речи.Язык народных игр является лаконичным, образным и богатым такими звуковыми составляющими, которые помогают детям определять их различие. В рифмах слова разные по содержанию часто отличаются только одним-двумя звуками. Своевременное развитие фонематического слуха способствует не только развитию активного словаря дошкольника, но способности к овладению правильной звукопроизношением дальнейшем.При отборе народных игр необходимо руководствоваться соответствием содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.Народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения.Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.Обращение к народным играм во время режимных процессов (умывание, одевание, кормление, сна) вызывает у детей положительное отношение. Например, во время умывания целесообразно использовать игру «Водичка-Водичка». Следовательно, использование игр, безусловно, положительно отличается на развитии речи дошкольников.Кроме того, важным остается тот факт, что в дошкольном возрасте активный словарный запас детей тесно связан с развитием мелкой моторики пальцев рук. На занятиях и в повседневной жизни целесообразным является использование театральной деятельности, с помощью которой можно разыгрывать с детьми потешки, сказки. Это будет способствовать обогащению активного словаря, развитию мышц рук, вызыванию радостных эмоций.Итак, народная игра рассматривается как транслятор традиционной культуры народа и общечеловеческих ценностей. Это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам, который изменяется и развертывается как субъективная деятельность ребенка, в ходе которой происходит развитие его психики. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.