Помни имя свое
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Помни имя свое
Автор: Демьяченкова Александра Михайловна
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.А.Т.Твардовский. Страшно!…Мы бежим, прячемся кто куда: в траншеи, старые разрушенные дома, пытаемся зарыться в кучи опавшей листвы, куда-нибудь, только бы не заметили нас немецкие солдаты. Страшно! Я задыхаюсь, хочу бежать быстро, сердце готово выскочить из груди… Но что-то мешает, какая-то неведомая сила держит меня на месте. Другие дети далеко впереди, а я с трудом передвигаю ноги. Страшно! Я прячусь за полуразрушенную стену бывшего дома, замираю… Немцы подходят ближе и ближе… Вот сейчас найдут, схватят и отправят в лагерь или убьют. Я крепко зажмуриваю глаза, сжимаю руками голову и… просыпаюсь… Это сон. Господи, это сон! Но какой страшный, все как на самом деле. И сердце стучит и отдается в висках, и руки дрожат. Но почему такой сон? Такой страх? Ведь я живу в 21-м веке, войну видела только в кино, на картинках. Еще, конечно, много читала о ней в книгах, учебнике истории. И еще песня…да, песня «Священная война» вызывает у меня какое-то непередаваемое чувство, мурашки бегут по телу: Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бойС фашистской силой темною,С проклятою ордой.Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, -Идет война народная,Священная война! Войну я не видела, а боюсь… Боюсь, что, не дай Бог, снова люди сойдут с ума и начнут воевать, убивать себе подобных, даже детей. Сколько горя она принесла людям! Наверное, я слишком впечатлительная. И прочитанные книги о войне, и знакомые песни и стихи, и, конечно, фильмы заставляют меня сильно переживать. Я переживаю так, как будто это уже не история, а реальность. Я боюсь, что все это может повториться. И этот сон… Скорее это впечатление от фильма, который мы с подругой недавно смотрели. Я плакала, отворачивалась, не могла смотреть, но смотрела… Это был фильм «Помни имя свое». Правдивая история о матери, Зинаиде Воробьевой, которую взяли в плен вместе с сыночком, ее кровиночкой, в лагерь смерти. Здесь маленький Гена делает свои первые шаги, произносит первое слово. Малыш живет в мире, где нет ничего, кроме холодных бараков, голода и страха. Но главный детский страх был впереди, когда ребенка отняли у матери. «Помни имя свое! Тебя зовут Гена Воробьев! Твоя Родина СССР. Сынок, помни имя свое!» - кричала в отчаянии несчастная мать, заклинала помнить, помнить мать, имя свое, Гена. Их разлучили. Разве такое возможно? …На войне все возможно. Как же выдержало материнское сердце эту боль, страдания? Я видела, как плакал сидящий рядом мужчина. Даже мужчина плакал, а я, девчонка, тем более не могла сдержать слез. После фильма я долго не могла прийти в себя. Дома меня все успокаивали, мама говорила, что это просто кино и нельзя так переживать. Прошло время, о фильме я не забывала. Я решила собрать материал об этом кино, об артистах, исполняющих главные роли. Я чувствовала, что придумать такую историю невозможно, чувствовала всю правду пережитых мною событий. В основу фильма положена реальная, полная драматизма история матери, разлученной в Освенциме со своим малышом. Белоруска Зинаида Воробьева, жена военного, 22 июня 1941 года рожает сына Гену. Счастливая мать, радуясь первенцу, мечтает о том, как они увидятся с отцом. Но этому не суждено сбыться: приходит известие о начале войны и о гибели мужа в первый день войны. Оказавшись на оккупированной территории, Зинаида с двухлетним сыном попадает в Освенцим. У людей не было ни имени, ни фамилии, ни отечества - только номер, просто номер на все случаи не только жизни. Поражает своей холодной жестокостью то, что номерок не "выдавали", а набивали на коже, как номер для скотины или мебели. Были и специальные концлагеря для детей, над которыми проводились различные медицинские опыты и эксперименты. Дети также становились донорами для раненых немецких солдат. Все эти ужасы пришлось испытать и пережить мирным жителям. После короткого карантина мать разлучают с мальчиком. Лишь изредка ей удается проникнуть в детский барак, чтобы подкормить малыша скудными гостинцами. Всякий раз при встрече Зинаида умоляет сына: «Помни: тебя зовут Гена Воробьев. Твоя родина - Советский Союз ». Она понимает, что каждая их встреча может стать последней. «Помни имя свое» - советско-польская военная драма 1974 года. Действие происходит то в годы войны, то в 70-е годы двадцатого века. Фильм снял режиссер и автор сценария Сергей Колосов. Благодаря ему миллионы зрителей узнали и могут узнавать сегодня трагичную судьбу Зинаиды и Геннадия Муравьевых - матери и сына, разлученных войной. В свое время кинофильм, созданный при содружестве двух стран, имел огромную популярность. Военная драма снята настолько правдоподобно, что кажется, что мы заглянули в прошлое и увидели все ужасы войны, того, что наделали фашисты. Главную роль сыграла Людмила Касаткина. Актриса вложила душу в эту работу. Специально для этой роли она села на жесточайшую диету. Ее рацион состоял только из меда и чая. Буквально за несколько дней актриса похудела на двенадцать килограммов. Ее организм к моменту съемок был настолько истощен, что она во время работы даже падала в обморок. Кроме того, до начала съемок ей еще разрешили пожить в том самом лагере для того, чтобы она вжилась в роль. Людмила Касаткина вспоминала: «На тот момент он уже стал музеем лагеря смерти. Наверное, это самое страшное место на земле. Запах, нары, засечки пленных на стенах — все это потрясает. Находиться там было невыносимо больно: то и дело слышались шорохи, голоса…» И она играла так проникновенно, так глубоко, как будто сама пережила весь этот ужас. Эту историю без слез смотреть невозможно. Запомнились и польские актеры Тадеуш Боровский (сыграл взрослого уже сына) и Рышарда Ханин (исполнила роль приемной матери, которая воспитала мальчика). Получился международный фильм, честный и воистину глубокий.Гене Воробьеву, в жизни Гене Муравьеву, повезло, он выжил, его спасла и вырастила польская женщина, он выжил, но имя свое позабыл… И дело не только в том, что тогда он был слишком мал. Быть евреем, поляком или русским в условиях лагеря означало муки и смерть, французом было быть не так страшно. Поэтому Гене хотелось быть французом. Это помогло ему забыть душевную травму ради продления жизни. А мать продолжала любить Гену, несмотря ни на что, даже в разлуке, даже годы спустя, может быть, поэтому Гена выжил и судьба его сложилась?Узников освободят 27 января 1945 года, эта дата потом станет Международным днём памяти жертв холокоста. После освобождения лагеря советскими войсками мальчик попал в детский дом. Поскольку мальчик не помнил ничего о своей семье и говорил лишь на польском и немецком языках, его оставили в Польше. Малыш объяснял, что его зовут “Генька”, но это имя приняли за уменьшительный вариант польского Эгениуш. Мальчик полюбился работнице детского дома Галине Трущинской. Женщина усыновила его, став второй матерью. А Зинаида, потерявшая и мужа, и сына, не видит смысла жить. И вдруг она узнала, что ее Гена, возможно, жив! Об этом ей сообщила сотрудница больницы, которая также была узницей Освенцима и работала в детском бараке. С этого момента Зинаида вновь обретает волю к жизни: во что бы то ни стало она хочет найти сына. Она пишет на радио и телевидение, в Польшу, в музей Освенцима, во все инстанции, которые могут обладать хоть какой-то информацией. После долгих лет разлуки мать и сын наконец-то встречаются. Но вернуться в СССР совсем Гена - Эгениуш не пожелал: его жизнь уже была в Польше. Но мать была счастлива уже тем, что ее сын жив, что они нашли друг друга и могут, пусть изредка, но встречаться и созваниваться. Эта проникновенная история, не единичная в послевоенные годы, не могла и не может оставить равнодушным никого. Мы знаем сейчас, как пытаются переписать историю. Как буквально совсем недавно американское посольство в Дании и немецкий журнал "Der Spigel" извинялись за то, что они непреднамеренно написали на страницах своих изданий, что Освенцим освободили американцы. Хотя при освобождении Освенцима погибло больше 200 наших солдат. В фильме есть эпизод, где по Кракову идёт экскурсия, поляки с благодарностью вспоминают Маршала Конева, который, чтобы Краков не пострадал во время штурма, приказал брать его без бомбардировок и артобстрела. И мы знаем, как американцы тогда же обошлись с Дрезденом. И мы знаем, что случилось с памятником Маршалу Коневу совсем недавно в Чехии. У нас много прекрасных фильмов о войне, именно о фронтовой войне, и они, бесспорно, очень нужны всем нам. Но не менее важны для нашей памяти вот такие фильмы — о том, чем страшна война по-настоящему: не только ужасом кровавых боев, но искалеченными душами миллионов людей, разрушенными судьбами, потерянными детьми, родителями и любимыми. Этот фильм нужно показывать подрастающим поколениям, чтобы на фоне нынешних общественных разногласий не забывали ИСТОРИЮ, не изменяли ее, чтобы не забывали тех, благодаря кому мы сейчас живем под мирным небом.Хочется верить, что люди поймут, что человек рожден для жизни, для счастья и всегда должен «помнить имя свое».